Акын, певец и композитор
Народному акыну и мыслителю, певцу и композитору второй половины XIX - начала XX века Ахану-серэ Корамсину (Акжигит Корамсаулы) в этом году исполнилось 180 лет со дня рождения. Его трагическая судьба и песенное творчество волновали последующие поколения в лице писателей и поэтов, ученых и певцов-исполнителей, которые изучали его творчество, сочиняли об акыне романы, поэмы, исполняли песни. Его называли защитником угнетенной бедноты. Ахан-серэ (1843-1913) родился в местечке Коскуль, недалеко от аула Каратал Кокшетауской области. Учился у местного муллы, затем в медресе Петропавловска. Вернувшись домой, увлекся игрой на домбре, к тому же у него был красивый и сильный голос - все это способствовало тому, что он рано стал участвовать в различных песенных состязаниях, скачках, сочиняя песни, имеющие успех в народе. Ахан-серэ был вольнолюбцем, как и большинство акынов-серэ в молодости разъезжал по аулам в окружении молодежи и распевал любовные песни, играя на домбре. Со временем у него стали появляться обличительные, остросатирические импровизации, связанные с неприглядными поступками баев либо порочными явлениями среди людей, такими, как жадность, глупость, трусость и другие, высмеивал и осуждал лицемерие, ханжество, выражал протест против произвола религиозных фанатиков, насилия и несправедливости со стороны власть имущих. Большинство же песен полны жизнелюбия, в то же время и сердечной тоски по любимым образам… Абай высоко ценил его песенное творчество, как и Биржан-сала, Жаяу Мусы. Щегольская одежда - один из признаков акынов этого направления (об этом можно почитать в романе «Путь Абая» Мухтара Ауэзова), а также быстрый конь и ловчая птица, с которой выезжал на охоту - он был заядлым охотником. За талантливые песни, острый язык и сатирические импровизации народ прозвал его «серэ» (с казахского «сере» - певец-импровизатор и мелодист, которому присущи благородство и любовь ко всему красивому). Интересные сведения о нем оставил Хамит Тлеубаев, подростком видевший Ахана в доме своего отца. Он подробно описал внешность акына-певца: «Чуть выше среднего роста, небольшой прямой нос, острая клинышком бородка, черные щегольски закрученные усы, красивый, смуглолицый, черноглазый, статный, плечистый. С длинными пальцами, он часто моргал длинными ресницами». Ахан-серэ создавал разные песни по настроению и обстоятельствам - нежные, кокетливые, радостные, печальные. Знаменитая песня «Сырымбет» - о трагической любви Ахана-серэ и девушки Жамал, которые не смогли соединить свои жизни. «Балқадиша» радостно воспевает красоту девушки. «Маңмаңгер» и «Құлагер» посвящены верным скакунам. Песня «Құлагер» (Құлагер - кличка коня) - одна из последних песен Ахана-серэ. В ней он поет о гибели верного коня, с которым был первым на скачках, охотился на архаров, ездил в аулы к девушкам. В ней скорбь певца, в то же время он стойко переносит удары судьбы: «Құлагер - отец твой тулпар, мать - соколица». Его любимый конь был убит в 1876 году, по мнению одного из современников Ахана. Сделали это его враги в отместку за остросатирические высказывания, вольнолюбивые песни. Также песни «Мақпал» - о безответной любви, «Көкшетау», «Қара торғай», «Ләйлім», «Ақтоқты» и другие стали классикой казахского народного песенного творчества. Его лирические песни любимы народом, часто звучали в исполнении певцов-домбристов, народных артистов Жусупбека Елебекова, Манарбека Ержанова, Гарифоллы Курмангалиева и других на концертных сценах, по радио и телевидению. Прекрасным исполнителем и пропагандистом его песен был знаменитый борец и народный композитор Балуан Шолак. Ахан-серэ поразил своим исполнительским искусством императорскую свиту с наследником из Петербурга, прибывшую в Омск, вызвал интерес к себе не только певческим голосом, но и яркой внешностью, изящной одеждой и манерой держаться. Наследником ему была вручена золотая медаль императорского двора. О нем написаны поэмы, романы, созданы пьесы и оперы. Трагическим страницам из жизни акына - гибели его любимого иноходца, победившего в байге и убитого завистниками, - посвятил свою последнюю поэму «Құлагер» Ильяс Джансугуров. Большая поэма в переводе Михаила Луконина и Евгения Евтушенко состоит из вступления и глав, названия которых поэтапно раскрывают детство, печальную жизнь Ахана и славу в народе, его любовь к избранице и трагическую ее смерть в результате травли, гибель верного друга-коня от завистливых соперников, враждебно настроенных к песням акына, его бессмертную песню-плач о Құлагере. Известный скульптор Тулеген Досмагамбетов создал величественный памятник «Ахан-Серэ» - Құлагер». В знаменитой поэме Сакена Сейфуллина «Кокшетау» немало строк о нем и его песне «Құлагер»: «О, знаменитый напев Құлагера, //Ты в сердце у каждого степняка», «Непревзойденная песня Ахана//Всегда нова и во всем права». В 1947 году Айтбай Хангельдин написал поэму «Ахан-Серэ». В драматических произведениях показана творческая жизнь акына-мыслителя и его личная трагедия - в отместку за его изобличительные песни враги убили любимого коня и затравили его возлюбленную, покончившую с собой. Самой известной и первой является пьеса Габита Мусрепова «Ахан-серэ и Ақтоқты» (или «Трагедия поэта»). В «Автобиографическом рассказе» Герой Социалистического Труда Габит Мусрепов писал: «Незадолго до войны меня привлекла судьба нашего выдающегося поэта и композитора. Его звали Ахан-серэ. Он был муллой, занимал в обществе видное положение - и бросил все, ушел в искусство, которое и в конце XIX века считалось занятием не совсем приличным, ненадежным, неустойчивым, а для муллы - и вовсе грешным. Мулла в прошлом - у него были свои счеты с богом, и Ахан стал, пожалуй, первым в казахской поэзии откровенным бунтарем, выступавшим то насмешливо, то гневно против незыблемых устоев религии. Отдельные эпизоды его бурной биографии прямо просились в пьесу, и мне казалось, что я должен написать ее. Под названием «Ахан-серэ и Ақтоқты» она шла во многих драматических театрах». Пьеса была поставлена режиссером Моисеем Гольдблатом в Казахском театре драмы имени М. О. Ауэзова 10 марта 1942 года. Музыку написал Сергей Шабельский. Искусствоведы Амир Канапин и Лев Варшавский в книге «Искусство Казахстана» пишут: «Ахан-серэ и Ақтоқты» - один из подлинных шедевров казахской драматургии. Значительная часть трагедии написана белым стихом, очень редко применяемым в казахской поэзии. Великолепный, сочный язык, правдивое реалистическое отображение дореволюционной казахской жизни и быта… Героя ее, жившего во второй половине XIX века, известного народного поэта, акына и мыслителя Ахана Карамсина (Корамсина. - Прим. авт.) автор показывает как демократически настроенного защитника угнетенной бедноты, гуманиста, возвысившего голос протеста против мертвящих догм ислама и произвола, чинимого религиозными фанатиками, служителями веры». В пьесе показаны взаимоотношения поэта и общества, его психологическая драма, поиски справедливости и идеала в жизни. Поэт открыто и смело выступает против лжи и бесправия, вступает в неравную борьбу с хазретом Науаном. Образы Ахана и Ақтоқты создали Шакен Айманов и юная Шолпан Джандарбекова, только поступившая в театр после окончания школы. Это ее любимая роль. Образ немого палуана сыграл Калибек Куанышпаев, хазрета Науана - Капан Бадыров. Все они - титулованные звезды драматического театра и кино. Габит Мусрепов несколько раз переделывал пьесу, и последний вариант получил название «Трагедия поэта». В 1958 году она была включена в программу Второй декады казахского искусства и литературы в Москве, где Шакен Айманов выступил и как исполнитель главной роли, и как постановщик. Сакен Жунусов написал пьесу и роман «Ахан-Серэ» в двух книгах, а также образ акына дан в его романе и пьесе «Одинокий дом в степи». Композитор Сыдык Мухамеджанов написал оперу «Ахан-Серэ - Ақтоқты», поставленную на сцене ГАТОБ имени Абая. Первой исполнительницей роли Актокты является Хорлан Калиламбекова, народная артистка Казахской ССР. Научный труд «Ахан-серэ» о творчестве акына написал Магжан Жумабаев, изданный в Ташкенте в 1923 году. О нем написал свои исследования академик-музыковед, композитор Ахмет Жубанов в своей знаменитой книге «Соловьи столетий» (1967), в частности, он дает следующую характеристику творчеству Ахана, представляя его тонким лириком, вольнолюбцем, чьи песни полны сердечной тоски, жизнелюбия, осуждения лицемерия и ханжества. По крупицам собирались воспоминания разных людей, знавших и видевших его, слышавших о нем, как, например, воспоминания писателя Сабита Муканова, в детстве видевшего его, и других. Его песни были введены в некоторые оперы («Жалбыр» Евгения Брусиловского и другие), звучат в оркестровом исполнении. Он пользовался огромной популярностью в народе.Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран, член Союза журналистов РК
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="67435,67436"]