Меню
2 ноября, 2023 / Знамя труда / Новости

Вернуть былой статус. Город железнодорожников ждут позитивные изменения

Вернуть былой статус. Город железнодорожников ждут позитивные изменения

Вернуть былой статус. Город железнодорожников ждут позитивные изменения Вернуть былой статус. Город железнодорожников ждут позитивные изменения
Фото из открытого источника

Город железнодорожников ждут позитивные изменения

Город Шу с населением почти 45 тысяч человек во времена Советского Союза являлся моногородом. Этому способствовало наличие крупнейшего в Казахстане узлового железнодорожного комплекса. В 1997 году город из областного подчинения был переведен в районный и лишился былого статуса. Поэтому первый вопрос в беседе с акимом города Шу Елдосом Нуралиевым, между прочим, избранным на эту должность весной 2023 года путем голосования горожан, был напрямую связан с возможным возвращением городу его былого положения. - Елдос Бекболатович! С чем было связано лишение Шу статуса моногорода, и как можно его возвратить? - Согласно Программе развития моногородов, в Казахстане к ним относятся 27 малых городов. В Жамбылской области моногородами являются Жанатас и Каратау, вокруг которых сосредоточены богатые залежи минералов фосфоритоносного бассейна. Моногородом раньше считался и город Шу, где имеется крупная железнодорожная станция. В прежние годы на железной дороге были заняты до четырех тысяч человек, в сутки здесь проходили до 250 пассажирских и грузовых составов. После распада СССР жизнедеятельность городов, возникших вокруг крупнейших месторождений и предприятий-гигантов, как известно, изменилась. В нашем городе градообразующее железнодорожное предприятие было вынуждено резко снизить объемы перевозок. К примеру, сегодня на «железке» занята всего лишь десятая часть из ранее работавших. В итоге город был лишен статуса моногорода. Но сегодня ситуация изменилась, социально-экономическая ситуация и в городе, и районе постепенно налаживается, и возможно, когда численность населения города превысит 50-тысяч, вопрос о переходе города Шу в областное подчинение, будет подниматься вновь. - Что положительного это даст городу? - В таком случае Шу может претендовать на областное подчинение. Тогда начнется прямое финансирование из республиканского и областного бюджетов, что существенно облегчит жизнь десятков тысяч людей. На выделяемые деньги можно организовать ремонт и восстановление аварийных домов, предусматриваются меры по развитию малого и среднего бизнеса, вовлечению банков второго уровня в программу кредитования. Будут приниматься меры по субсидированию процентных ставок по кредитам без отраслевых ограничений, развитию производственной инфраструктуры, предоставлению грантов на развитие новых производств, созданию бизнес-инкубаторов. Пока же из более чем 30 видов налогов в городскую казну поступают лишь средства от налогов на имущество, транспорт, наружную рекламу и землю. Все остальные деньги идут в районный бюджет. - На что вы обратили внимание, когда приступили к работе в качестве акима? - В первую очередь неприятно поразило, что за последние годы в городе не построено ни одного квадратного метра жилья. Сейчас жилье для населения строят и в дальних селах, но в городе с довольно развитой инфраструктурой эта проблема ушла на задворки, хотя очередников хватает. Поэтому строительство многоквартирных домов для жителей считаю одной из первоочередных задач. Да, в городе имеются 119 многоквартирных жилых домов, 34 из них отремонтированы по государственной программе. Необходимо решать вопрос с подключением многоэтажек к природному газу. В 65 многоквартирных домах до сих пор используются пропановые баллоны. До конца года планируем подвести газопроводы к 37 многоэтажкам, проведем внутренние системы. - Какие еще основные проблемы волнуют акима? - Шу, неофициально именуемый городом железнодорожников разделен на восемь массивов. Это - сахарный завод, Тогай, Жанкулиев, Батыс, Горгаз, Жайсан, Жетысу, Коскудук, где проблем, требующих оперативного вмешательства, хватает. Одной из злободневных является состояние систем канализации и сточных вод. На сегодня изношено 86 процентов канализационных систем. На разработку проектно-сметной документации из районного бюджета выделено 45 миллионов тенге. В случае получения положительного заключения она будет представлена при уточнении республиканского бюджета на 2024 год. При предоставлении необходимых средств из бюджета место сбора сточных вод будет перенесено на расстояние 12 километров от города и оборудовано специальными фильтрами. Кроме того, в ближайшее время, отделом ЖКХ и автомобильных дорог районного акимата будут проведены работы по ограждению опасных зон канализационной системы. - Жители города постоянно жалуются и на частое отключение электроэнергии. - В первую очередь, это связано с тем, что 70 процентов электрических сетей в городе находятся в неудовлетворительном состоянии. Более того, три имеющиеся подстанции уже не могут обеспечить жителей электроэнергией. Поэтому запущена четвертая подстанция в жилом массиве Жанкулиева, техническое обслуживание которой проводит ТОО «Жамбыл Жарык Сауда». После пуска подстанции стала работать и водонапорная башня в микрорайоне Коскудук, что дало возможность подключить к центральному водопроводу еще около восьми тысяч горожан. Кроме того, в этом году выделено дополнительно 169 миллионов тенге на подведение электрических сетей к шести улицам в массиве Жанкулиева. - Как известно, областные власти, озаботившись назревшими проблемами города железнодорожников, в этом году почти втрое увеличили бюджет, выделив почти миллиард тенге! На что в основном будут потрачены эти немалые средства? - Конечно, мы рады, что бюджет города значительно увеличился, и эти средства позволят залатать основные проблемы. Возьмем ремонт внутригородских дорог. Всего в городе имеются 313 улиц протяженностью 204,2 километра. На сегодня 181 из них не имеют асфальта. В текущем году уже отремонтировали 27 улиц протяженностью 24 километра. Из них асфальт уложили на 17 улицах, на семи - щебень, на трех улицах установили тротуары. Также ведется строительство пешеходных переходов на улице Сатпаева, к центральному рынку, от монумента «Паровоз» к железнодорожному вокзалу, новым жилым домом по улице Акарыса, завершено строительство тротуаров на двух улицах. В 2024 году в планах ремонт 30 улиц, уже начата разработка проектно-сметной документации. В случае поддержки из бюджета будут отремонтированы три десятка улиц протяженностью 23 километра. Думаем и о строительстве пешеходных тротуаров на шести улицах протяженностью 5,631 километра. Или взят вопрос обеспечения маленьких жителей города игровыми площадками. Только в этом году установка детских игровых площадок и площадок стритворкаута в четырех густонаселенных местах обошлись в 52,2 миллиона тенге. В следующем году планируем установить еще 11 подобных площадок, оборудовать школу-лицей «Жибек жолы» волейбольной и баскетбольной площадками. - Несмотря на наличие очередей горожан на получение жилья, много людей хотят жить на земле, строить дома. Как обстоит ситуация с очередниками на получение земельных участков под строительство? - Количество очередников на индивидуальное жилищное строительство на территории города Шу составляет 7055 человек. В микрорайоне Юго-запад подготовлен новый жилой массив первого этапа, проведена инженерно-коммуникационная инфраструктура, имеется в виду газ, электричество, питьевая вода. Начаты работы по представлению земельных участков очередникам периода 2006-2012 годов, которых насчитывается 1449 человек. На адрес каждого горожанина, стоящего в очереди на землю, через отделения АО «Казпочта» отправлены уведомления для получения земли, с последующей публикацией на страницах СМИ. Сейчас ведется оформление документов 590 граждан. - Никогда не теряют актуальности вопросы благоустройства и озеленения, что скажете по этому поводу? Есть ли в планах ремонт одного из символов Шу - здания железнодорожного вокзала? - Здание железнодорожного вокзала находится на балансе АО «НК «Қазақстан темір жолы», с руководством которого достигнута договоренность о проведении капитального ремонта в следующем году. Мы же, со своей стороны, взялись за поддержание чистоты и порядка на прилегающей территории. На эти цели будут выделены отдельные средства. За чистоту города акимат решил взяться основательно. Уборкой мусора заняты частные компании «Шу сервис» и «Green city». Теперь жители каждого дома могут воспользоваться их услугами, заключив договоры. Стоимость тарифа, утвержденного решением районного маслихата от 5 мая 2023 года, составляет 2953 тенге за мусорный контейнер, 391 тенге за человека в многоквартирных домах, 493 тенге за каждого жителя частного сектора. Также проводятся работы по систематизации работы полигона твердых бытовых отходов. Вопрос будет решаться путем его передачи частному инвестору, который займется и состоянием полигона, и переработкой отходов. Работы уже начаты, и в ближайшие два месяца планируем реализацию проекта. Будут обновлены мусорные баки в городе, и до конца года заменим их большую часть, а с нового года начнется поэтапное приведение в порядок мест их размещения. В целях обеспечения санитарной чистоты городским акиматом установлены Wi-Fi камеры вдоль основных улиц. С их помощью в черте города ликвидированы стихийные свалки, на нарушителей наложены административные штрафы. И количество камер в скором времени будет увеличено. Перед нами поставлена задача сделать жизнь горожан более комфортной, учитывать мнения и пожелания жителей, специалистов. Напомню казахскую пословицу: «Шуба, скроенная сообща, тесной не будет». И если все мы станем едины в стремлении помогать ближнему, соблюдать повсеместно чистоту и порядок, развивать родной город, то уже в ближайшее время достигнем многого.

Жарылкасын НУРАЛИЕВ, фото Петра НОРКИНА

[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="68749,68750,68751,68752,68753,68754"]

Самые читаемые статьи недели: