Новости

Знание — сила. Постулаты ислама перекликаются с народными традициями

Знание — сила. Постулаты ислама перекликаются с народными традициями

 width=Постулаты ислама перекликаются с народными традициями

В рамках проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах разъяснительной и реабилитационной работы с приверженцами деструктивной и радикальной религиозной идеологии» теологи-консультанты общественного фонда «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Aqniet» регулярно выступают с лекциями в разных аудиториях, в том числе в учреждениях пенитенциарной системы. В ходе лекций мы разъясняем нормы законодательства в сфере религий, основы мировых религий. Одна из таких лекций посвящалась канонам ислама. Ислам как вероучение не знает границ, являясь общим для множества народов и этносов. Однако, у каждого народа и этноса есть свои особенности и своя история, определяющие ее идентичность. И, слепо копируя внешние атрибуты вероисповедания других народов, скажем, арабов или пакистанцев, мы никогда не станем ими. Конечно, мусульман всего мира сближает ислам. Есть общие корни и у представителей тюркских племен. Однако, есть и разница в менталитете, сознании, восприятии у этносов даже на территории отдельной взятой страны, например, Казахстана. Единство в многообразии - один из приоритетов политики нашего государства. Независимо от этнической или религиозной принадлежности, политических и иных убеждений, нас, казахстанцев, объединяет любовь к родной земле, взаимное доверие и уважение, сопричастность и ответственность за будущее страны. В Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года закреплено, что казахи являются государствообразующей нацией и составляют этнокультурное ядро казахстанской государственности. Наши предки испокон веков жили, подчиняясь законам Великой степи. Исповедовали ислам как религию, близкую нашему менталитету, не теряя и не отвергая вместе с тем традиций, не противоречащих канонам религии. Именно традиционного ислама придерживалась большая часть уммы (мусульманского сообщества), в том числе известные ученые со времен пророка Мухаммеда. Мазхаб имама Агзама абу Ханифы справедливо считался правовой школой степной демократии. И сегодня Духовное управление мусульман Казахстана придерживается этого мазхаба, и для сохранения единства в умме призывает мусульман нашей страны следовать учениям Агзама Абу Ханифы. Ислам - религия добра и милосердия. Отрадно, что об этом не забывают единоверцы из числа успешных предпринимателей. Они помогают нуждающимся и малоимущим, выступают меценатами талантливых соотечественников, а порой и спонсорами единоверцев, решившихся совершить хадж (паломничество) в Мекку. Тут стоит отметить, что для мусульманина хадж - один из столпов ислама, а не способ обрести славу. Совершивший хадж человек, берет на себя обязательства не только перед Всевышним, но и перед людьми, выполняет их и помнит об ответственности. Религия и народные традиции неразрывны, поскольку являются частью нашего культурного кода, нашей идентичности. Традиции переплелись с религиозными обрядами, образовав единый орнамент, и пытаться изменить его - все равно что разрушить единый организм. К примеру, у казахов существует неписаное правило: в присутствии старших молодые больше слушают и меньше говорят в знак уважения и почтения. С особым трепетом и уважением относились казахи к родителям. Также особенностью казахского народа является гостеприимство. К сожалению, периодически появляются люди, сомневающиеся в необходимости соблюдения обычаев народа и канонов традиционного ислама. Среди прихожан мечетей встречаются верующие, противоречащие имамам. Как быть в таком случае? Конфликтным путем проблему решать не в наших правилах. Человек приходит в религию по велению сердца, и нельзя заставить его верить. Имаму мечети нужно лишь сделать все возможное, чтобы помочь человеку прийти к истинной вере. Помочь не только словами, увещеваниями, но и делом, поступками: делить с прихожанами радость, находиться рядом в горе. Таким образом, пребывающие в сомнениях вернутся в наши ряды и станут придерживаться мазхаба Абу Ханифы. Умея прощать и принимать право на ошибку, мы добиваемся большего, чем при осуждении и неприятии. Особенно нуждаются в разъяснениях молодые умы, пришедшие к религии без знаний об исламе. В целом, конечно, хотелось бы, чтобы молодые казахстанцы не были излишне религиозными, чтобы, почитая традиции и семейные ценности, отличались бы открытым сознанием и критическим мышлением. И, надо сказать, Духовное управление мусульман Казахстана сегодня проводит определенную работу, направленную на просвещение молодежи. Общие принципы этой работы: ориентированность на знание, последовательность и терпимость к заблудшим в поисках веры. Обвинить и отвернуться, изолироваться от них проще всего. Но не стоит этого делать: ведь молодые нуждаются в нашем участии и заботе. Напротив, надо чаще напоминать молодежи, что мы - умма, исповедующая ислам и следующая по пути пророка Мухаммеда, то есть «ахли сунна джамагат». Коллективные действия, которые мусульманам предписано выполнять вместе, - пятничный намаз, хадж и другие, побуждают сторонников ислама к единению. Ученый Абу Зарр передает хадис от пророка Мухаммеда: «Кто отходит от джамагата хоть на шаг, теряет себя в исламе». Традиции казахов издревле основаны на единстве, обустройстве жизни семей по правилам общественного договора и канонам ислама. Быть мусульманином - значит, вести здоровый образ жизни, в том числе и в духовном плане, придерживаться правил и принципов. Выдающиеся ученые ислама муфассиры (комментаторы Священного Корана) Мухаммад ибн Джарират-Табари и Абу Бакр ибн аль-Араби в комментариях к аятам говорили о том, что мусульманин должен уважать историю, язык, традиции и культуру не только своего народа, но и других этносов, а также сохранять с ними толерантные отношения. В основном традиции казахского народа во многом перекликались с требованиями шариата и назиданиями ислама. Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в своем хадисе: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)».

Зулкарнайын ЗУНИНКОЖА, представитель общественного фонда «Информационно-пропагандистский реабилитационный центр «Aqniet» в городе Таразе