Меню
29 сентября, 2023 / iamsts / Новости

Под шаныраком дружбы. Казахстан придерживается принципов свободы вероисповедания

Под шаныраком дружбы. Казахстан придерживается принципов свободы вероисповедания

Под шаныраком дружбы. Казахстан придерживается принципов свободы вероисповедания Под шаныраком дружбы. Казахстан придерживается принципов свободы вероисповедания
Фото из открытого источника

 width=Казахстан придерживается принципов свободы вероисповедания

Еще в начале 90-х годов прошлого века, когда Казахстан стал суверенным государством, были определены принципы внутренней политики в религиозной сфере. Республика, где проживают представители более ста этносов и десятков религиозных конфессий, может быть только светской, где вероисповедание - личное дело каждого без каких-либо ограничений. И этим принципам наша страна следует неизменно по сей день. На современном этапе развития страны заметен интерес сограждан к духовным, в том числе религиозным аспектам жизнедеятельности общества. Об этом говорит рост численности верующих в Казахстане за последние годы. А по оценкам экспертов, по сравнению с серединой 1980-х годов, число приверженцев той или иной конфессии заметно увеличилось. Согласно результатам общенациональной переписи 2009 года, более 90 процентов казахстанцев считали себя верующими: 70,2 процента называли себя мусульманами, 26 процентов - христианами, 0,3 процента - иудаистами, около 0,1 процента - буддистами, 0,2 процента - последователями других религий, при этом атеистами - всего 2,8 процента населения. Открытость республики в религиозном вопросе подтверждается и ростом количества прибывающих в Казахстан миссионеров. Если в 2003 году в стране насчитывались 89 миссионеров, в 2011 году - 200, то в 2020 году были зарегистрированы уже 396 иностранных миссионеров из 30 стран мира.

Католицизм в Казахстане

История появления в наших краях представителей римской католической церкви связана с историческими событиями: расширением Российской империи. В XVIII - первой половине XIX веков отмечается прибытие в регион отдельных представителей католического вероисповедания (военные, горные мастера, инженеры, исследователи, политические ссыльные) большей частью немецкого и польского происхождения. Но их численность была незначительной. Имеются сведения о том, что лютеране, проживавшие в этот период в Казахстане, обслуживались разъездными пасторами Сибири (Барнаул, Омск, Оренбург), но о католиках таких сведений нет. Во второй половине XIX - начале XX века наблюдается постепенный рост потока переселенцев в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В этом потоке были представлены и католики - немцы, поляки, литовцы. Конфессиональная структура немецкой диаспоры в России конца XIX века имела прямую проекцию на структуру сообществ немцев, прибывших в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Немцы-переселенцы из центральных регионов России принадлежали преимущественно к лютеранскому вероисповеданию. Численность немцев-католиков была гораздо ниже. Тем не менее к началу ХХ века во многих поселках, основанных польскими и немецкими переселенцами, имелись католические храмы, часовни, молитвенные дома. В конце XIX века в Кустанае существовал католический храм, филиал Омского прихода. В начале ХХ века священники из прихода в Кустанае служили также в Акмолинском и Семипалатинском районах с колониями польских и немецких переселенцев-католиков. К 1917 году Кустанайский приход насчитывал шесть тысяч католиков, восемь молитвенных домов. В Петропавловском и Кокчетавском уездах проживали около пяти тысяч католиков польского, немецкого и литовского происхождения. В Петропавловском уезде действовала церковь Пресвятейшего сердца Иисуса, часовни находились в поселках Стеселовка и Келлеровка. Все эти церковные структуры входили в состав Омского деканата. В 1905-1923 годах в городе Верном (Алматы) действовала католическая часовня, приписанная к Ташкентскому деканату. Села Тургайской области, где проживали немцы-католики, находились в ведении Оренбургского римско-католического прихода. Для католиков Туркестана в 1905 году был построен костѐл в Ташкенте. Исследователи отмечают, что «локальные и дисперсные группы немцев-католиков не получили в дореволюционный период строгой религиозной организации. Решающим стал миграционный фактор: он определил собственно численность католиков в регионах расселения. С прибытием переселенцев-католиков связаны первые страницы качественно нового этапа истории католической церкви в Казахстане. Католическая вера появляется здесь вместе с переселенцами польского и немецкого происхождения, отличавшимися довольно высокой степенью религиозности. Факты распространения католической веры среди местного населения за редким исключением практически не имели места. Значительный приток граждан католического вероисповедания в Казахстан наблюдался в 1936 году в ходе насильственного переселения поляков и немцев из пограничных районов Украинской ССР. Новая волна притока католического населения в Казахстан связана с массовой депортацией немецкого населения в 1941 году, когда на территорию региона прибыли около 400 тысяч немцев-спецпереселенцев. Это был самый мощный миграционный приток католиков в Казахстан, в ходе которого значительно возросла общая численность лиц католического вероисповедания и существенно расширилась территория расселения. Особенности размещения прибывшего депортированного населения обусловили нарушение традиционного моноконфессио­нального принципа проживания католического населения в целом и в Казахстане в частности. Часто немцы-католики оказывались в селах не только с русскими и казахами, но и с немцами-лютеранами и меннонитами. Таким образом, миграционный фактор (насильственное выселение) стал основной причиной увеличения численности католиков в Казахстане. Однако количественные изменения не позволяют говорить о качественном росте и развитии католической церкви в регионе. На протяжении полувека католики Казахстана не имели возможности для свободного вероисповедания. Их уделом были так называемая «катакомбная церковь» - тайная вера и молитвенные собрания в группах на дому. Люди старшего поколения пытались сохранить свою веру и передать детям. Известны многочисленные факты крещения католиков в домашних условиях, когда в отсутствие священника обряд совершался старшими членами семей. Лишь в 80-е годы стали возможными первые попытки возрождения католической церкви на официальном уроне. Реально о возрождении католической церкви в Казахстане можно говорить лишь применительно к 90-м годам прошлого века, когда стали регистрироваться католические общины, строиться новые церкви и часовни и оформилась церковная структура. 13 апреля 1991 года Ватиканом была учреждена Апостольская администратура Казахстана. И 90-е годы стали временем возрождения римского канона веры. Огромную роль в этом процессе сыграли католические миссионеры, прибывшие в Казахстан из стран Западной и Восточной Европы (Германия, Италия, Польша, Словакия). Их миссионерское служение (миссионеры живут и работают здесь по пять-десять и более лет) помогло и помогает вернуть веру сотням тысяч людей. В условиях отсутствия местных духовных кадров деятельность миссионеров является одним из важных факторов возрождения и развития католической церкви в Казахстане. Этот период по праву ознаменовал собой качественно новый этап в истории католической церкви на этой земле. В 1994 году в Казахстане насчитывались 40 католических приходов и 26 священников, а к 1998-у число зарегистрированных католических общин составило 77. И на этом этапе миграционному фактору в очередной раз суждено было сыграть значительную роль. Речь идет о процессе массовой эмиграции, прежде всего этнических немцев, а также поляков в Германию, Россию и Польшу. Этот процесс самым непосредственным образом затронул все католические приходы Казахстана. Массовая лавинообразная эмиграция немцев нанесла ощутимый удар по возродившейся католической церкви, лишив ее значительной части прихожан. К 1999 году численность немцев в Казахстане в сравнении с 1989 годом сократилась почти на 600 тысяч. Отрицательное сальдо прироста составило 62,7 процента. В настоящее время католические общины Казахстана многонациональны. Большинство казахстанских католиков - поляки, немцы, украинцы, существует также корейская община и небольшое число принявших католичество казахов. Согласно статистике католической церкви, сейчас в Казахстане существует архиепархия, две епархии, одна Апостольская администратура, 60 приходов, три епископа, 26 епархиальных священников, 17 монахов-священников, 19 монахов, 40 монахинь. Число католиков латинского обряда - примерно 300 тысяч.

Протестанты

Как известно в ходе церковной реформации в Западной Европе в XVI-XVII веках от католической церкви отпочковалось новое течение в христианстве - протестантизм. Оно приняло разные формы в Европе, в том числе это и лютеранство, кальвинизм, пуританство (в Англии) и другие течения. Протестантизм в нашей стране имеет достаточно длительную историю. После присоединения к России на территории Казахстана появились первые военные поселения, среди жителей было немало лютеран, особенно из числа немцев. Затем появились и гражданские лица - чиновники, ремесленники, крестьяне. Усилился процесс переселения из европейской части России в Казахстан в 80-х годах XIX века. Тогда появились первые немногочисленные общины протестантов, в основном лютеран, баптистов и меннонитов. Столыпинская реформа начала ХХ века привела к новому потоку переселенцев, что еще более разнообразило конфессиональный состав населения. Массовый приток последователей протестантизма связан со сталинскими репрессиями и насильственной депортацией в Казахстан представителей многих народов в 30-40-е годы ХХ века. Среди переселенцев были, напомним, более 360 тысяч немцев Поволжья. Уже после ослабления политики в отношении неугодных народностей и конфессий - с середины 1950-х годов - в республике образовываются общины лютеранской церкви, евангельских христиан-баптистов, адвентистов, меннонитов. Долгое время они действовали преимущественно нелегально. Первая община лютеранской церкви была зарегистрирована в Акмолинске (ныне - Астана) в 1955 году. Власти крайне неохотно регистрировали религиозные объединения, тем не менее их численность постоянно увеличивалась. Так, к моменту развала СССР в Казахстане было зарегистрировано 109 общин евангельских христиан-баптистов. Определенные изменения в численности протестантских церквей связаны со значительной миграцией граждан в Германию, Россию и другие страны в 90-х годах ХХ века. Это привело к тому, что резко упало количество объединений лютеран, меннонитов и некоторых других конфессий. Другие общины превратились в многонациональные. Они растут за счет представителей этносов, для которых протестантизм не является традиционной религией. Особенно бурный рост отмечается среди нетрадиционных для Казахстана направлений, в основном пятидесятнических, пресвитерианских и харизматических. Эти общины появились преимущественно в 90-х годах ХХ века. Многие из них были созданы иностранными миссионерами. Особое место занимают такие общины, как Новоапостольская церковь, Адвентисты Седьмого дня, Свидетели Иеговы и мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней). Они возникли в результате исторического развития протестантского движения, однако в своем вероучении и культовой практике имеют специфические черты. С точки зрения православия и католицизма такие учения являются сектантскими. Кстати, и большинство протестантских церквей отвергает принадлежность таких «попутчиков» к протестантизму. Впрочем, и представители этих общин не считают себя протестантами. Таким образом, протестантизм в Казахстане включает как конфессии, имеющие многовековую историю (лютеране, меннониты, баптисты и другие), так и новые, нетрадиционные общины, в первую очередь представляющие пятидесятническое, пресвитерианское и харизматическое течения. Наиболее широко протестантские объединения представлены в крупных городах, особенно на севере и в центре республики.

Вера Авраама и Моисея

В степных районах Евразии иудаизм первоначально распространился в Хазарском каганате. Эту религию приняла ограниченная группа хазарской аристократии во главе с правителем. Имеются исторические сведения о переселении в XIV веке евреев из Персии в Туркестан. Кроме того, в конце XIX - начале XX веков на территории Казахстана появились евреи-ремесленники, переселявшиеся из европейской части царской России. Массовый приток еврейского населения в республику был отмечен в 30-40-х годах ХХ века. Первые синагоги появились в Казахстане еще до революции. Самая старая из них сохранилась в Семипалатинске. Известно, что она просуществовала менее 20 лет, с 1913 по 1932 год. В настоящее время синагоги действуют в Астане, Алматы, Актобе, Петропавловске, Павлодаре и других крупных городах страны. Открытие в 2004 году в Астане крупнейшей в Центральной Азии синагоги «Бейт Рахель-Хабад Любавич», в котором приняли участие руководство республики, делегации из Израиля, США, ряда стран Европы и СНГ, стало важным событием в жизни евреев Казахстана. С 2002 года в стране издается газета «Шалом» (учредитель - Еврейский конгресс Казахстана). Значительным влиянием среди последователей иудаизма Казахстана пользуется Евроазиатский конгресс раввинов, заседания которого проходят в крупных городах СНГ, в том числе и в городе Алматы. Конгресс участвует в укреплении межконфессионального согласия и координации деятельности религиозных еврейских общин. В республике в настоящее время представлены все основные направления современного иудаизма, что обусловлено укреплением международных связей как с Израилем, так и с США. Многолетнее сосуществование мусульман и евреев на земле Казахстана служит позитивным примером межконфессионального согласия. Представители иудаизма принимали участие в работе всех четырех съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Несмотря на малочисленность, еврейская община Казахстана считается влиятельной и авторитетной общественной силой.

Так говорил Гаутама

В Википедии сказано: «Буддизм существует в Казахстане с XVII века, о чем свидетельствуют древние пагоды и храмы, обнаруженные учеными во время раскопок». Трудно сказать, насколько невежественны в данном вопросе составители знаменитого источника, но я своими глазами видел остатки буддийского монастыря XIII (!) века в верховьях ущелья неподалеку от Мерке. По сохранившемуся преданию, буддисты построили сей монастырь с разрешения Чингисхана. Потрясатель Вселенной, будучи тенгрианцем, был толерантным в вопросах религии. Буддизм в Казахстане имеет не так много последователей, как ислам и христианство, доля буддистов в стране составляет около 0,08 процента. В большинстве своем это представители корейского и калмыкского этносов. Сегодня буддийские религиозные объединения в Казахстане находятся только в городах Алматы, где действует вон- буддийское направление (родом из Кореи), и Уральске - там распространен тибетский буддизм. Как видим, в Казахстане уживаются люди, исповедующие совершенно разные религии, взгляды и обряды, не нарушая при этом законов нашей страны. В том числе и благодаря такой политике властей республика избежала в 90-е годы прошлого века всяких неприятных катаклизмов, что произошли, например, в Армении и Азербайджане, Таджикистане, Молдавии и других странах бывшего СССР. Разумеется, список исповедуемых религий и взглядов на жизнь, перечисленный в материале, далеко не полон. Мы продолжим эту тему в ближайших выпусках нашей газеты.

Юрий ЕФИМОВ, фото Юрия КИМА

Самые читаемые статьи недели: