Подводные течения
Подводные течения
Не все в области готовы к возможным паводкам
Еще в декабре прошлого года департамент по чрезвычайным ситуациям направил акимам всех районов и руководителям дорожных служб письма о необходимости выполнения комплекса превентивных противопаводковых мер. В настоящее время подготовлен подробный план соответствующих мероприятий для утверждения на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС. Предварительного прогноза Казгидромета о водности рек в период половодья текущего года пока не имеется. В настоящее время мониторинг показывает, что расходы воды по местным рекам не превышают среднемноголетних значений, а в водохранилищах имеется резерв объема, позволяющий принять возможные паводки. Вместе с тем опасность может возникнуть в любое время, причин для этого достаточно.Стоки и ирригация
Наличие значительных запасов снега в горных и предгорных зонах при резком повышении температуры воздуха и выпадении дождевых осадков может стать причиной образования склоновых стоков и, как следствие, подтопления низменных мест, объектов жилья и транспортных коммуникаций. Наиболее подвержены таким явлениям Жуалынский, Таласский, Рыскуловский, Меркенский и Кордайский районы. В 2012 году уже имели место девять случаев подтоплений населенных пунктов склоновыми стоками и тало-дождевыми водами. При этом анализ показал низкий уровень готовности на местах из-за отсутствия достаточного количества мешкотары, шанцевого инструмента, резиновой обуви, электрогенераторов и насосного оборудования. На равнине, как правило, в ее пониженных местах возникает скопление талой воды, повышается уровень грунтовых вод. Особое беспокойство в этом плане вызывают юго-западная часть Тараза и массив Дальняя Карасу. Протяженность ирригационных сетей областного центра составляет более 110 километров, из них 84 километра - в земляном русле. Ежегодно акимат занимается очисткой дренажных каналов, и сегодня определенная работа выполняется, очищено два километра русла. Но в целом многие водные артерии города - поливные каналы и арычная сеть - находятся в неудовлетворительном состоянии. Необходима масштабная работа по очистке каналов Карасу-2, Учбулак, Капал, Сенкебай и других, а также по восстановлению и строительству новых участков арычной сети. Акимату города в перспективе необходимо заняться реализацией проекта водопонижения отдельных жилых массивов и заключения каналов в бетонные русла.Пропускная способность
Повышенные сбросы воды из водохранилищ, низкая пропускная способность водотоков и водопропускных устройств также способны привести к подъему воды и выходу ее за пределы поймы. В опасных зонах находится большое количество частных жилых домов и транспортных коммуникаций. Подобная ситуация практически во всех районах региона и в гордской черте Тараза. Вместе с тем работы по очистке русел рек и каналов в должном объеме не проводятся. Так, паводковый водосброс Кировского гидроузла рассчитан на пропуск 390 кубических метров в секунду, но реально по руслу реки Талас сегодня более 80 кубометров в безаварийном режиме не пройдет, оно во многих местах заросло кустарником, раздробилось на мелкие протоки. В декабре 2012 года по причине недостаточного пропуска воды через мостовое сооружение на реке Шу произошло подтопление автодороги в направлении села Аксу Шуского района. Угрозу железной дороге и жилым домам в районе поселка Акбулым представляет канал Торекельды. Спор, кто его будет содержать в надлежащем состоянии, уже не один год идет между Жамбылским и Байзакским районами. Акиматам районов и областного центра в период прохождения наименьших объемов влаги следует принять меры по увеличению пропускной способности русел рек и каналов путем их расчистки от наносов и растительности. Практически ежегодно в весенний период имеют место случаи подтопления автомобильных и железных дорог. Соответствующими руководителями, как правило, составляются локальные защитные мероприятия. Вместе с тем нужен более серьезный подход. Департамент Комитета автомобильных дорог, Жамбылское отделение НК «Казахстан темир жолы», областное управление строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог должны провести обследование и при необходимости принять меры по увеличению пропускной способности мостовых и трубчатых переходов через автомобильные и железные дороги. Более надежным и безопасным необходимо сделать объезд аварийного автомобильного моста через реку Аса для большегрузного транспорта. Мало средств выделяется на ремонт защитных противопаводковых сооружений. Взять, к примеру, имеющие низкое техническое состояние берегозащитные и руслонаправляющие дамбы на реке Талас в Жамбылском районе и областном центре, Радайскую дамбу на реке Шу в Мойынкумском районе. При этом дамбы, являясь, по сути, гидротехническими сооружениями, не имеют балансовой принадлежности.Безопасность системы
В любое время года не исключены аварии на гидротехнических сооружениях каналов и водохранилищ. Так, нарушена дамба и не работает затворный водовыпуск на водохранилище Казакбай, в плохом состоянии плотина водохранилища Ойык в Таласском районе. Пока не состоялся ремонт, принято решение данные водоемы не заполнять. В нерабочем состоянии винтовые подъемники водовыпуска на канале Биназар Мойынкумского района, что привело в декабре прошлого года к возникновению аварийной ситуации, угрозе подтопления двух населенных пунктов. В целом можно отметить, что основания большинства дамб малых водоемов подмыты, тела имеют так называемые «кротовины», водосбросы - недостаточную пропускную способность. Кроме того, на многих нет гидропостов, отсутствуют технические паспорта и правила эксплуатации. Сегодня подвешенные поливные сельскохозяйственные площади значительно сокращены, при этом вызывает сомнение экономическая целесообразность ряда малых водохозяйственных объектов, в ремонт которых вкладываются бюджетные средства. Возникает резонный вопрос: зачем их наполнять и создавать себе проблемы? Такие объекты нужно содержать в проточном режиме, не накапливая воды.Закон и порядок
Хотелось бы напомнить руководителям местных исполнительных органов, пользователям и собственникам водохозяйственных сооружений, что порядок обеспечения безопасности определен постановлением Правительства РК № 690 от 12 мая 2009 года. При этом пункт 10 гласит, что собственник водохозяйственных систем и сооружений либо эксплуатирующее лицо обеспечивает безопасную эксплуатацию водохозяйственных систем и сооружений по функциональному назначению, а также техническое обслуживание, текущий ремонт и модернизацию. Пункт 19 определяет обязательное ежегодное многофакторное обследование систем и сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния, с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности. К сожалению, большинство наших водохозяйственных объектов введено в эксплуатацию более 30 лет назад. В департаменте ЧС имеется соответствующий приказ о приведении в повышенную готовность сил и средств подведомственных подразделений, осуществляется ежедневный мониторинг наполнения крупных водохранилищ, рабочие группы участвуют в осмотрах водных объектов на предмет их готовности к весенним паводкам. В целом следует отметить объективную необходимость проведения в ближайшее время прочистки всех водопропускных устройств, водотоков, каналов и арычной сети, ремонта затворно-щитового оборудования. Только так мы сможем избежать случаев подтоплений и ущерба для местного населения.Сергей ПАВЛОВ, заместитель начальника департамента по ЧС Жамбылской области