Меню
28 августа, 2023 / iamsts / Новости

Конституция Казахстана: 27 лет и один год

Конституция Казахстана: 27 лет и один год

Конституция Казахстана: 27 лет и один год Конституция Казахстана: 27 лет и один год
Фото из открытого источника

 width=У истоков Новой Республики

Год назад на официальном сайте Главы государства было опубликовано обращение по случаю 27-й годовщины Основного закона. Касым-Жомарт Токаев отметил, что в этом году День Конституции обретает особое политическое значение, что результаты общенационального референдума по поправкам в Основной закон продемонстрировали единство казахстанского народа и его решительную поддержку масштабных реформ. Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года в результате всенародного референдума. За эти годы в нее вносилось множество поправок. Последние - 5 июня 2022 года. Первая в истории независимого Казахстана Конституция была утверждена на девятой сессии Верховного Совета в 1993 году. Согласно этому документу, Казахстан был объявлен республикой с парламентской формой правления. Верховный Cовет был единственным законодательным и высшим представительным органом страны, у него были обширные полномочия, в том числе и право назначать Президента, Премьер-Министра, министров и других чиновников. При этом Президент был подотчетен Верховному Cовету и имел ограниченную власть. В таком виде политическая система Казахстана просуществовала до 1995 года, когда Нурсултан Назарбаев инициировал создание рабочей группы по разработке новой Конституции. По итогам референдума, этот документ приняли и утвердили в качестве Основного закона страны. Новая Конституция предоставила более широкие функции и полномочия Президенту, Верховный Совет был упразднен, а Парламент стал двухпалатным. С момента принятия нового Основного закона в него было внесено более 1100 изменений. Это происходило в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах. Так, например, поправки 1998 года отменили верхний возрастной предел для государственного служащего, а срок президентских полномочий увеличился до семи лет. В 2007-м длительность пребывания на главном государственном посту сократили до пяти лет, но в Конституции появилось определение «Первый Президент». В феврале 2011 года за Нурсултаном Назарбаевым был закреплен статус «Елбасы», который дал ему право избираться на пост Президента без ограничений. Первые поправки постназарбаевской эпохи случились в марте 2019 года, когда столица была переименована в Нур-Султан. В конце апреля прошлого года Касым-Жомарт Токаев объявил о проведении всенародного референдума по очередному внесению изменений в Основной закон страны. - Система управления, ориентированная на сверхконцентрацию полномочий, уже утратила свою эффективность. Она не способна консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений. Поэтому нам нужны выверенные шаги по переустройству политической системы Казахстана. Речь прежде всего идет об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской рес­публике с сильным Парламентом, - говорил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. 5 июня 2022 года в Казахстане был проведен референдум по принятию поправок к Конституции. Это был первый случай в истории страны, когда изменения в Основной закон вносились путем проведения общенационального голосования. Помимо перехода от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным Парламентом, в Конституцию внесли новую норму - родственникам Президента отныне запрещено занимать высокие государственные должности. Положение об особой роли Первого Президента исключили. Появился пункт, согласно которому земля и ее недра перешли в собственность народа. Учредили Конституционный суд. Конституционная реформа стала важным шагом в реализации президентской программы политических реформ, изложенной в его мартовском Послании народу Казахстана. Проект изменений и дополнений в Конституцию был разработан ведущими учеными-правоведами и конституцио­налистами, он основан на запросах граждан и реализуется в интересах всего общества. В Основном законе окончательно и однозначно закрепляется норма о том, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство (новая редакция пунк­та 2 статьи 1 Конституции). Новая формулировка повышает ответственность должностных лиц и государственных органов за экологические и социальные составляющие договоров с нед­ропользователями, в том числе с зарубежными инвесторами. Эта норма требует корректировки законодательства и не исключает в будущем возможности участия народа в той или иной форме в получении доходов или иных благ от продажи и эксплуатации природных ресурсов. Усиливается Парламент, особенно Мажилис, где появятся примерно 30 процентов депутатов, которые избираются по территориальным округам, не по партийным спискам, и могут быть отозваны избирателями. Введение смешанной избирательной системы позволяет в полной мере учесть права всех граждан, лучше отражать интересы избирателей. Теперь Мажилис состоит не из 107, а из 98 депутатов, изб­ранных по смешанной избирательной системе в связи с тем, что квота Ассамблеи народа Казахстана из Мажилиса перенесена в Сенат и сократилась с девяти до пяти депутатов. При этом депутаты должны представлять все регионы Казахстана, и ответственны они не перед избравшими их съездами партий, прошедших в Парламент, а непосредственно перед гражданами. Сочетание пропорциональной и мажоритарной систем привело к росту активности депутатов. Президентская квота в Сенате сокращается с 15 до 10 депутатов. Причем пять из них предложены Ассамблеей народа Казахстана. Депутаты Мажилиса избирались по смешанной избирательной системе: пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам (новая редакция пункта 3 статьи 50 Конституции). Вводится право отзыва избирателями мандата у депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному территориаль­ному избирательному округу (новая редакция пункта 5 статьи 52 Конституции). Проще говоря, идя на выборы мажилисменов, каждый из нас несет ответственность за их работу, за те законы, которые они принимают. Ведь мы, избиратели, не только даем избранникам возможность законотворчества, но можем это право и отозвать. - В результате произойдет существенное укрепление демократических традиций и укоренение новой политической культуры, основанной на взаимной ответственности и доверии между депутатами и избирателями, - считает Госсекретарь РК Ерлан Карин. С одной стороны, изменения усиливают систему народовластия - Мажилис укрепляет свои позиции. С другой стороны - не нарушаются функции Сената, он тоже участвует в выработке законов и может возражать. Благодаря этому складывается необходимый баланс власти. В новых поправках Президент не отменяет или приостанавливает действия актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы, снимать с должностей акимов районов, городов, сельских округов. - Таким образом полномочия Президента в отношении местной власти сокращаются и концентрируются на акимах регионального уровня при значительном усилении роли маслихатов, - констатирует Государственный секретарь Казахстана. Чем еще ценна обновленная Конституция? Произошел окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике. - Конституционная реформа формирует оптимальный баланс отношений между ветвями власти, обеспечивает максимальную равноудаленность института президентства. Статья 43 Конституции дополняется пунк­том 3, который устанавливает, что Президент республики на период осуществления своих полномочий не должен состоять в политической партии. Исходя из этой же логики, данный запрет распространен на председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда и иных судов, председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты республики (новая редакция пункта 2 статьи 23 Конституции). Результатом станет повышение политической конкуренции, создание равных условий для развития всех политических партий, самостоятельность и беспристрастность при принятии решений, - говорит Ерлан Карин. Избранный Президент юридически и фактически обретает статус представителя всего народа. На период осуществления своих полномочий он не будет состоять в политической партии. Поэтому теперь все партии будут равноправными. В пропорциональной системе выборов если Президент руководит партией и у него есть влияние на эту партию - нельзя сказать, что Парламент будет самостоятельным. Если Президент дистанцируется от этого - то самостоятельность Парламента возрастает. Так как Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан, в Конституции появился пункт о том, что близкие родственники президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Восстановление Консти­туционного суда и возможность в него обратиться, предоставленная простым гражданам, усиливает механизмы защиты прав граждан. Еще год назад если нормативный акт нарушал чьи-то права, приоритет оставался за документом. Сегодня на сайте Конституционного суда каждый сможет увидеть массу примеров того, как нормативные акты, не соответствующие конституционным нормам, меняются. Уполномоченному по правам человека предоставляется иммунитет и даются гарантии независимости и неподотчетности каким-либо иным государственным органам и должностным лицам при осуществлении полномочий по содействию восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В целом по результатам прошедшего референдума в действующую Конституцию страны внесены 56 поправок в 33 статьи. То есть изменилась треть Основного закона. Поэтому можно сказать, что мы с вами в июне 2022 года приняли новую Конституцию Нового Казахстана.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА

Самые читаемые статьи недели: