Не верь глазам своим…
Мы вновь возвращаемся к теме создания и использования стереотипов для масс и отдельных групп населения, а также в изолированных от общества организациях (сектах) и даже в преступных сообществах. В первом случае речь пойдет о формировании особого имиджа группы людей, внешне демонстрирующих свою религиозность, что как бы предполагает некий более высокий моральный уровень, чем у прочих людей. Мы уже рассказывали, какой стереотип в странах Западной Европы и США забивали в голову «просвещенным нациям»: мусульмане, мол, сплошь и рядом - талибы (запрещенные в Казахстане организации), поклонники «Аль-Каиды» и ИГИЛ-ДАИШ (запрещенные в Казахстане организации). И эти семена проросли в головах миллионов людей. Но, по законам диалектики, во многих светских государствах, где ислам тем не менее играет большую роль, начал складываться другой, не менее мифологический стереотип. Он заключается в том, что люди навязчиво демонстрируют свою причастность к исламу через одежду и речь. Само по себе ношение как бы мусульманской одежды (а в Коране и его толкованиях нет такого определения в принципе) ничего не определяет в смысле отношения к окружающим. То, что многими воспринимается, как одежда «настоящих» мусульман, национальные костюмы арабов и пакистанцев. Но у многих людей уже сложился стереотип, что те, кто ее носит, - люди духовные, честные и порядочные. Но так ли это? Приведу пример из собственной жизни. В конце нулевых моя супруга начала пользоваться услугами швейцарской фирмы, производящей косметику и средства для ухода за кожей. Цены на продукцию были очень высокими, что как-то компенсировалось качеством продукта. Дилерами были две женщины в хиджабах. Они и вправду вызывали доверие, общаться с ними было приятно. За три года супруга потратила на приобретение у них косметики почти пару миллионов тенге. И тут ей повезло выйти на головного дилера филиала компании в Таразе. Тут выяснилось, что жене полагались бонусы почти на 200 тысяч тенге в виде полезных дополнительных товаров и подарков! Но дилерши-то умолчали, то есть попросту присвоили себе все, что не отдали клиентке! Ну и где, спрашивается, пресловутая честность «истинно верующих»? С тех пор супруга общается только с руководителем торговой сети: та, хоть и мусульманка, одевается по-европейски, но клиенток своих не обманывает. Хотите грант? Как известно, чем громче и больше ложь, тем быстрее в нее верят. Потому мошенники в своей деятельности часто используют названия и данные, логотипы и рекламные буклеты хорошо известных финансовых структур. Так, мошенники, прикрываясь брендом Исламского финансового центра, предлагали выдачу грантов под развитие бизнеса при условии оплаты комиссионных 200-300 долларов США. В документах они использовали логотип ИФЦ, фальшивые печати, а директором несуществующего центрального азиатского филиала Исламского финансового центра, указали некоего шейха Халифа бен аль Халифа. Стоит уточнить, что действующий Исламский финансовый центр при ОАО «Бакай Банк» является коммерческой структурой, а не благотворительной организацией, не выдает гранты, а финансирует бизнес-проекты по шариатским стандартам ААOIFI. Причем осуществляет свою деятельность только на территории Кыргызской Республики и не имеет филиалов и отделений на территории других государств. Прежде чем принять решение по оформлению гранта и оплате комиссионных вознаграждений, нужно убедиться в легитимности данной финансовой организации, позвонить в контакт-центр компании и пообщаться со специалистами. А во всех случаях, вызывающих подозрение, немедленно обращайтесь в полицию. «Будьте бдительны, не поддавайтесь на уловки мошенников - пользуйтесь только официальными источниками информации и службой поддержки нашего банка», - говорится в обращении ИФЦ. Собираем на благое дело! А вот в Актобе были замечены молодые люди, которые решили воспользоваться Священным месяцем Рамазан. Несколько парней ходили по рынкам и под видом сборщиков садака обращались к местным торговцам. - Двое парней зашли в бутик, поздоровались. С виду солидные ребята, в руках конверты. Сказали, что собирают фитр-садака якобы для удобства занятых людей, не имеющих возможность посетить мечеть. Однако это у меня вызвало сомнение, — рассказала продавец городского рынка Макарап. Представители тамошнего филиала Духовного управления мусульман Казахстана заявили, что актобинцам не следует доверять этим сборщикам. Мечеть не направляла никого на рынки. И в принципе такое исключено. - Подобные действия являются незаконными и противоречат канонам ислама. Фитр-садака дается в специально отведенных местах, непосредственно в стенах мечетей, сопровождается чтением молитвы. Я призываю актобинцев не доверять таким людям, это новый вид мошенничества, — прокомментировал ситуацию главный имам центральной мечети Актобе Серикжан Еншибайулы. Фитр-садака - это милостыня, подаваемая в месяц Рамазан как выражение благодарности Аллаху. Раздача садака в месяц поста обязательна для каждого мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств. Не прилетели, а пролетели Неудачный хадж в прошлом году выпал в Казахстане группе верующих, которые решили совершить путешествие в священный для мусульман город Мекку. Нет ничего необычного в том, что казахстанцы планировали отправиться к мусульманским святыням еще в начале лета. Обратились в компанию, которая обещала организовать поездку. Стоимость тура была недешевая - от двух миллионов тенге. В итоге путевки купили 23 паломника, но путешествие так и не состоялось. В полиции начали расследование по факту мошенничества, и выяснилось вот что. Один из пострадавших рассказал, что совершить хадж в Мекку для него было целью всей жизни. Чтобы осуществить заветную мечту, мужчина обратился к родственникам. Приобрести путевки для пенсионера и его супруги помогли близкие. Собрав необходимую сумму, житель Туркестана пошел в алматинскую турфирму, но позже об этом пожалел. - За две путевки мы отдали 4,4 миллиона тенге. Эти деньги нам помогла собрать родня. Теперь мы не знаем, что им сказать. Ведь поездки не было, и деньги вернуть тоже не можем, потому что туроператор не возвращает. Уже на протяжении двух месяцев сюда ездим, чтобы добиться возврата, - с горечью рассказал несостоявшийся хаджи. Офис фирмы, где они покупали путевки, встречал покупателей закрытыми дверями. - Директор фирмы вину свою признает, но никаких действий по возврату денег он не совершает. Только обещания - сегодня, завтра, послезавтра. В общей сложности нас 23 человека. Каждый из нас отдал большие суммы денег, - рассказал в телеинтервью другой пострадавший. Как позже выяснилось, руководитель компании все же вышел на связь с клиентами. Он заявил, что поездка сорвалась не по его вине, и пообещал вернуть все деньги. - Компании, с которыми я договорился о поездке, не забрали людей. Сейчас они возвращают деньги. Вернут 20800 долларов. До этого 10 паломников получили деньги, остальным тоже вернем, - сказал руководитель фирмы Ерлан Абдукасимов. Но люди обещаниям не поверили. После бесполезной двухмесячной волокиты обманутые клиенты написали заявление в полицию. «Данный факт зарегистрирован в Едином реестре досудебных расследований по статье 190 УК РК (мошенничество). Создана следственно-оперативная группа, в состав которой вошли сотрудники криминальной полиции и следственного управления», - сообщили в департаменте полиции города. В ходе расследования всплыла информация о том, что организацией хаджа в нашей стране занимаются всего 14 турагентств. Как видим, даже такие священные обязанности мусульман, как паломничество в Мекку или милостыня нуждающимся, совсем не являются гарантией того, что вас не обманут и не оставят без ваших кровных. Мошенничество в Интернете Виртуальное пространство является еще более благоприятным полем деятельности для мошенников всех мастей. Что неудивительно, ведь общение в Сети не требует личного контакта, поэтому аферисты, выдавая себя за кого угодно, легко осуществляют хитроумные преступные схемы. Причем количество их растет год от года в геометрической прогрессии. Некоторые лохотроны «заточены» специально под мусульман. Проворачивают их, как правило, люди, знакомые с нравами и обычаями верующих. Они умело эксплуатируют религиозные чувства с целью получения прибыли. Подайте ради Аллаха Самым распространенным видом обмана мусульманской аудитории является попрошайничество. Наверное, каждый из нас, кто имеет страничку в социальной сети, хоть раз, а скорее всего, далеко не раз получал подобные сообщения: «Я, ваша сестра в исламе, оказалась в очень трудном положении по воле Аллаха. Я мать троих (четверых, пятерых) детей, мой муж меня бросил (умер). Один ребенок у меня инвалид. Я живу на съемной квартире. Долг по оплате составляет 15 тысяч рублей. Очень прошу вас, помогите, иначе я с детьми окажусь на улице. Даже маленькая сумма будет большой помощью для нашей семьи...». Дальше приводятся хадисы и аяты о достоинствах милостыни и номер карты. Подобным образом просят на еду, подгузники, одежду, лечение... (список можно продолжать). Подобные сообщения в 99 процентах случаев являются обманом. Если порядочный человек беден и ему не хватает на лекарства, еду, квартплату, то он прежде всего попытается сэкономить, не будет оплачивать Интернет, продаст свой гаджет и другие ценные вещи. Мошенники-попрошайки на Интернет и гаджеты, посредством которых они клянчат милостыню, деньги имеют всегда, а вот на еду и аренду им почему-то вечно не хватает. Некоторые аферисты, понимая, что многих людей прямое попрошайничество раздражает, просят не для себя, а, к примеру, для бедной подруги, несчастливых соседей, многодетных мам и прочих малообеспеченных граждан. Это, кстати, еще один пример психологической манипуляции. Многие люди подсознательно видят такую схему: кто-то находится в беде, и посторонний человек пытается помочь. Я - такой же посторонний, неужели я уступлю ему в доброте?! И помогают… Популярной схемой обмана стало копирование реальных историй на сайтах благотворительных фондов. Мошенники распространяют чужие историю и фото, под которыми ставят свои банковские реквизиты. Желающий помочь человек видит, что сбор для больного идет не только в соцсети, но и на проверенных благотворительных сайтах, и перечисляет деньги, не подумав проверить банковский счет. Если вы наткнулись на подобное обращение и у вас появилось желание помочь, то обязательно сначала наведите справки о просителе, пообщайтесь с ним лично, подробно расспросите о его жизненной ситуации и потребуйте документы, подтверждающие каждое его слово (паспорт, свидетельства о рождении детей, смерти мужа, родственников, о разводе, справки об инвалидности, договор аренды, контакты арендодателя и другие документы в зависимости от истории, которую вы прочитали). Наберите в поисковике номер карты, на которую идет сбор, номер телефона, инициалы из документов. Некоторые мошенники-рецидивисты ставят один и тот же номер карты под разными слезными историями нуждающихся, некоторые имеют судимость, и информация об этом выплывает на портале суда, когда вы вводите в поиск ФИО просителя. Нередко также сами пользователи Интернета вывешивают в соцсетях, на сайтах и форумах номера карт, телефонов, адреса и имена обманщиков. Страница мошенника в социальной сети отличается от страницы рядового пользователя. Обычный человек описывает на своей страничке случаи из жизни, делится мыслями, дает ссылки на интересные ресурсы, общается в комментариях, у него много друзей, часть из которых реальны, он состоит в группах по своим интересам. Страница мошенника создается специально для попрошайничества и существует недолго, пока его не разоблачат. На ней минимум информации, нет фото, весь контент страницы - описание трудного положения бедолаги, а также подборка хадисов и аятов Корана о милостыне и сострадании. Он состоит в группах, посвященных помощи нуждающимся, и популярных сообществах, где размещает свои просьбы в комментариях к постам. Некоторые злоумышленники допускают и откровенные косяки: нуждающаяся сестричка в черном хиджабе на фотографии может быть подписана на группы интим-знакомств, а мусульманский волонтер, собирающий милостыню сиротам, - иметь на своей странице видео непристойного содержания. Поведение нечестного попрошайки в Сети подобно поведению наглого торговца: он запихивает свой спам везде, где только возможно. У реально нуждающегося скромного порядочного человека нет ни сил, ни времени, ни нахальства, чтобы так открыто и беспрерывно просить. Помогайте только через нас Но интернет-побирательство имеет и более изощренные и развернутые формы. Некоторые аферисты создают целые «благотворительные фонды», через которые собирают деньги для несуществующих бедняков. Фонд этот, по сути, - группа в социальной сети, которая только имеет название фонда. Ни сайта, ни офиса, ни учредительных документов у такой липовой организации не существует. В группе под названием «Благотворительный фонд «Такой-то» вывешивается информация о якобы нуждающихся людях, прилагаются фото. При этом имена и контакты этих людей отсутствуют. Апеллируя к хадисам и аятам Корана, «благотворитель» предлагает перевести деньги для нуждающихся на номер своей карты, при этом категорически отказывается предоставить какие-либо контакты людей, обратившихся за помощью. Администратор «фонда» ежедневно вывешивает на странице отчет по собранным средствам (некоторые и этого не делают) и в качестве отчета о проделанной работе размещает фото пакетов одежды, которые якобы отправлены беднякам, пакетов с продуктами, купленными для неимущих, и другой вещественной милостыни. Иногда добавляются благодарности от получателей помощи со снимками того, что им было передано. Чеки за приобретение милостыни не выставляются, хотя чек - единственный документ, который может удостоверить покупку. Что касается фотографий благотворительных пакетов, то их можно сделать, ничего и никому не жертвуя, просто сложив в кулек свою одежду или покупки из универсама, либо еще проще: скопировать готовые картинки в Интернете. Примечательно, что липовый «фонд» никогда не попросит добровольцев помочь бабушке с ремонтом или посидеть с больным, зато он будет настойчиво выпрашивать деньги на ремонт и услуги сиделки. Вы никогда не добьетесь от администратора фейковой «благотворительной» странички имен и контактов нуждающихся, которым отправляется помощь. Поскольку этих нуждающихся либо не существует вовсе, а их истории - полный вымысел, либо просьбы о помощи принадлежат реальным людям, обратившимся в «фонд», благотворитель на свою карту действительно собрал для них деньги и купил необходимое, но на меньшую сумму, чем получил, а излишек оставил себе в награду за труды. Поэтому не стоит переводить деньги неизвестным сборщикам милостыни, как бы красиво они ни говорили, - уместней будет попросить у них контакты малоимущих, которым предназначается помощь. Если благотворитель - порядочный человек, он с радостью их предоставит, ведь ему приятно, что кто-то захочет помочь его подопечным напрямую. А если он требует помогать только через него, значит, либо часть ваших денег, либо вся сумма полностью осядет в его кармане. Платный номер телефона Еще одной подлой схемой развода, по сей день гуляющей по Всемирной паутине, является поиск донора для умирающего ребенка, которого не существует. По электронной почте, на форумах или соцсетях размещается информация наподобие этой: «Срочно для ребенка нужен донор крови, третья отрицательная, редкая группа. На станциях переливания найти не удалось, нигде нет. Спасите нас! Отблагодарю. Спасите нас! 8-916-333-90-95, Анатолий Предыбайло, юрист фонда «Быстрая помощь». Такие объявления - уловки мошенников. При звонке на набранный номер происходит переключение на автоответчик, который транслирует гудки, аналогичные гудкам вызова. Таким образом, соединение уже состоялось, а вы даже об этом не подозреваете, думая, что идет сигнал вызова. После звонка со счета списывается приличная сумма денег. И никакого насилия! Что делать? Отмечу, что своей неуемной мошеннической деятельностью любители легкой наживы ставят перед людьми - потенциальными и состоявшимися жертвами - тяжелый выбор: так что, теперь, вообще не помогать нуждающимся? Их-то, на самом деле немало, к сожалению. И даже небольшое пожертвование порой может спасти человеку здоровье и жизнь. Разумеется, не стоит прекращать помогать тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации, если, конечно, вы этим занимались. Следует только, учитывая все вышесказанное, проявлять разумную осторожность - и не попадаться на удочку манипуляторов. Может сложиться впечатление, что мы призываем не верить всем людям, которые носят «мусульманскую» одежду и постоянно в речи употребляют арабские слова. На самом деле это не так! Просто мы привели наиболее яркие примеры того, как можно манипулировать нашим сознанием, используя стереотипы. В мире животных, как известно, есть такое явление - мимикрия. Некоторые виды маскируются под другие, чтобы напугать врагов, спрятаться от них или удачно поохотиться. А название одной ящерицы, как вы знаете, вообще стало нарицательным. Хамелеоны, тонко чувствуя ваши настроение и слабые места, всегда смогут повлиять на ваши решения. Стереотипы и есть слабые места человека. Чтобы не стать жертвой манипуляции, избегайте стереотипов, старайтесь мыслить критически и не поддаваться лживым уговорам.Подготовил Юрий ЕФИМОВ