Новости

Манипуляции сознанием. Психологические методы воздействия на службе у аферистов

Манипуляции сознанием. Психологические методы воздействия на службе у аферистов

 width=Психологические методы воздействия на службе у аферистов

Жертвой мошенников могут стать люди любого социального статуса, возраста и пола. На их удочку могут попасться как доверчивые пенсионеры, так и образованные молодые казахстанцы. Недавно Министерство внутренних дел Республики Казахстан опубликовало информацию о том, что с начала 2023 года по стране зарегистрировано более 13,7 тысячи фактов интернет-мошенничества. На уловки мошенников попадаются не только люди преклонного возраста, которым тяжело подружиться с миром высоких технологий, но и молодые граждане с высшим образованием. Все дело в том, что мошенники давно научились подстраиваться под жертву. Интеллект, образование, сфера деятельности человека не имеют значения - ключик подберут к любому. Стереотипный портрет мошенника обычно выглядит следующим образом - это человек с низким эмоциональным интеллектом и не способный вникнуть в чувства другого человека. Однако недостаток эмпатии не мешает ему манипулировать другими людьми. Манипуляторы - хорошие психологи, часто обаятельны, легко втираются в доверие граждан, вызывая их симпатию или сочувствие. Также мошенники отличные ораторы, они точно знают, какие словесные конструкции нужно использовать в тот или иной момент, с какой интонацией говорить и какой посыл вкладывать. К примеру, гражданам сообщают об оформленном без их участия кредите или переводе денежных средств. Жертва пугается, на время теряет способность рационально мыслить, и здесь заботливый собеседник говорит, что может помочь - просто надо сообщить, а дальше якобы банк со всем разберется. Часто мошенники играют на желании граждан быстро разбогатеть, особенно в наше время, когда вокруг так много мотивационных бизнес-курсов. Аферисты требуют решения здесь и сейчас, не оставляя жертве времени на раздумья. Потом люди вкладывают деньги в сомнительные организации или берут займы у черных кредиторов. На людей преклонного возраста действует распространенная психологическая техника - давление авторитетом. Пенсионеры в большинстве своем привыкли доверять госорганам и полиции, поэтому, если к ним обратится человек, представившийся сотрудником КНБ, ему поверят. И откликнутся на просьбу помочь представителю власти в поимке опасного преступника, для которой нужно передать деньги или сообщить конфиденциальные данные. Если человек засомневается, ему начнут угрожать уголовной ответственностью за препятствование государственной спец­операции. Нельзя также и забывать о том, что мошенники становятся все искуснее с развитием Интернета и IT-технологий - они исследуют все нововведения, чтобы применить их в своих корыстных целях. Но все же существуют несколько признаков, по которым можно распознать мошенника. Во-первых, он всегда первым вступает с вами в контакт. Аферисты инициируют звонок или пишут посредством социальных сетей и предлагают заманчивые предложения, выманивают денежные средства. Не относитесь легкомысленно к таким звонкам и сообщениям, отказ от общения - это часть цифровой гигиены, которая обезопасит вас от мошенников. Во-вторых, разговор, который затеяли мошенники, всегда крутится вокруг финансов. Злоумышленники представляются сотрудниками банка, госучреждений или крупных магазинов, но всегда их разговор с вами касается денег. Конечно, нельзя на 100 процентов точно определить, мошенник ли вам позвонил, но будьте бдительны - не верьте на слово незнакомцам, когда дело касается денег. Также они всегда просят сообщить конфиденциальную информацию. Ни один сотрудник банка или представитель правоохранительных органов не будет требовать от вас реквизиты платежных карт, пароли и CVV-код. Это строго запрещено их служебной этикой. Поэтому ни в коем случае не делитесь личной информацией с посторонними, как бы они вас ни запугивали. Еще один признак того, что вы общаетесь с мошенником - вас пытаются вывести на эмоции. Злоумышленники, как мы уже разобрались, знакомы с человеческой психологией, поэтому будут давить на все болевые точки и выводить из равновесия. Не теряйте голову и лучше сами позвоните в контакт-центр банка или госорган, чтобы уточнить детали. Пятый признак того, что вас пытаются обмануть, торопят с принятием решения. Мошенники специально ставят своих жертв в ситуацию, когда у нее нет времени на раздумья. Сделайте сейчас либо пожалеете - таков посыл аферистов, потому что они знают, что в состоянии шока человек теряется. Если вас торопят и к чему-то принуждают незнакомцы, лучше поставьте разговор на паузу и обдумайте ситуацию. Вы всегда можете перезвонить в случае необходимости. Чтобы не попасться на все эти уловки и не поддаться психологическому воздействию, нужно быть готовым ко встрече с аферистами и придерживаться плана по противодействию им. Не забывайте о важности критического мышления - разговаривая с незнакомыми людьми, не позволяйте им давить на эмоции, анализируйте их слова и поступки. Помните, что вы ничего им не должны и имеете право не отвечать или уйти. Не полагайтесь на свою уверенность - есть исследования, которые говорят, что излишняя уверенность только повышает риск стать жертвой мошенников. Вы не можете знать все схемы аферистов и их приемы, поэтому будьте осторожны и бдительны. Никогда не отвечайте сразу, берите время подумать - вас могут уверять, что предложение сгорит через пару минут, но это не так. Если вам предлагают действительно что-то стоящее, то предложение точно не будет действовать такой короткий промежуток времени. Всегда советуйтесь с близкими, которым доверяете, со стороны ситуация может выглядеть не такой пугающей или однозначной. И вы можете получить ценный совет, который сбережет вам деньги и нервы. Кроме того, человеку вне вашей ситуации проще анализировать, и он быстрее заметит опасность. Не разговаривайте с людьми, которые настойчиво вам что-то предлагают, лучше вежливо им откажите. Если вам сложно это сделать, то есть психологический прием со стоп-фразами: придумайте такую и используйте ее в разговоре. Например, «мне нужно обсудить это с сестрой», - так вы и не отказали напрямую, но и разговор закончили. Не позволяйте на вас эмоционально давить: помните, что квалифицированные работники и должностные лица банков никогда не позволят себе играть на ваших чувствах. Они действуют по устойчивому алгоритму, и отступление от него может дорого им обойтись. А когда якобы сотрудник банка угрожает вам или выводит на эмоции - это знак, что разговор нужно прерывать и перед вами, скорее всего, мошенник. Задавайте конкретные вопросы и предупреждайте, что записываете разговор, не бойтесь узнать данные того, кто звонит, адрес его работы, должность, а также детали ситуации, по которой вам позвонили. К тому же запись ответов не только испугает мошенников, но и поможет вам активировать свои аналитические навыки, которые отступили перед эмоциями, на которые начали давить.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ