Образование

Ещё раз о реформах. Для эффективности системы

Ещё раз о реформах. Для эффективности системы

 width=Для эффективности системы

Новый учебный год начался, а вместе с ним пришли и очередные реформы в среднем образовании. Министерство просвещения, пожалуй, самое передовое ведомство по количеству преобразований. Оно и понятно: образовательный процесс быстро меняется, и к этому нужно адаптироваться. Первое «новшество» заключается в том, что учебный год будет заканчиваться, как и раньше, 25 мая. Этому обрадовались родители и, конечно же, дети. Чиновники признали, что решение Министерства просвещения было поспешным и требовало более тщательной подготовки, что повлекло много нареканий в обществе и предложений со стороны педагогического сообщества. Однако 36 учебных недель - это мировая практика, к которой Казахстан все же присоединится. Но позже. К этому вопросу вернутся после 2025 года. Что касается учебной программы, то государственный общеобязательный стандарт образования (ГОСО) будет пересмотрен. Учебную нагрузку обещают снизить, при этом усилить воспитательный компонент на основе национальных ценностей и казахстанского патриотизма. В организациях образования внедряются концептуальные основы воспитания «Ұлттық тәрбие - ел болашағы». Министерством просвещения разработана Единая воспитательная программа на 2023-2025 годы, направленная на активизацию идеологической работы с обучающимися, родителями и общественностью. Так, с 1 сентября текущего года во всех организациях образования заработали центры педагогической поддержки родителей. Их главная миссия - усилить взаимодействие семьи и школы в обучении и воспитании детей, развитие культуры позитивного родительства. Центры будут охватывать около пяти миллионов детей. Ключевыми направлениями текущей модернизации станут снижение учебной нагрузки на обучающегося в соответствии с международными образовательными стандартами, усиление обучения естественно-математическим предметам на основе подходов STEM-образования. При этом структурные основы будут сохранены. Изменения коснутся лишь содержания целей обучения и ожидаемых результатов по предметам. В учебных программах предусматриваются дополнительные часы на повторение и закрепление учебного материала по предметам. В содержание учебных программ уже внесен ряд корректировок, которые будут обсуждаться с педагогической общественностью. В целях усиления ценностного компонента по начальному образованию разработаны проекты отдельных учебных программ по предметам «Изобразительное искусство» и «Трудовое обучение». По предложению учителей-предметников естественно-математических наук программы предметов «Естествознание» и «Познание мира» интегрированы в программу «Познание мира». По предметам «История Казахстана» и «Всемирная история» содержание учебных программ сформировано на основе периодизации в контексте обеспечения синхронности изучаемых тем и периодов истории Казахстана и всемирной истории. Для школ с неказахским языком обучения разработаны проекты отдельных учебных программ по предметам «Қазақ тілі» и «Қазақ әдебиеті», а для классов с казахским языком обучения - по предметам «Русский язык» и «Мировая литература». Для девятого класса разработан проект программы интегрированного предмета «География. География Казахстана» с усилением в содержании казахстанского компонента. Также вносятся изменения в учебную программу 10-11-х классов с общественно-гуманитарным направлением с учебной нагрузкой один час в неделю. По предмету «Музыка» предлагается ввести слуховое обучение игре на домбре с первого по шестой класс. По предмету «Химия» пересматривается содержание учебной программы седьмых-девятых классов, 10-11-х классов для общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений. В начальной школе поменяется подход к преподаванию иностранных языков. В частности, будут интегрированы программы первых-вторых классов и третьих-четвертых классов. Также пересматривается содержание учебных программ пятых-11-х классов по английскому, немецкому и французскому языкам. Апробация типового учебного плана и типовой учебной программы начального, основного среднего и общего среднего образования будет проводиться на базе пилотных школ. По ее итогам - мониторинг результатов и доработка. Конкретные сроки пока не указываются.   Инклюзия Одним из важных направлений является поддержка детей с особыми образовательными потребностями. Норма открытия одной ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация) законодательно уменьшилась с 60 до 50 тысяч детей. Это позволит обеспечить больший охват и выявляемость заболеваний у детей на ранней стадии. С начала года в стране открыты две ПМПК, в 5760 школах с контингентом более 50 тысяч детей созданы условия для инклюзивного образования. Ведется разработка стандарта для создания базовой инфраструктуры специальных организаций образования. Заключен меморандум с Фондом «Қазақстан халқына» по укреплению материально-технической базы специальных организаций образования. Приняты правила психолого-педагогического сопровождения в организациях образования и Правила оценки особых образовательных потребностей. В общеобразовательных школах создано 646 кабинетов поддержки инклюзии. Планируется ежегодно открывать 40 таких кабинетов. Также будут созданы 22 областных ресурсных центра.   Кадры решают всё С учетом повышения статуса учителей Правительством прорабатываются вопросы ужесточения требований для поступления по педагогическим направлениям. В этом году каждый четвертый претендент на государственный грант решил стать учителем. Стоит отметить, что пять лет назад на педагогические специальности приходили абитуриенты с 50 баллами, а сегодня проходной балл составляет уже 111. Также Министерством просвещения усовершенствован процесс аттестации педагогов. Новые правила начнут действовать уже в этом учебном году. Процесс аттестации на базе национальной платформы автоматизирован. Теперь вся информация о деятельности педагога аккумулирована в его личном кабинете. Исключено портфолио, а также тестирование по педагогике и методике преподавания. Педагог будет проходить тестирование только по своему предмету. Подтверждение квалификационной категории педагога-исследователя и мастера исключается, но будет отслеживаться посредством национальной платформы. При этом выпускники педагогических специальностей, впервые приступающие к профессиональной деятельности, либо имеющие перерыв в стаже работы, будут проходить тестирование на диагностику профессиональных компетенций педагога.   Безопасность школ Министерством просвещения разработан проект комплексного плана по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечения их прав и благополучия на 2023-2025 годы. Внедрен национальный мониторинг - Индекс благополучия детей. Планируется запуск автоматизированной системы деятельности психологических служб школ. Для обеспечения безопасности 90 процентов организаций образования подключены к центрам оперативного управления органов внутренних дел, обеспечены лицензированной охраной, оснащены тревожными кнопками. Данная работа будет выполнена во всех школах. Также обновляется автопарк специальных школьных автобусов.   Новая система оценивания Со следующего года в Казахстане введут национальную систему оценки качества образования. Кейсы успешных школ распространят на все организации среднего образования. В прошлом году в 169 школах была апробирована национальная система оценки «Мониторинг образовательных достижений обучающихся», которая эффективно себя зарекомендовала - можно было увидеть результаты работы между периодами международной оценки. Новая система позволит определить результативные способы улучшения качества образования. Оценка будет проводиться ежегодно национальным координатором, определяемым Правительством с привлечением независимых экспертов. По ее итогам будут выявлены слабые школы в разрезе регионов для принятия в отношении них точечных мер. В первую очередь акиматы будут выделять финансовые средства на повышение квалификации учителей, и это будет делаться на постоянной основе, а не через три или пять лет. Минпросвещения в свою очередь будет организовывать краткосрочные курсы, где педагоги смогут пройти обучение по конкретным выпадающим темам и недостающим компетенциям, а не по обобщенным программам, как сейчас. Что ж, планов у Минпрос­вещения достаточно. Главное - их успешная и эффективная реализация.

Kazpravda.kz