Государственный информационный заказ

Не дайте себя обмануть! Каждый должен знать, как распознать фейковые новости

Не дайте себя обмануть! Каждый должен знать, как распознать фейковые новости

 width=Каждый должен знать, как распознать фейковые новости

Фальшивые новости - это информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение для того, чтобы получить финансовую или политическую выгоду. Фейковыми новостями принято считать ложную или вводящую в заблуждение информацию, выдаваемую за реальные новости. Заведомо ложная информация - та, автор которой знает, что в ней изложены недостоверные сведения. Целью таких действий может быть манипулирование общественным мнением или увеличение посещаемости определенного веб-сайта. Бывает, дается неточная информация. В этом случае автор проверил не все факты или преувеличил некоторые аспекты, чтобы подчеркнуть конкретную точку зрения. Дезинформация - это не новое явление. Термин «фейковые новости» появился еще в XIX веке, но Интернет и социальные медиа изменили способы их создания и распространения. С распространением Интернета появились новые способы публикации, обмена и потребления новостей и информации, а стандарты контроля и редакционные нормы значительно снизились. Многие теперь читают новости в социальных сетях и других онлайн-источниках. Однако не всегда легко определить, какие истории являются достоверными, а какие - нет. Типы фейков Существуют разные типы недостоверных новостей. Они зависят от мотивации тех, кто их создает. Например, один из типов характеризуется кликбейтным заголовком. Здесь важна сенсация, которую легко продать, зачастую это возмутительные и необычные истории или искаженные изображения, которые увеличивают количество просмотров и цитируемость публикаций в Интернете. Кликбейтные заголовки используются специально для привлечения посетителей на сайт и увеличения доходов владельцев сайта от рекламы. Однако часто это делается в ущерб правдивости и точности информации. В иных же случаях фейки являются инструментом пропаганды. В таких целях используется ложная информация или искаженные факты, задача которых - ввести аудиторию в заблуждение и продвигать определенную политическую программу или предвзятую точку зрения. Иногда же причиной возникновения фейков может стать просто халатная работа журналиста. Иногда просто нет времени проверить все факты перед публикацией, в результате чего обычные ошибки порождают фейки. Однако в проверенных источниках таких ошибок не будет, и читатели смогут получить достоверную информацию. Также к категории лживых иногда относят и новости, обладающие вводящими в заблуждение заголовками. Сама новость может быть в целом правдивой, но, чтобы побудить читателей открыть ее, используется сенсационный или вводящий в заблуж­дение заголовок. Это может привести к появлению фальшивки, поскольку в социальных сетях обычно отображаются только заголовок и небольшой фрагмент статьи. Порой можно также столкнуться с подставным контентом, когда ложные, выдуманные истории выдаются за сведения из подлинных источников новостей с целью ввести аудиторию в заблуждение. Кроме того, некоторые люди могут неправильно понять текст и принять за чистую монету сатиру и пародию, что также может поднять волну резонанса. Некоторые фейки публикуются с целью развлечения. Это сатирические истории на основе новостей или об известных личностях с юмором, иронией и элементами преувеличения. Такие истории не пытаются ввести аудиторию в заблуждение, их не следует воспринимать всерьез. Но всегда найдется определенная группа лиц, которая не распознает юмор. Известно, что высокопоставленные политики опровергают и называют «фейками» информацию, с которой они не согласны, несмотря на то, что изложены фактически подтвержденные сведения. Поэтому важно понимать и разбираться, что фейковые новости - это широкое понятие, означающее разные вещи в понимании разных людей, и его значение может вызвать разногласия. В 2018 году британское правительство запретило использовать этот термин в официальных документах, заявив, что он не имеет четкого содержательного определения. Вместо этого для описания ложных историй предпочтительно использовать термины «ложные сведения» и «дезинформация». Дезинформация - поддельная или вводящая в заблуждение информация, создаваемая и распространяемая преднамеренно, часто с финансовыми или политическими мотивами. А ложные сведения - это юридически поддельная или вводящая в заблуждение информация, но в этом случае ее целью не является преднамеренный обман. Как распространяются фейки Фейковые новости обычно распространяются через фальшивые новостные сайты, которые часто копируют внешний вид подлинных источников новостей с целью вызвать доверие пользователей. Согласно исследованиям, через социальные сети ложная информация распространяется быстрее, чем настоящие новости. Причиной этого является их обращение к эмоциям, поэтому они часто содержат странные утверждения либо вызывают гнев или страх. В социальных сетях контент зависит от показателей вовлеченности, то есть на основании того, как часто пользователи делятся и лайкают определенный пост, а не от того, насколько он точен или основательно подготовлен. Такой подход приводит к широкому распространению новостей с кликбейтными заголовками, преувеличенных данных и дезинформации. Компании, представляющие социальные сети, рассматриваются как платформы, а не как издатели, а значит, не несут такой же юридической ответственности, как традиционные СМИ. Однако по мере развития политических и правовых аспектов ситуация может измениться. В социальных сетях фейки могут распространяться ботами, массово выпускающими и распространяющими статьи независимо от надежности их источников. Боты могут создавать поддельные аккаунты, которые впоследствии зарабатывают подписчиков, признание и авторитет. Некоторые такие аккаунты используются для распространения ложной информации. Однако не всякий аккаунт, распространяющий фейки, - это бот. Нельзя забывать и про «троллей» - это пользователи, цель которых провоцировать споры и выводить из себя других пользователей. Они также играют определенную роль в распространении фейков. Иногда им могут платить за такие действия по политическим причинам. Термины «ферма троллей» или «фаб­рика троллей» иногда используются для обозначения организованных групп людей, пытающихся вмешиваться в процесс принятия политических решений. В последнее время используются дипфейки. Это фальшивые видеоролики, созданные с помощью цифрового программного обеспечения, машинного обучения и замены лиц. Изображения объединяются в новые видеоролики, показывающие никогда не происходившие в реальности события или действия. Результаты могут оказаться весьма убедительными, не позволяющими идентифицировать их как ложные. Яркие примеры Пандемия COVID-19 создала благодатную почву для распространения ложной информации в Интернете. На всем протяжении кризиса возникало множество фейков. Одним из примеров стала информация о том, что технология 5G связана с распространением вируса. Якобы 5G подавляет иммунную систему, в то время как вирус передается через радио­волны. Хотя эти утверждения не соответствуют действительности и неоднократно опровергались официальными источниками, они по-прежнему широко распространены. Другой пример - это президентские выборы в США в 2016 году. Тогда фальшивые новости и дезинформация повлекли серьезные проблемы во время выборов. Ложные и вводящие в заблуждение заявления касались всех политических вопросов. По результатам одного из исследований значительная часть фейков, имеющих отношение к выборам, была создана подростками из Македонии. Они обнаружили, что чем больше историй, касающихся политических партий, они будут выпускать, тем больше пользователей будут просматривать и делиться этими историями, и тем больше денег это принесет авторам в конечном итоге. А после взрыва на Бостонском марафоне - теракта, произошедшего в 2013 году, в Сети распространились ложные сведения о том, что взрыв был тщательно продуманной операцией правительства США. На фоне многочисленных террористических актов по всему миру часто возникают теории заговора - сведения об «операциях под чужим флагом», осуществляемых государством или тайной группой заговорщиков с целью возложить вину на других или прикрыть иные действия. Знали ли вы, что Ким Чен Ын - самый сексуальный мужчина? В 2012 году агентство сатирических новостей The Onion опуб­ликовало статью, в которой утверждалось, что северокорейский диктатор Ким Чен Ын признан самым сексуальным мужчиной в мире. Также говорилось, что «сердцеед из Пхеньяна - это мечта каждой женщины». Примером того, что в разных культурах сатира воспринимается по-разному, стали публикации в китайских СМИ, в том числе в онлайн-версии газеты Коммунистической партии Китая, где эта новость освещалась так, как если бы она была правдой. Чем опасны фейковые новости Люди часто принимают важные решения, например, за кого голосовать на выборах или какое лечение принимать, на основе информации, полученной из новостей, поэтому достоверность настолько важна. Фейки могут быть по-настоящему опасны. Когда люди не могут отличить реальные новости от фейков, создается путаница и непонимание по важным социальным и политическим вопросам. У людей возникает общее ощущение, что «нельзя верить всему, что вы читаете». Это подрывает общее доверие к серьезным источникам. Фейковая и вводящая в заблуждение информация о лечении серьезных заболеваний, таких, как рак или COVID-19, может привести к тому, что люди примут неверные решения касательно своего здоровья. Многие фейковые новости нацелены на разжигание и обострение социальных конфликтов. У сторонников каждой точки зрения имеются собственные «факты», что ведет к росту поляризации общества и может повлиять на результаты выборов. Студенты университетов и колледжей должны использовать надежные источники информации для выполнения заданий. Учащиеся, использующие источники с недостоверной или вводящей в заблуждение информацией, могут получить более низкие оценки. Как распознать обман Так как же определить фейки, например, в социальных сетях? Также многих волнует вопрос, как не стать невольным участником случайного распространения ложной информации в Интернете. Поэтому очень важно как можно раньше научиться выявлять ложную информацию, распознавать поддельные новостные сайты и оценивать данные, прежде чем ими делиться. Итак, для начала, проверьте источник. Обратите внимание на веб-адрес страницы, которую вы просматриваете. Иногда в веб-адресах сайтов фейковых новостей содержатся орфографические ошибки или используются редкие доменные расширения, такие, как .infonet или .offer. Если вы не знакомы с сайтом, перейдите в раздел «О компании». Затем оцените автора. Найдите информацию о нем, чтобы понять, заслуживает ли он доверия: реальный ли это человек, какая у него репутация, относятся ли его статьи к конкретной области знаний и освещает ли он определенные вопросы. Оцените, в чем может быть мотивация автора. Далее проверьте другие источники. Сообщают ли об этом факте другие авторитетные новостные источники или СМИ? Цитируются ли в статье достоверные источники? Профессиональные мировые новостные агентства в соответствии с редакционными правилами обязаны проверять достоверность фактов, кроме того, они имеют для этого обширные ресурсы, поэтому, если они также сообщают об этом факте, это хороший признак. Сохраняйте критическое мышление. Многие фейковые новости составлены с целью спровоцировать сильные эмоциональные реакции, например, страх или гнев. Сохраняйте критический настрой, спросите себя: с какой целью написана эта статья? Продвигает ли она определенные взгляды или вопросы. Возможно, в статье предпринимается попытка заставить пользователя перейти на другой веб-сайт. Главное, помните, что вы всегда самостоятельно можете проверить факты. Достоверные новости включают множество фактов: данные, статистику, цитаты экспертов и прочие. Если все это отсутствует, задайтесь вопросом - почему? Отчеты с ложной информацией часто содержат неверные даты или измененные сроки, поэтому рекомендуется проверить дату пуб­ликации статьи. Всегда есть вероятность, что вы читаете устаревшую новость. Оцените комментарии, но помните, что часто ссылки и комментарии к статье могут автоматически создаваться ботами или пользователями, нанятыми для размещения вводящей в заблуждение информации. Также вопрос можно рассмотреть в контексте ваших собственных убеждений. Способны ли они повлиять на нашу реакцию на статью? Социальные сети могут создавать эхо-камеры, предлагая статьи, соответствующие вашим поисковым запросам, интересам и мнениям. Чем больше информации из разных источников и с разных точек зрения вы получаете, тем больше вероятность того, что удастся сделать правильные выводы. Проверьте, не является ли статья шуточной. Сайты сатирических новостей весьма популярны, однако не всегда понятно, является ли новость шуточной или реальной. Перейдите на сам веб-сайт, чтобы понять, типично ли для него публиковать сатирические и смешные истории. Проверьте подлинность изображений. Ведь изображения в социальных сетях могли быть отредактированы или изменены. Возможные признаки редактирования изображений включают деформацию, когда прямые линии на заднем фоне выглядят изогнутыми, странные тени, неровные края, нереально идеальный оттенок кожи. Кроме того, изображение может быть реальным, но использоваться в рамках вводящего в заблуждение контекста. Поиск изображений в Google позволяет проверить, откуда было взято изображение и было ли оно изменено. Используйте сайты проверки фактов, например, snopes.com, politfact.com, factcheck.org. Фейковые новости распространяются благодаря тем, кто им верит: они публикуют, ретвитят и распространяют ложную информацию всеми возможными способами. Если вы не уверены в подлинности стати, остановитесь и подумайте, прежде чем поделиться. Чтобы сохранить безопасность в Интернете, используйте антивирусные программы, способные защитить вас от злоумышленников, вирусов, вредоносных программ и других сетевых угроз. Передовые технологии на службе обмана Говоря о фейковых новостях, отдельное внимание стоит уделить дипфейкам. Слово дипфейк является составным и происходит от deep learning (глубинное обучение) и fake (фейк, подделка). Глубинное обучение - это сложный метод на базе искусственного интеллекта, который использует многоуровневые алгоритмы машинного обучения для извлечения все более сложных характеристик из необработанных входных данных. При этом ИИ способен обучаться на неструктурированных данных - таких, как изображения лиц. Например, ИИ может собрать данные о движениях вашего тела. Затем эти данные могут быть обработаны для создания дипфейк-видео при помощи так называемой генеративно-состязательной сети. Это еще одна специализированная система машинного обучения. В ней задействованы две нейросети, которые состязаются друг с другом, изучая характеристики учебных наборов данных, например, фотографий лиц, и создавая новые данные на базе этих характеристик, то есть новые «фотографии». Поскольку такая Сеть постоянно сверяет создаваемые образцы с исходным учебным набором, поддельные изображения выглядят все более и более правдоподобно. Именно поэтому угроза, которую представляют дипфейки, постоянно растет. Кроме того, сети GAN могут создавать и другие поддельные данные, помимо фотографий и видео. Например, дипфейк-технологии могут использоваться для имитации голоса. Качественные дипфейки с участием знаменитостей найти несложно. Один из примеров - фейковое видео, выложенное актером Джорданом Пилом. Он записал небольшую речь голосом Барака Обамы, которая затем была совмещена с видеосъемкой реального выступления этого политика. Затем Пил продемонстрировал, как выглядят обе составляющие этого видео, и призвал своих зрителей критически относиться ко всему, что они видят. Видео с руководителем Facebook Марком Цукербергом, в котором тот якобы говорит о том, как Facebook «управляет будущим» с помощью украденных данных пользователей, появилось в Instagram. На оригинальном видео запечатлена его речь в связи со скандалом о «русском следе» в выборах президента США - для создания фейка оказалось достаточно фрагмента длиной всего в 21 секунду. Однако голос Цукерберга был сымитирован не так хорошо, как в пародии Джордана Пила на Обаму, и фальшивку было легко распознать. Впрочем, даже менее качественные подделки могут вызвать живой отклик. Видео с «пьяной» Нэнси Пелоси, спикером Палаты представителей США набрало миллионы просмотров на You Tube - а это был всего лишь фейк, сделанный с помощью замедления реального видео, чтобы создать видимость невнятной речи. Кроме того, немало известных женщин внезапно обнаружили себя в роли порнозвезд - их лица были вмонтированы в порнографические ролики и изображения. Дипфейк-видео неоднократно использовались в политических целях, а также как способ мести. Однако сейчас к этим технологиям все чаще стали прибегать для шантажа и проворачивания крупных афер. У генерального директора британской энергетической компании мошенники смогли выманить 220000 евро с помощью дипфейковой имитации голоса руководителя головной компании, якобы запросившего срочно перевести указанную сумму. Подмена была настолько натуралистичной, что обманутый директор не стал перепроверять информацию, хотя средства переводились не в головной офис, а на сторонний счет. Только когда «босс» запросил еще один трансфер, его собеседник заподозрил неладное, но переведенные деньги уже бесследно исчезли. Во Франции недавно прогремела афера, в которой, правда, технология дипфейков не использовалась - мошенник по имени Жильбер Шикли выдавал себя за министра иностранных дел Франции Жана-Ива Ле Дриана, с большой точностью воссоздав не только его внешность, но и обстановку рабочего кабинета. Аферист от имени министра обращался к состоятельным частным лицам и руководителям компаний с просьбой выделить средства на выкуп французских граждан, оказавшихся в заложниках террористов в Сирии. Таким образом, ему удалось выманить несколько миллионов евро. Сейчас это дело рассматривается в суде.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ