Аудиторы проанализировали эффективность бюджетных вливаний
Высшая аудиторская палата (ВАП) дала экспресс-оценку реализации национальных проектов Казахстана в своем заключении к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2022 год, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Напомним, Глава государства в Послании от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» обозначил необходимость перехода на национальные проекты, прекратив подготовку государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов. Однако в отчете ВАП сказано, что задачи, поставленные Президентом РК по переходу на формат лаконичных нацпроектов с небольшим количеством показателей и индикаторов, которые понятны всем гражданам, не достигнуты. Отмечается громоздкость разработанных нацпроектов, включение в них практически тех же мероприятий и инвестиционных проектов с имевшимися недостатками. В 2022 году реализовывалось 10 национальных проектов: «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация», «Качественное образование «Образованная нация», «Ұлттық рухани жаңғыру», «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций», по развитию предпринимательства, «Сильные регионы - драйвер развития страны», «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», «Зеленый Казахстан», проект по развитию агропромышленного комплекса, «Безопасная страна». На реализацию девяти национальных проектов (без учета нацпроекта «Безопасная страна») в прошлом году было предусмотрено 8147 миллиардов тенге, освоено - 98,1 процента, или 7987,7 миллиарда тенге. За счет средств республиканского бюджета - 1986,9 миллиарда тенге (24,4 процента), Национального фонда - 714,3 миллиарда тенге (8,8 процента), местных бюджетов - 638,4 миллиарда тенге (7,8 процента). Доля внебюджетных средств составила 4717,3 миллиарда тенге (58,6 процента). Вместе с тем в ВАП наблюдают расхождения между данными Правительства РК и центральных государственных органов. По информации последних, в 2022 году финансирование всех девяти нацпроектов составило 7976 миллиардов тенге. Чем грозит отклонение от плана? «Сохраняется проблема слабого взаимодействия центральных и местных исполнительных органов при реализации нацпроектов. Из этого следует неэффективное управление процессами», - считают в ВАП. Актуальным остается вопрос перевыполнения отдельных запланированных показателей. Это указывает на некачественное планирование и прогнозирование (завышение) индикаторов на этапе формирования проекта. Высшей аудиторской палатой также выявлены факты достижения показателей при неосвоении выделенных средств. Это усиливает разбалансировку стратегического и бюджетного планирования, замечают в ВАП. В Высшей аудиторской палате обращают внимание на то, что на успешное исполнение проектов в процессе их реализации влияют гарантированное финансирование в запланированных объемах и недопустимость отклонения от заданных показателей. В 2022 году имели место 189 случаев корректировки объемов финансирования мероприятий по девяти проектам. В 107 случаях - в сторону сокращения с общей суммой недофинансирования в 195,2 миллиарда тенге. В остальных 82 случаях объем финансирования сверх утвержденной суммы составил 653,1 миллиарда тенге. «Частота изменений планов мероприятий предопределяет риск нестабильности в процессе их реализации. Это в свою очередь напрямую отражается на достижении запланированных задач и показателей нацпроектов», - считают в ВАП. Самый большой процент изменений был отмечен в следующих нацпроектах: «Сильные регионы - драйвер развития страны» (17,5 процента), Национальный проект по развитию предпринимательства (15,9 прцента), Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса (14,3 процента). Меньше всего изменений было по нацпроекту «Качественное образование «Образованная нация» (1,6 процента). В Высшей аудиторской палате заключают, что нестабильность на уровне мероприятий в целом негативно отразилась на эффективности достижения целей нацпроектов. Так, по итогам 2022 года нацпроекты «Здоровая нация» и «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» показали средний уровень эффективности. Остальные семь проектов - низкий уровень эффективности. «Опираясь на оперативные результаты оценки, можно с большой долей вероятности спрогнозировать, что цели семи нацпроектов с низким уровнем эффективности не будут достигнуты по завершении периода их реализации», выводы ВАП. Это ставит под угрозу исполнение стратегических показателей вышестоящих документов системы государственного планирования, резюмируют в Высшей аудиторской палате. В отчете сообщается, что из-за того, что официальные статданные за отчетный период по фактическому исполнению публикуются позднее проводимой оценки, невозможно полноценно проанализировать процесс реализации нацпроектов, а также сформировать объективные выводы по нему. Это касается многих оцениваемых показателей. «Результаты анализа нацпроектов характеризуются недостаточно комплексным подходом к их формированию. Не прослеживается логическая взаимоувязка комплекса мер, в основе которых заложено решение наиболее крупных и важных экономических, социальных и других задач», - говорится в заключении ВАП к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2022 год.Для справки
По данным ИПС «Әділет», на начало 2023 года прекращено действие 11 госпрограмм, а также двух правительственных программ. Из них досрочно утратили силу восемь госпрограмм, в том числе в 2021 году - Государственная программа развития здравоохранения на 2020-2025 годы и Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы. В 2022-2023 годах досрочно поставлены на утрату Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы; Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025»; Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы; Государственная программа жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы; Государственная программа развития регионов на 2020-2025 годы; Государственная программа «Цифровой Казахстан»; Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы. Сейчас параллельно с принятыми в 2021 году соответствующими национальными проектами реализуется одна Государственная программа - по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы.Подготовила Айгуль МАХМУДОВА
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="67992,67993,67994,67995"]