Мы так решили. После всенародного референдума обновление коснулось всех сфер жизни казахстанцев
Мы так решили. После всенародного референдума обновление коснулось всех сфер жизни казахстанцев
После всенародного референдума обновление коснулось всех сфер жизни казахстанцев
В Конституцию Республики Казахстан периодически вносятся поправки. В частности, последние изменения внесены по итогам республиканского референдума 5 июня 2022 года. Поправки, внесенные в Основной закон в рамках конституционной реформы, имеют уникальную особенность по сравнению с предыдущими преобразованиями. Содержание поправок, их созидательная и моделирующая общественные отношения роли настолько значимы и важны, что можно утверждать о юридическом оформлении идей Нового, Справедливого Казахстана и Второй республики через народное волеизъявление. Суть конституционной реформы заключалась в том, чтобы раскрыть и закрепить самое главное в современных общественных отношениях, чтобы новые нормы ясно и четко отражали тенденции политической модернизации, о которой говорил Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года, дали направление и определили принципиальное содержание их последующей детализации в актах текущего законодательства. Несмотря на юридическую природу конституционных норм, которые должны быть предельно ясными и понятными, обобщения и абстрагирования в тексте Конституции часто являются необходимой мерой, чтобы обеспечить правовой регламентацией наибольшее количество жизненных обстоятельств и субъектов, вступающих в те или иные виды общественных отношений. Обосновывая необходимость определенного уровня абстракции в конституционных положениях, стоит подчеркнуть, что нормы Конституции в их идеальном виде нередко абстрагируются от конкретных обстоятельств, времени и места и ссылаются только на такие условия, которые могут произойти в любом месте и в любое время в пространстве Республики Казахстан. Учитывая эти моменты, в основу конституций практически всех стран намеренно закладывается рамочная модель правового регулирования. Не являются исключением в этом отношении и последние изменения и дополнения в Конституцию РК. Такое положение обуславливает необходимость раскрытия смысла конституционных изменений, комментирования тех новых принципов, норм и положений, которые были оформлены Законом РК от 8 июня 2022 года. Важным аспектом конституционных реформ в этом направлении стало установление принципа невмешательства партий в деятельность государства, политическая нейтральность Президента. И это соответствует общим принципам Конституции и правовому статусу Президента, согласно которому он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а также верховенства Конституции. Установленные изменения и дополнения в Конституцию стали важной легитимацией общественных процессов, которые обеспечат необратимость политической модернизации в стране, начинают изменять «правила игры» и уже формируют прочный фундамент дальнейшей демократизации нашего общества. Уже прошел год с момента, когда в Казахстане приняли изменения в Конституцию. Тогда граждане республики поддержали идеи и предложения, озвученные Главой государства Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана. Основная часть поправок в Конституцию, обсуждение которых и вынесено на референдум, касались перехода от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом. По словам экспертов, на деле видно, как заработали данные нормы. - Инициативы Касым-Жомарта Токаева и результаты общенародного референдума вызвали большой резонанс в обществе, - говорит Дмитрий Халидов, таразский юрист, правозащитник. - Во-первых, конституционной поправкой официально введен запрет на занятие государственных позиций, должностей родственниками, членами семьи Президента. Не имеет значение какого, то есть нынешнего, следующего, будущего. И сейчас это уже кажется нормой. Хотя фактически до этого все мы понимали, что это было далеко не нормой. Во-вторых, основным мотивом конституционных поправок стал переход от суперпрезидентской формы правления к президентской форме правления с широкими функциями Парламента. И, наконец, то, что касается правозащитной деятельности: теперь работа прокуратуры определяется конституционным законом. Это усилило системную правозащитную деятельность и высший надзор за соблюдением законности на территории страны от имени государства. - Что интересно лично для меня, так это то, что уполномоченный по правам человека получил иммунитет и гарантии независимости и неподотчетности каким-либо госорганам и должностным лицам. Он отныне имеет право обращаться в Конституционный суд, - продолжает Д. Халидов. - Таким образом, конституционная реформа является логичным продолжением всех политических реформ Президента с 2019 года. Что мы наблюдаем в масштабе государства? Сегодня на новом этапе развития в Казахстане идет масштабная политическая модернизация, которая невозможна без конституционной реформы. Изменения затронули треть статей Конституции. Как заявил Президент Касым-Жомарт Токаев, поправки в Основной закон имеют для нашей страны судьбоносное значение. Поэтому впервые за все годы независимости вопрос внесения изменений в Конституцию решался не в Парламенте, а на республиканском референдуме. Конституционная реформа - это логичное продолжение всех политических реформ Президента с 2019 года. По ним принято 10 законов. Проект конституционных поправок основан на запросах граждан и осуществляется в интересах всего общества. Как известно из официальных источников, над проектом работали ведущие ученые, правоведы. Возможно, для многих из нас будет сложно сразу увидеть разницу между старой и новой редакцией Конституции. Поэтому авторы разбили все изменения и дополнения на пять крупных блоков, каждый из которых отвечает на главный вопрос - что изменится в обновленной Конституции. Первый блок поправок обеспечил окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике. Во-первых, Президент теперь не состоит ни в какой политической партии на период осуществления своих полномочий. Этот запрет распространяется на председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда, иных судов, председателя и членов Центральной избирательной комиссии, а также Высшей аудиторской палаты РК. Преимущество поправки - повышение политической конкуренции и создание равных условий для развития всех политических партий. Во-вторых, близкие родственники Президента не будут иметь права занимать руководящие должности на госслужбе и в квазигосударственном секторе. В-третьих, у Президента нет права снимать с должностей акимов районов, городов и сельских округов. Второй блок поправок направлен на перераспределение ряда властных полномочий. Во-первых, президентская квота в Сенате сократилась с 15 до 10 депутатов. При этом пять из них предложены Ассамблеей народа Казахстана. Во-вторых, Сенат будет согласовывать кандидатуры на посты председателей конституционного совета и Высшего судебного совета, вносимые Президентом. В-третьих, создан конституционный суд. Конституционный суд в новом виде состоит из 11 судей - на четыре человека больше, чем раньше. Его состав формируется следующим образом: шесть судей назначаются Парламентом, четверо судей - Президентом, председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Сената. В-четвертых, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета преобразовался в Высшую аудиторскую палату. Ее председатель дважды в год отчитывается перед депутатами Мажилиса Парламента. Такая мера расширила контроль депутатов над бюджетом. В третьем блоке поправок говорится об усилении роли и повышении статуса обеих палат Парламента. Отметим, что квота Ассамблеи народа Казахстана касается теперь не депутатов Мажилиса, а Сената, и сокращается с девяти депутатов до пяти. Депутаты Мажилиса будут избираться по смешанной избирательной системе, 30 процентов нижней палаты будут составлять депутаты-одномандатники. Это позволит в полной мере учесть права всех граждан. Предлагается, чтобы Мажилис принимал законы, а Сенат одобрял или не одобрял их. Такой подход укрепит механизм сдержек и противовесов в политической системе. Четвертый блок поправок в Конституцию расширил участие населения в управлении страной. Самое главное, в Конституции окончательно и однозначно закрепляется норма о том, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа права собственности осуществляет государство. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы теперь назначаются на должность Президентом страны только с согласия депутатов всех маслихатов того или иного региона. При этом Глава государства предлагает не менее двух кандидатур, и по итогам голосования на должность назначается кандидат, получивший наибольшее число голосов. Пятый блок поправок призван усилить механизм защиты прав граждан. Например, Конституционный суд по обращениям граждан теперь рассматривает нормативные правовые акты РК, непосредственно затрагивающие их права и свободы, на соответствие Конституции. Во-вторых, окончательно закреплено решение об отмене смертной казни на конституционном уровне. В-третьих, работа прокуратуры определяется конституционным законом. Это усилит системную правозащитную деятельность и высший надзор за соблюдением законности на территории страны от имени государства. В-четвертых, уполномоченный по правам человека получил иммунитет и гарантии независимости и неподотчетности каким-либо госорганам и должностным лицам. Он отныне имеет право обращаться в Конституционный суд. Перечисленные выше поправки затрагивают основополагающие принципы работы государства и имеют историческое значение для Казахстана. Эти реформы - важнейший этап масштабной политической модернизации. После принятия этих поправок предстоит изменить более 20 законов. Конституционная реформа носит системный характер. В итоге повысится эффективность всей государственной модели, и эффект от этих преобразований почувствует каждый казахстанец. Необходимо еще раз отметить исключительную важность посыла Главы государства Касым-Жомарта Токаева о необходимости укрепления роли Парламента. Это станет важным фактором успешной реализации Концепции «Слышащее государство» с четкими контурами Нового Казахстана - эффективного государства с сильным гражданским обществом и воплощением в жизнь ключевой формулы нашего государственного строительства - «Сильный Президент - влиятельный Парламент - подотчетное Правительство». Реализация этой идеи предусматривает новую модель выборного законодательства, новую структуру палат Парламента, усиление эффективности парламентского контроля, новые полномочия Мажилиса в законодательном процессе, а также возрастание роли Сената при назначении руководителей государственных органов. Изменения в Конституцию заложили новые возможности, открывающие простор для прогрессивного, демократического развития Казахстана. Обновленный Основной закон усилит эффективность защиты конституционных прав наших граждан и будет дальше двигать нас в сторону построения справедливого общества и эффективного государства, к реальному Новому Казахстану, Второй республике. Новый закон обновляющейся стране необходим, как важнейший шаг к дальнейшему развитию демократии и правовых основ XXI века.Подготовил Юрий ЕФИМОВ