Специалисты новой формации. Какой должна быть современная медицинская сестра
Специалисты новой формации. Какой должна быть современная медицинская сестра
Какой должна быть современная медицинская сестра
Жамбылский высший медицинский колледж готовит профессиональные медицинские кадры для лечебных учреждений региона на протяжении многих десятков лет. Сегодня он является одним из ведущих учебных заведений, уделяющих большое внимание развитию медицинских профессий, к примеру, в колледже готовят медицинских сестер новой формации. Медицинские сестры составляют одну из самых многочисленных профессиональных групп работников здравоохранения. На протяжении многих лет медицинскую сестру рассматривали только как помощника врача в вопросах по уходу за пациентом и оказания ему медицинской помощи. Введение в стране многоуровневого сестринского образования, появление медицинских сестер с высшим образованием заметно повысили престиж профессии, изменили социальный статус медицинской сестры. Из помощника врача она превратилась в высокообразованного специалиста, способного принимать решения. Одним из примеров многоуровневой системы медицинского образования является подготовка медицинских кадров, начиная от помощника медсестры до медсестры-менеджера - организатора сестринской службы. В Жамбылском высшем медицинском колледже готовят специалистов по специальностям «лечебное дело» (квалификации «Фельдшер», «Акушер(-ка)»); «сестринское дело» (квалификации «Медицинская сестра общей практики», «Прикладной бакалавр сестринского дела», «Массажист» для инвалидов по зрению); «фармация» (квалификация «Фармацевт»); «лабораторная диагностика» (квалификация «Медицинский лаборант»). Также наш колледж предоставляет возможность дополнительной подготовки по специальности «сестринское дело» работающим медицинским сестрам лечебно-профилактических учреждений. Мы нацелены на подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, с активной гражданской, жизненной позицией. В нашем колледже работают 210 сотрудников, из них 127 преподавателей с медицинским и педагогическим образованием, один кандидат медицинских наук, 23 магистра. Сплоченным, профессиональным, конкурентоспособным коллективом руководит врач высшей категории Жамиля Сарыбекова. За 87-летнюю историю учебное заведение подготовило около 25 тысяч медицинских работников. Среди них известные в Казахстане и Жамбылской области доктора медицинских наук, профессора Турар Кукеев, Нурлан Абдикалиев, Бауыржан Наржанов, Акзат Бейсебаев, Айсулу Каркабаева и многие другие. Наши учащиеся за время учебы в колледже получают качественные знания, учатся применять их на практике, развивают критическое мышление для принятия верных решений. К слову, практическое обучение проводится согласно Закону РК «Об образовании» в соответствии с Трудовым кодексом РК в рамках социального партнерства и по государственному общеобязательному стандарту образования Республики Казахстан. Учащиеся не просто включаются на практике в профессиональную деятельность, у них происходит переосмысление многих прежде сложившихся представлений о профессии. В колледже постоянно совершенствуется материально-техническая база, укрепляется кадровый потенциал, широко применяются симуляционные технологии, высокотехнологичные манекены и тренажеры. Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и дают возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося. На занятиях по предмету «Основы сестринского дела» мы учим выставлять сестринский диагноз. Использование сестринского процесса подразумевает научный подход к работе медицинской сестры, обращается внимание на осознанность при выполнении сестринских вмешательств: зависимых (по назначению врача) и независимых (по собственной инициативе). Дальнейшую практику по сестринскому процессу закрепляют на всех клинических дисциплинах: «Сестринское дело в терапии», «Сестринское дело в педиатрии», «Сестринское дело в хирургии» и так далее. Мы уверены в том, что современная медсестра должна быть высококвалифицированным специалистом, владеющим теорией и философией сестринского дела, навыками менеджмента и маркетинга в сфере оказания медицинских услуг. Она вправе поставить свой диагноз и способна в пределах своей компетенции принимать самостоятельные решения и оказывать ту или иную помощь пациенту в разрешении его настоящих и потенциальных проблем. Внедрение новых программ обучения медсестер дало нам возможность готовить новое поколение медицинских сестер более высокого уровня, обладающих возможностью заниматься организаторской, научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Подготовка таких медсестер осуществляется по ступенчатой структуре на основе рейтингового отбора. Все эти новации обеспечат вхождение Казахстана в мировое медицинское образовательное пространство и конвертацию выдаваемых дипломов. Привлекательность этой профессии во многом будет зависеть не только от навыков и умений, которые должны быть доведены до уровня подлинного искусства, но и от качества научной подготовки. Это может обеспечить преемственность среднего и высшего сестринского образования. Высшее же профессиональное образование медицинских сестер будет способствовать установлению равнозначных партнерских отношений сестер с врачами для достижения конечной цели их деятельности – оказания качественной помощи больному человеку.Ляззат МЕЙРМАНОВА, заведующая методическим кабинетом Жамбылского высшего медицинского колледжа
Жаннат ТОКТАШЕВА, преподаватель предмета «Основы сестринского дела» Жамбылского высшего медицинского колледжа
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="69204,69205"]