Манипуляция сознанием позволяет превращать людей в исполнителей чужих замыслов
Продолжение В первой и второй частях корреспонденции «Лишая воли» мы говорили о психологических инструментах подчинения сознания и поведения человека, в частности, о табуировании и сакрализации. Сегодня поговорим о мифологизации. Мифологизация - это создание по большей части вымышленных историй, в которых может присутствовать доля правды или вовсе отсутствовать. Но в целом придуманные истории выглядят красивыми, интересными, иногда даже полезными для общества и поэтому люди в них верят. Самое интересное в этом способе манипуляции то, что речь здесь идет о прошлом, поэтому историю можно выдумать какую угодно, ведь проверить ее истинность все равно не удастся. Можно придумать миф, который будет опираться на якобы научные факты. Например, можно ссылаться на архивные документы, в том числе и секретные архивные документы спецслужб, в которых якобы сокрыта истина. Большинство людей никакие документы искать и проверять их содержимое не будет, тем более если доступ к ним затруднен. Да и подделать их тоже возможно, поэтому в любом случае такая история будет опираться на веру людей в нее. А вера - это самый важный инструмент манипуляции. Для манипуляции массовым сознанием с помощью мифологизации важно, чтобы все люди или во всяком случае большинство из них верили в одну и ту же историю. Это, во-первых, делает ее более правдоподобной, а во-вторых, способствует ее распространению. Люди сами рассказывают друг другу истории, в которые когда-то поверили и которые произвели на них сильное впечатление. А очень многие истории, в которые мы верим, являются мифами. Что-то в них может быть правдой, а что-то вымыслом. Вымысла, как правило, больше. Ведь чем значимее для общества тот или иной миф, тем больше в нем неправды. Потому что любой миф должен быть красивым, чтобы в него верили, а для этого он должен быть идеальным. А все идеальное должно быть лишено недостатков. Приведу пример того, как из здравомыслящего человека можно сделать (пусть и на время) послушного исполнителя. Эта история произошла в конце 90-х годов прошлого века с моим другом, назовем его Василий. Однажды он сообщил, что может лечить людей с помощью замечательного метода рейки. Источник Грандмастер Рейки Академия дает такое весьма размытое определение этому понятию: «Рейки — одна из древнейших лечебных систем, которая связана с передачей энергии при помощи наложения рук. Эта система проста, эффективна и абсолютно безопасна, ее можно применять ко всем без исключения: детям, беременным, старикам, животным и растениям». Затем следует объяснение, запутанное настолько, что и с третьего прочтения понять его невозможно. Впрочем, есть в нем и особая оговорка: все зависит от уровня мастера. Так вот, мой друг попал как-то на учебное занятие начинающих рейкистов. Там ему сообщили, что создал этот метод излечения японец Микао Усуи. К классическим знаниям древней тибетской системы Фам Рей, полученным от своего Учителя Сатья Танави, Микао Усуи добавил практики из восточной медицины. В 1909 году oн разработал систему, позволяющую связываться с энергией Фам Рей без долгих лет упражнений и сложных практик, которую назвал Усуи Рейки. Сам Микао подавался неофитам как почти совершенный человек, который принес людям сокровенное знание. Если коротко, то управляя энергетическими потоками в человеческом теле, можно лечить болезни без лекарств, операций и так далее. Меня насторожило то, что лишь побеседовав с Василием, «гуру» сообщил ему, что у Василия - огромный потенциал, и если его раскрыть полностью, то… Ох, что получится! Правда, Вася почему-то не решился спросить - а как учитель определил одним лишь взглядом его способности? Его окрылила фраза, что он может лечить, исцелять. Выяснилось, также, что для этого потребуется заплатить за обучение некоторую сумму этак в полугодовую среднюю зарплату того времени. Друг хорошо зарабатывал и, окрыленный возможностью стать целителем, деньги немедленно принес. Затем учился в течение нескольких недель, однако никаких способностей ученик в себе не обнаружил. Смущенный Вася вежливо спросил у учителя: «Где же результаты?» На что получил ответ, что инициация произойдет только после прохождения второго курса, а это будет стоить в три раза дороже, чем первый. Ученик принес деньги и продолжил обучение, но и после второго курса не нашел в себе никаких изменений. По крайней мере, он не ощущал энергетические потоки, не определял место заболевания… Да ничего у него не получалось! А где же его «потенциал»? Учитель объяснил, что для инициации первых двух курсов надо пройти третий, а он стоит… Василий принес деньги в третий раз, и общая сумма, потраченная на «учение», уже достигла стоимости двухкомнатной квартиры. Далее, как вы, наверное, догадались, после третьего курса тоже ничего не «раскрылось», и ученику предложили… - да, да! - пройти четвертый курс. А всего их насчитывалось, оказывается, семь! Поняв, что для прохождения «обучения» ему придется продать дом и машину, Василий, наконец, сообразил, что попал в руки мошенников. Но поскольку у него не было ни расписок, ни чеков на переданные деньги, ему осталось только покинуть гостеприимные стены клуба рейки не солоно хлебавши. С тех пор при слове «рейки» его колотит, а всякие «восточные исцеления» Вася на дух не переносит. Это пример того, как можно человека сделать некритичным к реальности на время. Но есть виды промывания мозгов, позволяющие проделывать все это бесконечно. Возникает вопрос: как могут современные люди с каким-никаким образованием верить в сказки? Однако мифы, в которых мы не разочаровались, в которые верим, сказываются на нашем мировоззрении и поведении. С помощью мифа можно навязать обществу определенные стандарты жизни, мировоззрение, поведение, традиции, ценности, ритуалы. Прошлое влияет на настоящее, а настоящее влияет на будущее. Поэтому, если придумать людям прошлое или изменить его, то можно изменить и их жизнь в настоящем. Ведь наше прошлое - это наш опыт. И если кто-то изменит наше прошлое, то изменится и наш опыт, а вместе с ним и те выводы, которые мы из него делаем. При этом состряпать миф не так уж и сложно, равно как и заставить людей поверить в него. Достаточно, к примеру, придумать красивую историю и сослаться на те или иные факты, которые ее будут доказывать. А в качестве фактов можно привести различные открытия, сделанные учеными, которым большинство людей склонны доверять. А если говорить об обучении детей, то их и вовсе можно заставить поверить во что угодно, представив любой миф, как реальность. Разве мы можем проверить, правдивы ли все те истории, которые нам рассказывали в детстве? Конечно, нет. Но при этом эти истории лежат в основании нашего мировоззрения и влияют на наше поведение. Подводя итог, можно констатировать, что и в случае с табуированием, и в случае с сакрализацией, и в случае с мифологизацией все сводится к одной единственной задаче - заставить людей поверить в продукт чьей-то фантазии. В ту «реальность», которую придумал манипулятор, чтобы управлять людьми. Если человек верит в то, что манипулятор ему внушает, навязывает, предлагает, то и действовать он будет по указке манипулятора. Зная о том, что манипуляция массовым сознанием является повсеместным явлением, ибо в борьбе между людьми для победы хороши любые средства, следует быть особо осторожными, когда вам «вдруг» что-то обещают. Обещают сделать счастливым в закрытом мирке секты, где вокруг только «братья» и «сестры», научить исцелять прикосновением или читать чужие мысли. Найти единственно верный путь к «спасению». И для того, чтобы не попасть в эти сети, учитесь на все смотреть со стороны, оценивать посулы не эмоциями (я, оказывается, великий! Умный! Меня любят незнакомые люди!), а разумом.Подготовил Юрий ЕФИМОВ