Меню
4 сентября, 2023 / iamsts / Новости

Взгляд на проблему. Общественники анализируют проблемы обеспечения пастбищами

Взгляд на проблему. Общественники анализируют проблемы обеспечения пастбищами

Взгляд на проблему. Общественники анализируют проблемы обеспечения пастбищами Взгляд на проблему. Общественники анализируют проблемы обеспечения пастбищами
Фото из открытого источника

 width=Общественники анализируют проблемы обеспечения пастбищами

Общественное объединение «Горный клуб «Жабаглы-Манас» реализует проект «Углубление и расширение знаний населения о биоразнообразии и их практическом применении в проектной зоне программы CEPF в Жамбылской области Казахстана», который является логическим продолжением предыдущего проекта «Улучшение информированности населения о значении биоразнообразия, угрозах его сохранению, редких и исчезающих видах и вовлечение общественности в процессы управления биоразнообразием». - В рамках проектов мы выполняем анализ планов управления пастбищами нескольких сельских округов в шести районах области. Эту работу общественное объединение проводит на основании двухлетнего меморандума с управлением земельных отношений акимата области, а также по результатам уже проведенных круглых столов в Андасбатырском сельском округе Меркенского района и Биликольском сельском округе Жуалынского района, - рассказывает координатор проектов ОО «Горный клуб «Жабаглы-Манас» Рауф Сабитов. В ходе анализа представленных документов пришлось изучить большое количество информации. Ведь планы управления пастбищами должны включать в себя схему или карту расположения пастбищ на территории административно-территориальной единицы в разрезе категорий земель, собственников земельных участков и землепользователей на основании правоустанавливающих документов; приемлемые схемы пастбищеоборотов. Названный документ должен также содержать карту с обозначением внешних и внутренних границ и площадей пастбищ, в том числе сезонных, объектов пастбищной инфраструктуры; схему доступа пастбищепользователей к водным источникам, составленную согласно норме потребления воды. В план управления пастбищами вносят также схему перераспределения пастбищ для размещения поголовья сельскохозяйственных животных физических и юридических лиц, у которых отсутствуют пастбища, и перемещения его на предоставляемые пастбища; схему размещения поголовья сельскохозяйственных животных на отгонных пастбищах физических и юридических лиц, не обеспеченных пастбищами, расположенными при городе районного значения, поселке, селе, сельском округе. Обязательны в документе календарный график по использованию пастбищ, устанавливающий сезонные маршруты выпаса и передвижения сельскохозяйственных животных; карта с обозначением внешних и внутренних границ и площадей пастбищ, необходимых для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья в зависимости от местных условий и особенностей. Описываемый документ должен включать и иные требования, необходимые для рационального использования пастбищ на соответствующей административно-территориальной единице. Кроме того, план по управлению пастбищами и их использованию принимается с учетом сведений о состоянии геоботанического обследования пастбищ; сведений о ветеринарно-санитарных объектах; данных о численности поголовья сельскохозяйственных животных с указанием их владельцев - пастбищепользователей, физических и юридических лиц. В документ необходимо внести и данные о количестве гуртов, отар, табунов, сформированных по видам и половозрастным группам сельскохозяйственных животных; сведения о формировании поголовья сельскохозяйственных животных для выпаса на отгонных пастбищах. Следует указать в нем и особенности выпаса сельскохозяйственных животных на культурных и аридных пастбищах; сведения о сервитутах для прогона скота. То есть по сути, это стратегический документ, призванный наладить устойчивый оборот пастбищных земель. Учитывая чрезвычайную важность первого пункта, проанализируем, как он отражен в планах управления пастбищами. Геоботанические обследования проводятся для определения продуктивности пастбищ, строения и состава травостоя, мест его произрастания, возможности использования пастбищ для выпаса различных видов сельскохозяйственных животных, оценки качества травянистой и древесно-кустарниковой растительности. В одних планах в разделе «Сведения о состоянии геоботанического обследования пастбищ» описаны климатические условия, объемы ежегодных осадков, наличие равнин и гор, а также цвет местных почв. В других, как и положено, описана видовая растительность, а вот для определения продуктивности «использовались данные геоботанических исследований специалистов республиканского государственного предприятия «ГосНПЦзем» на 1980-2012 годы». То есть данные десятилетней давности! И к тому же не содержится сведений о том, где именно проводились исследования: то ли это горная часть территории района, то ли речь идет о пастбищах равнинной части. Учитывая, что пастбища даже в разрезе сельских округов имеют свои особенности и по травостою, и по его составу, от представленной информации мало пользы. Нередко в планах можно встретить фразу: «План принят с учетом сведений о состоянии геоботанического обследования пастбищ». При этом все иные сведения имеются, кроме данных о состоянии геоботанического обследования пастбищ. То есть по всей видимости, такое обследование не проводится. Ни в одном из исследованных планов управления пастбищами не использована терминология, определяющая типы пастбищ, лежащая в основе приказа министра сельского хозяйства Республики Казахстан № 3-3/332 от 14 апреля 2015 года «Об утверждении предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ». В частности, для Жамбылской области характерны такие типы пастбищ: серополынно-кейреуково-боялычевые; полынно-изенево-еркековые закустаренные; серополынно-эфемерово-кустарниковые; кустарниково-полынно-злаковые с еркекотерескеновыми. Учитывая, что приказом министра сельского хозяйства № 237 от 20 июня 2023 года требуется «обеспечить предельно допустимые нормы нагрузки на общую площадь пастбищ», пользователи будут вынуждены либо сами изучать и вникать в тонкости ботаники растительности пастбищ, либо привлекать для этой цели специалистов. Было бы целесообразно подключить грамотных специалистов, задействовать потенциал вузов, выделить для этого соответствующие средства»… На этом этапе проекта ОО «Горный клуб «Жабаглы-Манас» подготовил выводы и рекомендации. В большинстве планов управления пастбищами отсутствуют сведения о результатах геоботанического обследования пастбищ. Практически такое обследование не проводится. Вернее, когда-то проводилось, но частично. Отсутствует информация об имеющихся особо охраняемых природных территориях, охотничьих хозяйствах, об угрозах биоразнообразию, о мерах по их предотвращению, хотя общеизвестно, что именно животноводство наносит наибольший урон биоразнообразию. Отсутствует информация о мероприятиях по улучшению пастбищ (обводнение, подсев трав и других), хотя существует государственная программа по обводнению пастбищ. В планах по управлению пастбищами недостаточно мер, обеспечивающих их устойчивое использование, по предотвращению деградации, по улучшению пастбищ. Единственная мера - это стремление приблизиться к нормам выпаса. В то же время вызывают вопросы используемые в планах управления нормы выпаса, которые не основаны на приказе министра сельского хозяйства от 14 апреля 2015 года. Скорее всего, какая-то работа по улучшению пастбищ ведется, но должны же быть предусмотрены какие-то расходы. Ни в одном из планов этого пункта нет. Если это мероприятия республиканского масштаба, то они должны быть прописаны. Либо работа выполняется, но не содержится в планах, либо она не выполняется совершенно. Участники круглых столов, о проведении которых мы упомянули выше, констатировали, что не принимали участия в разработке планов управления пастбищами, что никто не осуществляет конт­роль за их исполнением, хотя часть из них сказали, что знают об их существовании. По сути, это формальный неработающий документ. Учитывая, что результаты геоботанического обследования пастбищ являются одним из основных и обязательных компонентов планов управления пастбищами, необходимо принять все меры для выполнения этого требования законодательства. В планах управления пастбищами желательно отражать информацию об имеющихся особо охраняемых территориях и охотничьих хозяйствах. Учитывая, что животноводство является одной из самых больших угроз биоразнообразию, необходимо учитывать его влияние и планировать меры по снижению нагрузки и восстановлению устойчивости экосистем. Необходимо планировать меры по улучшению пастбищ (обводнение, подсев трав, внесение удобрений, создание защищенных полос), отражать меры, осуществляемые в рамках государственных программ по улучшению пастбищ. Чрезвычайно важно отразить в планах по управлению пастбищами проблемы, высказываемые фермерами и местными жителями, а также возможные пути их решения, поэтому участие пользователей в разработке планов управления пастбищами должно стать обязательным правилом. А для этого целесообразно создавать пастбищные советы. Необходимо придерживаться рекомендаций ученых касательно сезонности пастбищ, корректируя их с учетом угроз биоразнообразию, в частности, в период окота копытных (диких животных). Желательно при разработке планов управления пастбищами изучить и использовать опыт осуществления проектов, в частности, проекта ResiLand, реализуемого в настоящее время в партнерстве с Правительством РК при финансовой поддержке Всемирного банка (в Шуском районе Жамбылской области), проектов международного фонда Critical Ecosystem Partnership Fund, в частности, в Туркестанской области и в Кыргызстане. Управление пастбищами и разработка соответствующих планов должны стать частью системы самоуправления на уровне местных сообществ. В ближайшее время ОО «Горный клуб «Жабаглы-Манас» планирует провести работу по совершенствованию планов управления пастбищами в округах шести районов Жамбылской области.

Юрий ЕФИМОВ

Самые читаемые статьи недели: