Разрешить спор можно мирно Государственные органы действуют совместно с НПО
Разрешить спор можно мирно Государственные органы действуют совместно с НПО
Государственные органы действуют совместно с НПО
Защита прав потребителей - сложная комплексная задача, общая забота государственных органов и активных общественников, которые решают возникающие споры доступными им способами в рамках закона. Об итогах этой совместной работы за девять месяцев 2023 года рассказали на брифинге в региональной службе коммуникаций заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по Жамбылской области Байкадам Дуйсенбаев и председатель общественного объединения «Комитет защиты гражданских прав» Ирина Федорова. Отмечено, что в департамент торговли и защиты прав потребителей за этот период поступили 512 обращений, что на 223 больше, чем за аналогичный период прошлого года. - Сегодня мы активно работаем над повышением осведомленности граждан об их правах и доступности нашей помощи. Всего 187 поступили на телефон горячей линии, а 12 - на Тelegram-бот. Почти половина обращений касается сферы розничной торговли. На втором месте - жалобы на продавцов онлайн. Также много обращений по поводу качества бытовых услуг, - проинформировал Байкадам Дуйсенбаев. В жалобах по розничной торговле преобладает отказ об обмене или возврате товара ненадлежащего качества, а также отказ об обмене или возврате товара в течение 14 календарных дней. В сфере электронной торговли наблюдается рост числа обманутых потребителей. Из 512 обращений удовлетворены 323, 30 обращений перенаправлены в другие компетентные государственные органы. Потребителям возвращены 26,4 миллиона тенге. Б. Дуйсенбаев также подчеркнул, что большую роль в противодействии нарушениям закона играют гражданские активисты, в частности, общественное объединение «Комитет защиты гражданских прав», которое не первый год оказывает консультативную и правовую помощь в сфере защиты прав потребителей. - Согласно плану совместных мероприятий с департаментом, предусмотрены проведение семинаров, лекций, акций по вопросам защиты прав потребителей, организация круглых столов и иных просветительских мероприятий, а также совместные консультации потребителей по актуальным проблемам в сфере защиты их прав, - добавила Ирина Федорова. - За девять месяцев в наше объединение поступило 21 обращение, 10 из них - по горячей линии. Чаще всего вопросы решаются во внесудебном порядке. Бывает так, что права гражданина ущемлены, а он не знает, как решить вопрос грамотно и быстро. В особо тяжелых случаях из-за не самого крупного ущерба разворачиваются судебные тяжбы, выматывающие обе стороны. Во всем мире давно найден способ мирного решения различных гражданских ситуаций, в сфере защиты прав потребителей в том числе, - отметила спикер. Ирина Федорова подчеркнула особую роль медиаторов в вопросе защиты прав потребителей. Решение об урегулировании разногласий в таком случае принимают сами стороны, а задача медиатора - помочь им найти взаимовыгодное решение. По ее словам, сегодня в сфере защиты прав потребителей почти 99 процентов всех споров разрешаются с помощью медиации, что позволяет сохранить нормальные отношения между предпринимателем и его клиентами. Также в виду конфиденциальности процедуры предприниматели сохраняют свою репутацию и клиентов. Пострадавшему компенсируется причиненный ему ущерб. Подобные взаимовыгодные решения приводят к устранению конфликта между сторонами, так как они самостоятельно приходят к решению, которое максимально соответствует их взаимным интересам.Алексей ПОЛЯКОВ
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="68231,68232"]