Новости

Перемены к лучшему. Новый закон даст выбор потребителю

Перемены к лучшему. Новый закон даст выбор потребителю

 width=Новый закон даст выбор потребителю

По поручению Главы государства Комитетом по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан разработан новый проект Закона «О защите прав потребителей». Подробно об этом проекте нам рассказала главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области Татьяна Федосова. По ее словам, одним из основных аспектов законопроекта является расширение социально-политического влияния общественных институтов. - Ожидается, что введут институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который наделяется довольно широкими полномочиями. Омбудсмен вместе с общественными объединениями, союзами, ассоциациями будет отстаивать права граждан, - говорит она. Грядущие изменения не вызвали отрицательной реакции у бизнес-сообщества страны, однако есть момент, который предпринимателям пришелся не по вкусу. - Речь идет о статье 62 проекта закона, в которой предусмотрено взыскание судом штрафных санкций на предпринимателей в пользу общественных объединений, являющихся представителями потребителей в суде. Предполагаемый размер штрафов составляет от 10 до 50 процентов от удовлетворенной части иска имущественного характера и 10 месячных расчетных показателей в случае, если иск неимущественного характера, - продолжает Татьяна Федосова. Она подчеркивает, что эта норма вовсе не является нововведением, она действовала в нашей стране до 2010 года. А сейчас ее предлагают восстановить. - Палата предпринимателей говорит о непоследовательности и необдуманности принятия решений со стороны Министерства торговли и обеспокоена дополнительной нагрузкой на бизнес. Но государственный орган, в адрес которого ежедневно поступают сотни обращений о нарушениях прав потребителей, считает, что отказ от привлечения субъектов бизнеса к материальной ответственности за нарушения норм законодательства, а также длительное действие моратория на проверки малого и микробизнеса привели к росту нарушений и полному игнорированию законных требований потребителей. Поэтому и предлагает восстановить норму о взимании штрафов за допущенные нарушения, - говорит специалист. Для того, чтобы разобраться в вопросе, Татьяна Федосова предлагает детально рассмотреть предусмотренную законопроектом схему защиты потребительских прав. Так, в соответствии со статьей 58 проекта закона, потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе в досудебном порядке самостоятельно либо через представителя своих интересов обратиться к продавцу, изготовителю или исполнителю и попросить об их добровольном устранении, а также возмещении причиненного ущерба. Продавец в свою очередь обязан рассмотреть претензию потребителя и представить в течение 10 календарных дней со дня ее получения письменный ответ за подписью ответственного специалиста. Если в течение 10 календарных дней он не ответит на претензию или откажется добровольно устранить нарушения или возместить причиненный вред, то потребитель самостоятельно либо через представителя своих интересов вправе обратиться к субъекту внесудебного урегулирования потребительского спора или в суд. - Субъектами внесудебного урегулирования являются общественные объединения, различные союзы, ассоциации, или, в случае принятия закона, омбудсмен по защите прав потребителей. В случае отказа предпринимателя в разрешении спора в досудебном порядке либо в случае невозможности урегулировать спорную ситуацию созаявители обращаются с иском в суд в защиту прав и законных интересов потребителей, - продолжает Т. Федосова. Суд рассматривает дело потребителя и, в случае удовлетворения его требований, если иск подан общественным объединением, союзом, ассоциацией или омбудсменом по защите прав потребителей, в их пользу судом взыскивается штраф. Кроме того, на основании одной из статей проекта закона у потребителя есть право в течение месяца с момента его обращения к продавцу обратиться в уполномоченный государственный орган с целью привлечения к ответственности продавцов. - Стоит отметить тот факт, что у потребителя теперь будет выбор, каким способом защитить свои права и интересы. И суд в этой цепочке - последняя инстанция. А наложение штрафных санкций - это крайняя мера. И она не должна волновать предпринимателей, которые соблюдают нормы действующего законодательства в сфере защиты потребителей. Штрафные санкции коснутся только злостных нарушителей закона. От введения этой нормы выиграют все: и добросовестные предприниматели, и потребители, коими мы все являемся. Ведь появится еще один механизм, защищающий законные права потребителей, - подытожила Татьяна Федосова. Специалист напомнила, что департамент торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области рассматривает обращения потребителей, поступающие через системы E-tutynushy, E-otinish, еgov, Telegram-bot и другие способы связи. Если вы считаете, что ваши права нарушены, можно получить консультацию специалистов по телефону 54-21-69.

Алексей ПОЛЯКОВ