Новости

Проверено временем. Как закалилась государственная служба

Проверено временем. Как закалилась государственная служба

 width=Как закалилась государственная служба

Указом Президента Республики Казахстан 18 сентября 1998 года было образовано Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы как уполномоченный орган по вопросам совершенствования государственной службы. Это было первым шагом в институциональном оформлении реформы государственной службы. В процессе становления агентством решались две основные задачи: разработка проекта новой редакции Закона РК «О государственной службе» и внедрение принципа конкурсного отбора при приеме на государственную службу. Лейтмотивом реформы государственной службы в конце 90-х годов послужило решение руководства нашей страны «…соз­дать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, оптимальную для рыночной экономики…». Основное направление реформирования - кардинальное повышение эффективности и качества государственной службы в интересах развития гражданского общества и укреп­ления государства, содействие экономическому прогрессу, повышение качества оказываемых государством услуг, рациональное использование государственных ресурсов и улучшение положения государственных служащих, конкурентоспособность профессии государственного служащего на рынке труда. Таким образом, в Казахстане была создана новая законодательная и институциональная база государственной службы, ее принципы: ответственность перед обществом и ориентированность на служение ему, прозрачность, открытость для общественного контроля, профессионализм, защищенность от произвола, этичность. 23 июля 1999 года был принят Закон «О государственной службе», а с 1 января 2000 года он вступил в силу. В соответствии с ним сформулированы Указы Президента Республики Казахстан, которыми утверждены текст присяги государственного служащего, нормы служебной этики государственных служащих, правила наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих, порядок формирования кад­рового резерва. Приняты и другие акты: постановление Правительства о порядке передачи имущества государственных служащих в доверительное управление, акты Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы: правила проведения конкурсов на занятие административных государственных должностей, типовые квалификационные требования к категориям административных государственных должностей. Указом Президента Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» вместо региональных диссоветов были образованы дисциплинарные советы Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы в областях, городах Астане и Алматы. Вместо них в настоящее время успешно функционируют советы по этике Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы в областях, городах республиканского значения, столице. Ни один закон не является вечным. Совершенствовалась и действующая законодательная база государственной службы. Так, 23 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон «О государственной службе Республики Казахстан», вступивший в действие 1 января 2016 года. Впервые действующая редакция закона о государственной службе распространяется на служащих всех органов, в том числе и правоохранительных. Проведена глобальная модернизация процедуры поступления на госслужбу. Карьерное продвижение в целом уже осуществляется на основе компетентностного подхода. Таким образом, в результате реформы государственной службы удалось систематизировать сферу государственной службы, выделив ее в отдельный правовой институт. Законодательством о государственной службе определена модель государственной службы, которая характеризуется своими особенностями. Во-первых, должности государственной службы разделены на политические и административные. Законом четко установлены границы политических назначений, что способствует снижению влияния политических процессов на аппарат профессиональных служащих. Административные государственные служащие, которые составляют основную часть государственных служащих, защищены законом от необоснованных увольнений при смене политических служащих. Во-вторых, действует конкурсный отбор при поступлении на государственную службу. Законом определены случаи внеконкурсного поступления на административную государственную службу. Также обязательное конкурсное продвижение по службе было дополнено возможностью продвижения без прохождения конкурсных процедур на предмет соответствия установленным квалификационным требованиям. Таким образом, право государственных служащих на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей, закрепленное в законе о госслужбе, приобретает реальную правовую основу. В-третьих, определены меры социальной защищенности государственных служащих. К ним относятся поступление на административную государственную службу на неопределенный срок, возможность трудо­устройства в случае реорганизации, ликвидации и сокращения штата вне конкурсного отбора, четкое определение оснований и процедур привлечения к дисциплинарной ответственности. В-четвертых, унифицированы должности государственной службы, произведено сокращение лишних звеньев в управлении. Разработан и утвержден реестр должностей политических и административных государственных служащих. В-пятых, определены меры профессионализации государственной службы путем установления квалификационных требований. Утверждены типовые квалификационные требования к административным государственным должностям. На их основе государственными органами утверждены и согласованы квалификационные требования к каждой конкретной должности. В-шестых, законодательством определены инструменты контроля профессионализма и компетентности государственных служащих. Это основные черты, характеризующие казахстанскую модель государственной службы на современном этапе. В настоящее время идет кропотливая работа по дальнейшему совершенствованию государственного аппарата. Глава государства определил целью административной реформы создание мобильного и профессионального госаппарата, действующего на принципах корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу. Основные направления государственного управления - совершенствование структуры государственных органов, увеличение зарплаты государственных служащих, достижение высокого качества государственных услуг, внедрение рейтинга деятельности государственных органов и новых подходов в бюджетном процессе, повышение стабильности, устойчивости и управляемости государственного аппарата, снижение коррупции, формирование и укрепление позитивного имиджа госслужбы.

Лесбек ИЛЕБАЕВ, руководитель департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Жамбылской области, председатель Совета по этике