Новости

Периодическая печать —

Периодическая печать —

глаза, слух и язык народа

Первая общественно-политическая газета «Казах»/«Қазақ», являющаяся печатным органом кружка, организованного в 1912 году националистически настроенной интеллигенцией, начала издаваться в Оренбурге со 2 февраля 1913 года. Этот кружок заложил основы будущей партии «Алаш-Орда». Руководили изданием газеты Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов (главный редактор), Миржакып (Мир-Якут/Якуб) Дулатов (второй ответственный редактор). В 1918 году, в год закрытия газеты, в номерах 261-265 редактором был указан Жанузак Жанибеков. Газета издавалась в типографии «Керимов-Гусейнов/Хусаинов» (товарищество «Азамат»), издатель - Мустафа Уразаев. За пять лет существования (2 февраля 1913 - март/ноябрь 1918) было издано более 260 номеров на 41-й странице, выходила она на казахском языке арабским алфавитом два раза в неделю (по другим данным, еженедельно). Инициатором этого издания был лидер партии «Алаш» Алихан Букейханов, контролировавший работу редакции и бесперебойный выход газеты. У него был опыт журналистской деятельности, так как он активно писал публицистические статьи, подписанные псевдонимами «Қыр баласы», «Қыр ұлы» («Сын степей»), в газеты тех времен - «Степной край» (Омск), «Дала уалаяты», «Семипалатинский листок» и другие, в российские и татарские издания. Он написал передовицу для первого номера, в которой указал значимость газеты для народа: «Прежде всего периодическая печать (газета, журнал) - это глаза, слух и язык народа. Насколько важны для человека зрение, слух и язык, настолько же важна печать для народа...». Далее он обратился с предложением материально поддержать издание: «… У казахов мало щедрых меценатов, но немало сознательных, патриотичных граждан, готовых поддержать своими малыми средствами деятельность товарищества. Поэтому мы организовали товарищество «Азамат», чтобы впредь издавать газету «Казах» на средства сынов Алаш, накопленные в товариществе. Целью товарищества являются народные интересы. В частности, издание газет, журналов и книг (учебников, учебных пособий для казахских школ). Из них самое приоритетное - обеспечить стабильный выход газеты «Казах». Все остальное - по мере возможности. Намеченный взнос для членов товарищества - 100 рублей». Одним из первых, кто откликнулся на этот призыв, был поэт Шакарим кажи Кудайбердыулы. Он подписался на газету и вместе с деньгами вложил в конверт стихотворение «Поздравление газете «Казах», где есть строчки: «Газетсіз ел жаны жоқ, өлгенге есеп!». За пять лет существования газеты (в 1918 году она закрылась из-за политических переворотов) поэт опубликовал в ней более 20 статей. Известно, что Шакарим призывал народ читать газеты и журналы, выступал в защиту газеты «Казах», сам активно печатался и в других изданиях, таких, как журнал «Айкап», газета «Сарыарка», «Тәржіман», «Дала уалаяты» и других. Шакарим проявлял гражданскую активность и был одним из первых журналистов казахской степи. Были и постоянно публиковавшиеся в газете авторы, как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Миржакып Дулатов, Xалел Досмухамедов и другие. Поэта и просветителя Ахмета Байтурсынова называют первым теоретиком казахской печати. Его знаменитая статья об Абае Кунанбаеве «Қазақтың бас акыны» («Главный поэт казахов») была опубликована именно в газете «Казах». Так было положено начало абаеведению. Он много писал о казахском языке и казахской литературе. Основной целью газеты «Казах» был культурный подъем казахского народа. В первом номере была опубликована статья Ахмета Байтурсынова, в которой он писал: «Чтобы сохранить нашу автономию, мы должны изо всех сил бороться за образование и культуру. Мы должны в первую очередь развивать национальную литературу. Мы никогда не должны забывать, что только народ, сумевший создать литературу на родном языке, имеет право на независимое существование». Миржакып Дулатов в «Биографическом очерке», посвященном А. Байтурсынову, отмечал: «Созданная почти из ничего и существовашая в тяжелых условиях царско-полицейского режима, благодаря умелому руководству и самоотверженному труду Ахмета Байтурсыновича, газета перед закрытием имела свою собственную типографию, большой запас бумаги, тираж превышал 18 тысяч. Таким образом, возглавляемая А. Байтурсыновым газета «Казах» в истории молодой киргизской (казахской - прим. авт.) прессы заняла первое и почетное место». Почти в каждом номере печатал статьи Алихан Букейханов, за пять лет существования газеты их было более 300. Он знакомил казахских читателей не только с деятельностью известных в казахской степи Шокана Уалиханова, Григория Потанина, Петра Семенова-Тян-Шанского, но и с творчеством русских прогрессивных писателей и поэтов, таких, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Достоевский, Николой Чернышевский и других, а также зарубежными интернационалистами, как Фердинанд Бебель. Писал научные исследования о фольклоре, культуре, литературе, аналитические статьи, например, критическую статью о труде Шакарима Кудайбердыулы «Родословная»/«Летопись тюрков, киргизов, казахов и ханских династий». Миржакып Дулатов почти в каждом номере газеты публиковал научные статьи, очерки, литературно-критические заметки, фельетоны. Он написал рецензию на учебное пособие Ахмета Байтурсынова «Тіл құрал», посвященное казахскому языку, и высказал мнение о невозможности смешения в речи казахских слов с арабскими, персидскими и русскими. В 1917 году в номере газеты «Казах» от 11 июня М. Дулатов вспоминал: «Царская охранка, испугавшись, что «казахи проснутся», наложила арест на мою книгу «Проснись, казах!» («Оян, қазақ!», 1906), а меня в 1911 году отдала под суд, и в течение полутора лет я находился в тюрьме». Разоблачая колонизаторскую политику царизма, поэт- интернационалист призывал соотечественников изучать русский язык и культуру, приобщаться к науке, избавляясь от невежества. Первые поэмы Магжана Жумабаева появились в 1913 году в газете «Казах». Наибольшую известность получила поэма «Батыр Баян». В ней он воспел красоту природы Кокшетау, кочевую жизнь казахов, подвиги и трагическую судьбу батыра Баяна - реального исторического лица. Опубликовал немало стихов. Культурный подъем казахского народа и развитие национального языка и литературы - таковы были основные задачи создателей издания, в то же время они приобщали казахских читателей к русской культуре и литературе, продолжая традиции Шокана Уалиханова, Абая и Ибрая Алтынсарина. Публиковались статьи о традициях, искусстве, истории казахского народа. Газета стала популярной в широких массах народа. К концу первого года издания она имела уже более трех тысяч подписчиков, ее читала молодежь, и ежегодно в день выхода первого номера читатели присылали приветственные телеграммы и письма. В 1914 году тираж достиг 8000 экземпляров, в то время как у журнала «Ай-Кап» и других он не превышал и нескольких сотен. На газету подписывались и казахи, проживающие в Китае. Под влиянием газеты «Казах» издавались и другие - «Алаш» (1916), «Сарыарка» (1917), «Уран» (1917, просуществовала год). Газета установила тесные контакты с городами не только Казахстана, но и России, Китая, Монголии, Турции, Западной Европы. Русские деятели культуры и исследователи-востоковеды интересовались публикациями и запрашивали некоторые материалы для перевода на русский с последующими их публикациями в российских изданиях. Например, профессор Лазаревского института восточных языков Владимир Гордлевский для издания в 1914 году «Восточного сборника» в честь Александра Веселовского просил выслать образцы казахского фольклора, стихи Абая и произведения Миржакыпа Дулатова. Бывали у издания и трудности. Газету часто арестовывали губернские власти за публикации статей, разоблачающих колонизаторскую политику царизма, в защиту интересов народа, например, в период 1913-1914 годов ее арестовывали 26 раз, налагали различные штрафы, и часто народ помогал денежными взносами для их погашения. Газета перестала выходить в марте 1918 года по решению Тургайского областного съезда Советов. Большая часть номеров газеты хранится в Национальной библиотеке Казахстана в Алматы, в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, есть в архивах Оренбурга и других. Ученый-библиограф Ушкольтай Субханбердина многие годы составляла каталог статей по подшивкам газеты и в 1998 году издала «Материалы, опубликованные на страницах дореволюционной печати». Газета «Казах» - первое общенациональное издание. А ее создателей Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова и Миржакыпа Дулатова турецкий ученый башкирского происхождения, востоковед-тюрколог Ахмет-Зеки/Заки Велиди Тоган считал «тремя столпами казахской культуры».

Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран, член Союза журналистов Казахстана,

Арман ШАУХАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент Университета Дулати

[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="69037,69038"]