Казахстан остаётся светским государством
В последнее время опять начал подниматься вопрос о введении на территории страны законов шариата. В качестве примеров «возврата к истокам» на наших улицах все чаще мы видим девушек и женщин, обряженных в совершенно нетипичные для казашек костюмы, словно скопированные с женских в Саудовской Аравии или странах Магриба. А что, скажем, в начале прошлого века, когда казахи жили собственным укладом, такие «правильные» одежды были в моде? Или были обязательными?«Скифский взгляд»
Давайте посмотрим на фото казашек, живших в конце XIX - начале XX века. Никакой чадры, женщины и девушки спокойно фотографируются. И, при этом, отмечу особо - у них смелый, уверенный взгляд свободного человека. По-моему, наследницы великой царицы Томирис, разгромившей армию прежде непобедимого шахиншаха Кира, и должны так смотреть. Можно ли то же самое сказать о взорах нынешних «возвращенок к истокам»? Знают ли они свою историю? Вопрос риторический. Впрочем, пока что разговоры о «необходимости» введения законов шариата на территории Казахстана имеют чисто популистский характер, это скорее, реклама не особо брезгливых политиканов в выборе методов убеждения. А чтобы критически оценивать доводы демагогов и псевдорелигиозных радикалов, достаточно вспомнить нормы Конституции нашей страны. В частности, тот факт, что Республика Казахстан является светским государством, где религия отделена от государства. Рассмотрим этот вопрос подробнее.Твердый курс секуляризации
В Казахстане политическое и социальное устройство базируется на принципах секуляризма, при этом свобода вероисповедания гарантирована Основным законом страны. Казахстан активно сотрудничает с международными организациями в сфере защиты прав человека и свободы вероисповедания. В нашей стране регулярно проводятся форумы представителей мировых религий, встречи священнослужителей, где они неизменно приходят к согласию в вопросах, связанных с духовностью и вероисповеданием. Это способствует укреплению гражданского общества и развитию межконфессиональной гармонии в Казахстане. Таким образом, роль Казахстана в качестве светского государства заключается в обеспечении свободы вероисповедания, защите прав и свобод граждан и содействии развитию гражданского общества. Это делает страну уникальной не только в Центрально-Азиатском регионе, но и в мире, способствует стабильному и мирному развитию Казахстана. В нашей стране запрещается дискриминация по религиозному признаку, государство гарантирует свободу вероисповедания для всех граждан. Это создает условия для развития многонационального и многоконфессионального общества, обеспечивает гражданам возможность свободно практиковать религиозные обряды. Светскость государства является одной из основных характеристик политической системы Казахстана. Одной из главных особенностей светской модели государства является разделение религиозных и политических институтов. Религиозные организации имеют право на самостоятельную деятельность и свободу вероисповедания, однако они не могут вмешиваться в политический процесс и принимать решения от имени государства. Светское государство также предоставляет широкие возможности для развития гражданского общества. Члены общественных объединений имеют право на свободу собраний, выражение убеждений и взглядов. Это способствует активному участию граждан в принятии решений на различных уровнях. В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он может жить, не обращаясь к религиозным институтам. Согласно первой статьи Конституции, «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством». Это означает, что государство не должно вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений, не возлагает на них выполнение своих функций, а граждане обладают правом на свободу совести и вероисповедания. Государство обязано относиться к религиозным объединениям и к своим гражданам одинаково, не проявляя каких-либо предубеждений. То есть светскость воспринимается не только как конституционный принцип, но и как обязательство, принятое на себя государством, направление его политики в религиозной сфере. Вместе с тем первым законом в Казахстане, регулирующим отношения в религиозной сфере, был Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 года. Он был принят до первой Конституции 1993 года и на тот период способствовал реализации права на свободу вероисповедания после долгих лет борьбы с религией. Преимущество светского государства в том, что в нем нет предпочтения отдельным группам в зависимости от национальной, религиозной и иной принадлежности, иначе будет нарушен баланс интересов. Таким образом, светское государство упреждает межнациональные и межконфессиональные конфликты. Вместе с тем на всех уровнях отмечается, что пропаганда религиозности и приверженности к определенной религии в светском государстве недопустима. В Казахстане нет официальной религии, и согласно принципам светского государства, никто не имеет права склонять кого-либо к религиозности. Это также подтверждается, например, статьей 5 Конституции РК и Закона РК «О политических партиях», которые запрещают создание политических партий по признаку религиозной принадлежности граждан. Напомним, согласно информации, опубликованной на сайте Комитета по делам религий Министерства культуры и информации, в Казахстане насчитываются порядка четырех тысяч религиозных объединений, которые охватывают 18 конфессий. Светскость государства - это вовсе не атеизм или отрицание религии, это понятие означает приоритетность правовых норм. Образно говоря, светскость - это поддержка мировоззренческой свободы человека и в то же время признание допустимым разнообразия в духовной жизни общества. В современной мировой практике распространены два типа отношений между государством и религией. Первый - государство и религия отделены друг от друга, второй - в государстве дается преимущество либо государственный статус определенной конфессии или религиозной организации. Рассмотрим политико-правовой смысл принципа отделения религии от государства. Принцип светскости - свобода совести - предполагает свободу не только в выборе религии, но и свободу мировоззрения. Государство оставляет право выбора за гражданином и обязуется согласиться с его выбором, принять и защищать его. В отношениях с гражданами опирается не на их религиозные взгляды, а на гражданско-правовое положение. Таким образом, государство стремится реализовать равноправие всех религий и граждан; в своей внутренней и внешней политике не опирается на религиозно-теологические принципы и не руководствуется ими; государство и религиозные структуры отделены друг от друга. В светском государстве все религиозные конфессии равноправны, ко всем из них предъявляются равные требования. Государственные органы не участвуют во внутренней жизни религиозных объединений (если не нарушается закон). Особенности конфессий не служат основанием для оказания им помощи или поддержки со стороны государства. Понятие «светскости» свидетельствует о демократичном характере отношений между государством и религией, об обеспечении свободы вероисповедания. Между государством и религией установлены связи, основанные на светских и духовных ценностях. Одна из важных характеристик светского государства - мирное сосуществование граждан с разными религиозными предпочтениями. То есть светское государство обеспечивает правовые основы различных отношений в духовной жизни общества.А если наоборот?
В современности мы наблюдаем и обратные примеры, когда основная религия влияет на политику государства. При таком раскладе религиозные институты контролируют государство и общественную жизнь, ограничивают свободу вероисповедания граждан. Религиозная диктатура также может приводить к нарушению прав и свобод граждан, особенно тех, кто исповедует другую религию или не исповедует религию вовсе.Машина времени наяву
Рассуждать о «добрых, старых временах», когда вокруг царили справедливые религиозные законы, женщины «знали свое место», а мужчины были идеальными мужьями в своем гареме, легко, потому что очень мало мы о том времени знаем на самом деле. Вот только среди нас живут тысячи еще не пожилых людей, которым довелось служить в ограниченном контингенте советских войск в Афганистане и видеть вживую воплощение законов шариата и исламских правовых норм. Про историю этой, почти десятилетней войны рассказывать смысла нет, но мне хорошо запомнился рассказ воина-интернационалиста, создателя и первого руководителя областного общественного объединения «Союз ветеранов Афганистана» Тахира Шасаидова. Он воевал в Афганистане полтора года, являлся кавалером ордена Красного Знамени. В 1989 году Тахир дал мне интервью, которое вышло без купюр в радиопередаче. Его цитаты я часто использовал в своих материалах позднее. Тахир умер в 1999 году, а его наблюдения, воспоминания и рассказы до сих пор вызывают интерес аудитории. Советских солдат в Афганистане, по словам Тахира, поразило все: ужасная нищета большинства жителей, забитость и неграмотность, когда на весь кишлак читать и писать умели только мулла или ишан… Если в крупных городах имелся какой-то налет современности в виде кинотеатров или многоэтажных зданий, автомобилей, то глубинка жила совершенно так же, как 300, 500, даже тысячу лет назад. И женщине в этой системе ценностей отводилось, мягко говоря, очень скромное место. Вот что рассказывал Тахир: - Сейчас, когда проснулся у наших «патриотов» интерес к средневековью, заговорили о возрождении «правильной» жизни по шариату, надо бы напомнить, как сами женщины в Афганистане относились к своему положению. Так, в Народно-демократической партии Афганистана, которая и устроила революцию и начала современные преобразования в экономике, культуре, женщины составляли 42 процента! Афганские женщины служили на боевых должностях в армии, царандое (милиции) и ХАДе (госбезопасности). Они храбро сражались с басмачами и никогда им не сдавались в плен. А что это значит? Да не нравилась им роль живого имущества, недаром афганские муллы говорили, что нельзя женщине давать образование, она себя человеком чувствовать начинает! Так что прежде чем ввести шариат, нужно запретить женщинам любое образование, даже начальное, не говоря уже о профессиональном и высшем. Плюс ввести разделение в домах на женскую и мужскую половину и так далее. Согласится ли большинство женщины на такую участь? Со времени того разговора прошло уже почти 35 лет. Не стало СССР, но на его территории пока не возникло ни одного религиозного государства. Даже попытки некоторых «радетелей истинной веры» протолкнуть идею многоженства в Казахстане и Центральной Азии потерпели неудачу - во всех бывших республиках Советского Союза оно запрещено. Причина в резком неприятии таких «идей» со стороны самих женщин. Впрочем, на смену тому поколению идет новое, по-иному кем-то воспитанное. И таких инакомыслящих становится все больше. Для кардинального слома уже сложившихся общественных отношений у «праведников» сил пока что мало. Вряд ли сегодня на предполагаемом референдуме по изменению Конституции РК (без этого не обойтись) о замене светского государства религиозной диктатурой большинство казахстанцев проголосует за, особенно женщины. Наверняка и до самого референдума дело не дойдет. А чем все может закончиться в худшем случае? Всегда найдутся за пределами страны желающие и могущие «помочь» братьям по вере в их борьбе за «единственно правильное» общество. Ну кто не знает такой оплот истинной веры и правопорядка, как ДАИШ (или ИГИЛ) (запрещенная в РК организация)? И не оно одно, кстати. А уж куда ведет дорога, вымощенная благими (на словах) намерениями, известно.Подготовил Юрий ЕФИМОВ
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="67968,67969,67970,67971,67972"]