Не слабое звено. Важно обеспечить связь между властью и народом
Не слабое звено. Важно обеспечить связь между властью и народом
Важно обеспечить связь между властью и народом
Постепенно общественные советы входят в нашу жизнь. Благодаря им решаются злободневные проблемы, находятся ответы на вопросы, которые висели в воздухе годами. Однако, по мнению председателя общественного совета Жамбылской области Марата Абдраимова, казахстанским гражданским институтам нужно время, чтобы понять и принять посыл, который несут в себе общественные советы. На это он обратил внимание в ходе нашей беседы. - Марат Жанабекович, когда Вы возглавили общественный совет? - В апреле 2022 года. Это третий состав общественного совета области. Как вы помните, при его формировании случился довольно масштабный инцидент. Алгоритм формирования включает два этапа. Первый – в соответствии с законодательством при маслихате создается рабочая группа. Второй – данная рабочая группа формирует состав общественного совета. Маслихат утвердил кандидатуры 13 человек. В этой связи возникли некоторые недопонимания, из-за чего четырех человек исключили из уже сформированного состава общественного совета. Трое из исключенных подали в суд. Решение кассационного суда было объявлено недавно. Они проиграли. Вместе с тем в законодательстве есть норма, которую можно толковать по-разному: «Сформированный состав общественного совета на республиканском уровне утверждается руководителем соответствующего государственного органа, руководителем исполнительного органа соответствующего субъекта квазигосударственного сектора, на местном уровне – маслихатом и подлежит публикации в средствах массовой информации и (или) размещению на интернет-ресурсе соответствующего органа, субъекта квазигосударственного сектора». Исключенные из состава члены свои права защищают на основании этой нормы. То есть маслихат утверждает сформированный состав, а не персонально каждого члена. Логичнее же исключать весь состав. Но получилось так, что ребята суд проиграли. По этому поводу мы, общественный совет, писали запрос в уполномоченные органы. Ответа, который бы нас устроил, не получили. Но нам сообщили, что проработают изменения в Закон «Об общественных советах», которые позволят создать раздел между рабочей группой и маслихатом. Будем надеяться, что закон совершенствуется. Тем не менее мы все стали свидетелями того, как наши жамбылские общественники создали прецедент. До сих пор ни в одном регионе ничего подобного не происходило. - В настоящее время кто входит в состав общественного совета? - Сегодня в его составе люди, которые прекрасно разбираются во многих вопросах социально-экономической и общественно-политической сфер. Поверьте, это достойные граждане, пользующиеся уважением и авторитетом у жамбылцев. Позвольте мне еще раз напомнить, что общественные советы как форма общественного института функционируют с начала 2016 года. Законом «Об общественных советах» во всех госорганах и квазигосударственных учреждениях внедрен институт общественных советов, в которых представители гражданского общества должны составлять не менее двух третей от общего числа членов. Общественные советы призваны обеспечить участие граждан в принятии решений с целью влиять на разработку политики и законов, которые затрагивают их или всеобщие интересы гражданского общества. Особым принципом общественных советов является деятельность его членов на общественных началах. К основным полномочиям общественных советов относятся обсуждение выполнения бюджетных программ, планов развития государственных органов, области, планов мероприятий по охране окружающей среды, отчетов исполнительных органов о достижении целевых индикаторов, а также участие в обсуждении проектов бюджетных программ и другие. Что еще можно добавить? Единственный определенный государством работник в общественном совете – секретарь, который не может входить в его состав. У него очень большой объем работы, при этом штатная единица классифицируется как Д3, то есть технический работник. Мы также обращались в уполномоченные органы по данному вопросу. Кроме того, у нас осталось мало членов. Из 17 человек четырех исключили, еще один выбыл по состоянию здоровья. Мы пришли к заключению, что общественный совет в соответствии с требованиями необходимо расширить до 30 человек. Область у нас большая – более 1,2 миллиона жителей. Кроме того, следует учесть, что в Законе «Об общественных советах» не отмечены вертикали взаимодействия между областными, районными и городскими общественными советами. Но вместе с тем есть права председателей районных советов, которые могут быть членами общественных советов области и городов республиканского значения. Следовательно, председатели районных общественных советов могут подать лично заявление и войти в состав областного совета. - Кто воспользовался этим правом? - Пока только один человек – председатель общественного совета Жамбылского района Рустем Бегалиев. - Какие проблемы рассматривают члены общественного совета области? - В соответствии с Законом «Об общественных советах» создаются комиссии, при необходимости – комитеты. Сегодня общественный совет, по моему мнению, приобретает форму закрытого клуба. Судите сами, 20-30 человек призваны поднять гражданское общество. В правилах же написано: «Постоянным рабочим органом общественных советов являются комитеты». Значит, общественные советы действуют без постоянных органов. Комитеты при них не сформированы, есть только комиссии. В этой связи мы предложили внести изменения в пункт 10 статьи 5 Закона «Об общественных советах»: «Общественные советы создают комиссии и постоянные рабочие органы – комитеты». Данная формулировка обязует общественные советы создавать комитеты, что позволяет работать с гражданским обществом. - А пока вы работаете в соответствии с действующим законодательством. Сколько заседаний уже проведено с апреля 2022 года? - Трудно сказать. Мы проводим одно заседание каждую неделю. - Понятно, что в ходе таких заседаний вы рассматриваете проекты постановлений и решений местных исполнительных органов и маслихатов. Результаты этой деятельности видно по количеству вышедших нормативных документов. Но есть проблемы, рассматриваемые членами областного общественного совета, на которые обратили внимание жители области? - Мы в своей работе используем четыре формы общественного контроля. Самая важная – это заслушивание отчетов руководителей государственных органов. Общественный совет дает оценку деятельности того или иного госоргана и его руководителя. В пункте 1 статьи 23 Закона «Об общественных советах» сказано: «Заслушивание отчета о результатах работы включает в себя доклад первого руководителя государственного органа республиканского уровня, руководителя исполнительного органа субъекта квазигосударственного сектора и содоклад председателя общественного совета, а на территориях – доклад акима административно-территориальной единицы и содоклады председателя маслихата, председателя общественного совета в соответствии с положениями пункта 4 статьи 18 настоящего закона». То есть мы даем оценку деятельности, рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности конкретного должностного лица. По этой части мы сейчас проводим работу совместно с Антикором по деятельности акимата области. В прошлом году мы принимали их планы по 25 управлениям. В этом году уже идет заслушивание отчетов управлений по антикоррупционным мероприятиям, оценивается деятельность управлений и их должностных лиц. Пока самая низкая оценка у управления здравоохранения. Там внутреннее выявление коррупционных рисков возложили на комплаенс-службу. Мы не увидели понимания такого решения. В настоящее время идет мониторинг по качеству оказываемых государственных медицинских услуг. Вместе с тем организовывали выездные общественные приемные с целью выявления проблем и жалоб со стороны жителей по части оказываемых медицинских услуг. К примеру, были расхождения, когда исполняющие обязанности главных врачей сидят на своих местах годами, то учреждение здравоохранение оказывается без управления. Мы здесь видим определенные коррупционные риски. При этом внятного ответа от руководства управления мы не услышали. Также есть требование по внутреннему анализу коррупционных рисков. Во-первых, определяется перечень должностей, которые подвергаются риску. Необходимо составить перечень таких должностей. Во-вторых, идет внутренний анализ по определенным направлениям согласно законодательству по антикоррупционной политике. По каждому должны дать свои рекомендации по устранению коррупционных рисков и составить график их выполнения. И, в-третьих, если рабочая группа по исследованию коррупционных рисков состоит из внутренних работников, то для устранения рисков они должны привлекать членов общественного совета и активных представителей гражданского общества. Эти условия нигде не соблюдаются. Мы рекомендовали в данном случае привлекать членов областного общественного совета. Иными словами, какое-то взаимопонимание сегодня устанавливается. - Стали ли общественные советы действительно эффективным звеном, объединяющим гражданское общество и исполнительные органы власти? - Считаю, что для надлежащего выполнения своей миссии члены общественного совета, а также кандидаты в члены общественного совета, граждане, активисты, представители гражданского общества должны понимать, какое место общественный совет занимает в процессе принятий решений по общественно значимым вопросам. Это понимание определяет потенциал общественных советов и создаст правильный фундамент в восприятии их роли гражданским обществом. Нам дает оценку не кто-то, а гражданское общество, то есть народ. Насколько мы сегодня дееспособны или можем повлиять конструктивно при принятии решений госорганами, учитывается их мнение или нет, для этого важно понимание госорганов в открытости и прозрачности их работы. Могу привести пример международной практики на эту тему. На заседании Международных неправительственных организаций Совета Европы 1 октября 2009 года был принят Кодекс рекомендуемой практики гражданского участия в процессе принятия решений, где определяются четыре уровня участия. Первый - информирование (низкий уровень) - одностороннее информирование со стороны госорганов, взаимодействие и вовлеченность гражданского общества не предполагается. Второй - консультации (средний уровень) – инициатива и темы исходят от государственного сектора в одностороннем порядке. Третий - диалог (средний уровень) – более демократичный уровень участия, инициатива может исходить от любой стороны (от гражданского общества и госструктур). Четвертый - партнерство (высокий уровень) – создание органов для принятия решений, в том числе при распределении финансовых средств. Указанные уровни являются индикаторами гражданского участия в процессе принятий решений, к чему должны стремиться общественные советы при построении своей деятельности в соответствии с Концепцией «Слышащее государство», изложенной в Послании Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество». Перезагрузки государственного управления, определенной в Послании, можно добиться только через активное участие гражданского общества. Прозрачность и открытость – главные требования сегодняшнего дня. В этом направлении делается упор на повышение значения общественных советов для системной и эффективной работы в области взаимодействия государственных органов с гражданским обществом. Глава государства в Послании акцентировал внимание на вопросе совершенствования работы Национального курултая и общественных советов. Считаем, что это возлагает определенную ответственность на советы и НПО в формировании слышащего государства. Но пока могу сказать, что народ и власть в принятии решений действуют на ненадлежащем уровне. Люди даже на избирательные пункты во время голосования идти не хотят. И наша задача заключается в том, чтобы изменить сложившееся положение по взаимодействию между гражданским обществом и властью в построении Справедливого Казахстана. - Спасибо за беседу!Людмила МЕЛЬНИК
[gallery size="publisher-md" ids="67933,67934,67935"]