Казахстан придерживается принципов свободы вероисповедания
Еще в начале 90-х годов прошлого века, когда Казахстан стал суверенным государством, были определены принципы внутренней политики в религиозной сфере. Республика, где проживают представители более ста этносов и десятков религиозных конфессий, может быть только светской, где вероисповедание - личное дело каждого без каких-либо ограничений. И этим принципам наша страна следует неизменно по сей день. На современном этапе развития страны заметен интерес сограждан к духовным, в том числе религиозным аспектам жизнедеятельности общества. Об этом говорит рост численности верующих в Казахстане за последние годы. А по оценкам экспертов, по сравнению с серединой 1980-х годов, число приверженцев той или иной конфессии заметно увеличилось. Согласно результатам общенациональной переписи 2009 года, более 90 процентов казахстанцев считали себя верующими: 70,2 процента называли себя мусульманами, 26 процентов - христианами, 0,3 процента - иудаистами, около 0,1 процента - буддистами, 0,2 процента - последователями других религий, при этом атеистами - всего 2,8 процента населения. Открытость республики в религиозном вопросе подтверждается и ростом количества прибывающих в Казахстан миссионеров. Если в 2003 году в стране насчитывались 89 миссионеров, в 2011 году - 200, то в 2020 году были зарегистрированы уже 396 иностранных миссионеров из 30 стран мира.Католицизм в Казахстане
История появления в наших краях представителей римской католической церкви связана с историческими событиями: расширением Российской империи. В XVIII - первой половине XIX веков отмечается прибытие в регион отдельных представителей католического вероисповедания (военные, горные мастера, инженеры, исследователи, политические ссыльные) большей частью немецкого и польского происхождения. Но их численность была незначительной. Имеются сведения о том, что лютеране, проживавшие в этот период в Казахстане, обслуживались разъездными пасторами Сибири (Барнаул, Омск, Оренбург), но о католиках таких сведений нет. Во второй половине XIX - начале XX века наблюдается постепенный рост потока переселенцев в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В этом потоке были представлены и католики - немцы, поляки, литовцы. Конфессиональная структура немецкой диаспоры в России конца XIX века имела прямую проекцию на структуру сообществ немцев, прибывших в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Немцы-переселенцы из центральных регионов России принадлежали преимущественно к лютеранскому вероисповеданию. Численность немцев-католиков была гораздо ниже. Тем не менее к началу ХХ века во многих поселках, основанных польскими и немецкими переселенцами, имелись католические храмы, часовни, молитвенные дома. В конце XIX века в Кустанае существовал католический храм, филиал Омского прихода. В начале ХХ века священники из прихода в Кустанае служили также в Акмолинском и Семипалатинском районах с колониями польских и немецких переселенцев-католиков. К 1917 году Кустанайский приход насчитывал шесть тысяч католиков, восемь молитвенных домов. В Петропавловском и Кокчетавском уездах проживали около пяти тысяч католиков польского, немецкого и литовского происхождения. В Петропавловском уезде действовала церковь Пресвятейшего сердца Иисуса, часовни находились в поселках Стеселовка и Келлеровка. Все эти церковные структуры входили в состав Омского деканата. В 1905-1923 годах в городе Верном (Алматы) действовала католическая часовня, приписанная к Ташкентскому деканату. Села Тургайской области, где проживали немцы-католики, находились в ведении Оренбургского римско-католического прихода. Для католиков Туркестана в 1905 году был построен костѐл в Ташкенте. Исследователи отмечают, что «локальные и дисперсные группы немцев-католиков не получили в дореволюционный период строгой религиозной организации. Решающим стал миграционный фактор: он определил собственно численность католиков в регионах расселения. С прибытием переселенцев-католиков связаны первые страницы качественно нового этапа истории католической церкви в Казахстане. Католическая вера появляется здесь вместе с переселенцами польского и немецкого происхождения, отличавшимися довольно высокой степенью религиозности. Факты распространения католической веры среди местного населения за редким исключением практически не имели места. Значительный приток граждан католического вероисповедания в Казахстан наблюдался в 1936 году в ходе насильственного переселения поляков и немцев из пограничных районов Украинской ССР. Новая волна притока католического населения в Казахстан связана с массовой депортацией немецкого населения в 1941 году, когда на территорию региона прибыли около 400 тысяч немцев-спецпереселенцев. Это был самый мощный миграционный приток католиков в Казахстан, в ходе которого значительно возросла общая численность лиц католического вероисповедания и существенно расширилась территория расселения. Особенности размещения прибывшего депортированного населения обусловили нарушение традиционного моноконфессионального принципа проживания католического населения в целом и в Казахстане в частности. Часто немцы-католики оказывались в селах не только с русскими и казахами, но и с немцами-лютеранами и меннонитами. Таким образом, миграционный фактор (насильственное выселение) стал основной причиной увеличения численности католиков в Казахстане. Однако количественные изменения не позволяют говорить о качественном росте и развитии католической церкви в регионе. На протяжении полувека католики Казахстана не имели возможности для свободного вероисповедания. Их уделом были так называемая «катакомбная церковь» - тайная вера и молитвенные собрания в группах на дому. Люди старшего поколения пытались сохранить свою веру и передать детям. Известны многочисленные факты крещения католиков в домашних условиях, когда в отсутствие священника обряд совершался старшими членами семей. Лишь в 80-е годы стали возможными первые попытки возрождения католической церкви на официальном уроне. Реально о возрождении католической церкви в Казахстане можно говорить лишь применительно к 90-м годам прошлого века, когда стали регистрироваться католические общины, строиться новые церкви и часовни и оформилась церковная структура. 13 апреля 1991 года Ватиканом была учреждена Апостольская администратура Казахстана. И 90-е годы стали временем возрождения римского канона веры. Огромную роль в этом процессе сыграли католические миссионеры, прибывшие в Казахстан из стран Западной и Восточной Европы (Германия, Италия, Польша, Словакия). Их миссионерское служение (миссионеры живут и работают здесь по пять-десять и более лет) помогло и помогает вернуть веру сотням тысяч людей. В условиях отсутствия местных духовных кадров деятельность миссионеров является одним из важных факторов возрождения и развития католической церкви в Казахстане. Этот период по праву ознаменовал собой качественно новый этап в истории католической церкви на этой земле. В 1994 году в Казахстане насчитывались 40 католических приходов и 26 священников, а к 1998-у число зарегистрированных католических общин составило 77. И на этом этапе миграционному фактору в очередной раз суждено было сыграть значительную роль. Речь идет о процессе массовой эмиграции, прежде всего этнических немцев, а также поляков в Германию, Россию и Польшу. Этот процесс самым непосредственным образом затронул все католические приходы Казахстана. Массовая лавинообразная эмиграция немцев нанесла ощутимый удар по возродившейся католической церкви, лишив ее значительной части прихожан. К 1999 году численность немцев в Казахстане в сравнении с 1989 годом сократилась почти на 600 тысяч. Отрицательное сальдо прироста составило 62,7 процента. В настоящее время католические общины Казахстана многонациональны. Большинство казахстанских католиков - поляки, немцы, украинцы, существует также корейская община и небольшое число принявших католичество казахов. Согласно статистике католической церкви, сейчас в Казахстане существует архиепархия, две епархии, одна Апостольская администратура, 60 приходов, три епископа, 26 епархиальных священников, 17 монахов-священников, 19 монахов, 40 монахинь. Число католиков латинского обряда - примерно 300 тысяч.Протестанты
Как известно в ходе церковной реформации в Западной Европе в XVI-XVII веках от католической церкви отпочковалось новое течение в христианстве - протестантизм. Оно приняло разные формы в Европе, в том числе это и лютеранство, кальвинизм, пуританство (в Англии) и другие течения. Протестантизм в нашей стране имеет достаточно длительную историю. После присоединения к России на территории Казахстана появились первые военные поселения, среди жителей было немало лютеран, особенно из числа немцев. Затем появились и гражданские лица - чиновники, ремесленники, крестьяне. Усилился процесс переселения из европейской части России в Казахстан в 80-х годах XIX века. Тогда появились первые немногочисленные общины протестантов, в основном лютеран, баптистов и меннонитов. Столыпинская реформа начала ХХ века привела к новому потоку переселенцев, что еще более разнообразило конфессиональный состав населения. Массовый приток последователей протестантизма связан со сталинскими репрессиями и насильственной депортацией в Казахстан представителей многих народов в 30-40-е годы ХХ века. Среди переселенцев были, напомним, более 360 тысяч немцев Поволжья. Уже после ослабления политики в отношении неугодных народностей и конфессий - с середины 1950-х годов - в республике образовываются общины лютеранской церкви, евангельских христиан-баптистов, адвентистов, меннонитов. Долгое время они действовали преимущественно нелегально. Первая община лютеранской церкви была зарегистрирована в Акмолинске (ныне - Астана) в 1955 году. Власти крайне неохотно регистрировали религиозные объединения, тем не менее их численность постоянно увеличивалась. Так, к моменту развала СССР в Казахстане было зарегистрировано 109 общин евангельских христиан-баптистов. Определенные изменения в численности протестантских церквей связаны со значительной миграцией граждан в Германию, Россию и другие страны в 90-х годах ХХ века. Это привело к тому, что резко упало количество объединений лютеран, меннонитов и некоторых других конфессий. Другие общины превратились в многонациональные. Они растут за счет представителей этносов, для которых протестантизм не является традиционной религией. Особенно бурный рост отмечается среди нетрадиционных для Казахстана направлений, в основном пятидесятнических, пресвитерианских и харизматических. Эти общины появились преимущественно в 90-х годах ХХ века. Многие из них были созданы иностранными миссионерами. Особое место занимают такие общины, как Новоапостольская церковь, Адвентисты Седьмого дня, Свидетели Иеговы и мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней). Они возникли в результате исторического развития протестантского движения, однако в своем вероучении и культовой практике имеют специфические черты. С точки зрения православия и католицизма такие учения являются сектантскими. Кстати, и большинство протестантских церквей отвергает принадлежность таких «попутчиков» к протестантизму. Впрочем, и представители этих общин не считают себя протестантами. Таким образом, протестантизм в Казахстане включает как конфессии, имеющие многовековую историю (лютеране, меннониты, баптисты и другие), так и новые, нетрадиционные общины, в первую очередь представляющие пятидесятническое, пресвитерианское и харизматическое течения. Наиболее широко протестантские объединения представлены в крупных городах, особенно на севере и в центре республики.Вера Авраама и Моисея
В степных районах Евразии иудаизм первоначально распространился в Хазарском каганате. Эту религию приняла ограниченная группа хазарской аристократии во главе с правителем. Имеются исторические сведения о переселении в XIV веке евреев из Персии в Туркестан. Кроме того, в конце XIX - начале XX веков на территории Казахстана появились евреи-ремесленники, переселявшиеся из европейской части царской России. Массовый приток еврейского населения в республику был отмечен в 30-40-х годах ХХ века. Первые синагоги появились в Казахстане еще до революции. Самая старая из них сохранилась в Семипалатинске. Известно, что она просуществовала менее 20 лет, с 1913 по 1932 год. В настоящее время синагоги действуют в Астане, Алматы, Актобе, Петропавловске, Павлодаре и других крупных городах страны. Открытие в 2004 году в Астане крупнейшей в Центральной Азии синагоги «Бейт Рахель-Хабад Любавич», в котором приняли участие руководство республики, делегации из Израиля, США, ряда стран Европы и СНГ, стало важным событием в жизни евреев Казахстана. С 2002 года в стране издается газета «Шалом» (учредитель - Еврейский конгресс Казахстана). Значительным влиянием среди последователей иудаизма Казахстана пользуется Евроазиатский конгресс раввинов, заседания которого проходят в крупных городах СНГ, в том числе и в городе Алматы. Конгресс участвует в укреплении межконфессионального согласия и координации деятельности религиозных еврейских общин. В республике в настоящее время представлены все основные направления современного иудаизма, что обусловлено укреплением международных связей как с Израилем, так и с США. Многолетнее сосуществование мусульман и евреев на земле Казахстана служит позитивным примером межконфессионального согласия. Представители иудаизма принимали участие в работе всех четырех съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Несмотря на малочисленность, еврейская община Казахстана считается влиятельной и авторитетной общественной силой.Так говорил Гаутама
В Википедии сказано: «Буддизм существует в Казахстане с XVII века, о чем свидетельствуют древние пагоды и храмы, обнаруженные учеными во время раскопок». Трудно сказать, насколько невежественны в данном вопросе составители знаменитого источника, но я своими глазами видел остатки буддийского монастыря XIII (!) века в верховьях ущелья неподалеку от Мерке. По сохранившемуся преданию, буддисты построили сей монастырь с разрешения Чингисхана. Потрясатель Вселенной, будучи тенгрианцем, был толерантным в вопросах религии. Буддизм в Казахстане имеет не так много последователей, как ислам и христианство, доля буддистов в стране составляет около 0,08 процента. В большинстве своем это представители корейского и калмыкского этносов. Сегодня буддийские религиозные объединения в Казахстане находятся только в городах Алматы, где действует вон- буддийское направление (родом из Кореи), и Уральске - там распространен тибетский буддизм. Как видим, в Казахстане уживаются люди, исповедующие совершенно разные религии, взгляды и обряды, не нарушая при этом законов нашей страны. В том числе и благодаря такой политике властей республика избежала в 90-е годы прошлого века всяких неприятных катаклизмов, что произошли, например, в Армении и Азербайджане, Таджикистане, Молдавии и других странах бывшего СССР. Разумеется, список исповедуемых религий и взглядов на жизнь, перечисленный в материале, далеко не полон. Мы продолжим эту тему в ближайших выпусках нашей газеты.Юрий ЕФИМОВ, фото Юрия КИМА