Выстроить правильные социальные отношения между государством и населением
Насколько сильны патерналистские настроения в Казахстане и как государству не перешагнуть грань между необходимой поддержкой и излишней опекой? В последнее время с самых высоких трибун звучат слова о недопущении в обществе патерналистских и иждивенческих настроений. Так ли сильны эти настроения в Казахстане и что сделать, чтобы их снизить, не уменьшив при этом социальную составляющую государственной политики?Рыба или удочка?
Термин «патернализм» происходит от латинского paternus, что означает «отцовский». Он используется для описания системы взаимоотношений между людьми, где одни занимают позицию старших, опекунов, а вторые - опекаемых. Применительно к государственной политике в роли опекуна выступает государство, которое удовлетворяет базовые потребности граждан. А граждане воспринимают государство как старшего, который лучше знает, как надо поступать, и от которого требуют всевозможной помощи. Однозначно в обществе есть группы людей, которые нуждаются в поддержке - либо в разовой (те, кто неожиданно оказался в сложной жизненной ситуации), либо в системной (люди с ограниченными возможностями, пожилые, семьи за чертой бедности). Для них разрабатываются программы поддержки: речь идет не только о материальном обеспечении, но и об интеграции в общество, возможности учиться, зарабатывать самостоятельно, полноценно участвовать в общественной жизни. Например, для обеспечения прав лиц с инвалидностью в Казахстане действует многоуровневая система социальной защиты, включающая кроме социальных выплат также помощь в трудоустройстве. Для обеспечения достойной старости Министерством труда и социальной защиты населения РК утвержден план мероприятий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие» до 2025 года - открытие центров активного долголетия, предоставление специальных социальных услуг - медицинских, экономических, правовых, культурных и так далее. Есть меры, направленные на поддержку многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, людей с низкими доходами. При этом эксперты отмечают необходимость точечной направленности социальной поддержки именно тем категориям населения, которые наиболее нуждаются в государственной помощи. Одна из таких точечных мер - адресная социальная помощь (АСП). Вместе с расширением видов социальной помощи все чаще раздаются слова о недопустимости иждивенчества. «Идеология добросовестного труда, справедливого вознаграждения должна прийти на смену мировоззрению компрадоров, временщиков, иждивенцев. Это общая задача власти и общества, которая затрагивает социально-экономические аспекты, вопросы государственной политики, национальной идентичности и воспитания молодежи», - подчеркивает Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Правительство Казахстана разработало Программу повышения доходов населения. В ней предусмотрены 22 меры: повышение зарплат некоторым категориям работников, развитие производственных навыков, реализация проекта опережающей подготовки кадров «Өмір жолдамасы» на региональном уровне, механизм трудоустройства отдельных уязвимых лиц и молодежи, программы поддержки предпринимателей, внедрение льготного микрокредитования и прочие. Как отмечают разработчики, реализация программы будет сопровождаться информационно-разъяснительной работой по популяризации идей достойного труда и непринятия иждивенчества. Значит ли это, что государство решило отойти от патерналистской модели взаимоотношений с гражданами и все больше предоставлять не столько «рыбу» в виде льгот и пособий, сколько «удочку» в виде помощи при трудоустройстве и открытии своего бизнеса? Насколько готовы к этому граждане? И где та тонкая грань, что проходит между реальной поддержкой и излишней опекой? - Говорить об иждивенчестве и патерналистских отношениях в казахстанском обществе в целом очень сложно. Особенно в текущей ситуации, когда совершенно непонятно, что будет с нашей экономикой в свете последних геополитических событий, - отмечает директор Центрального института стратегических исследований Анна Гусарова. - По данным исследований, в последние годы патерналистские отношения выросли. Фонд Эберта проводил исследование по изучению жизненных ценностей и ожиданий молодежи с 14 до 29 лет - это почти половина населения Казахстана в сравнении с другими странами Центральной Азии. Результаты опроса фиксируют очень высокие патерналистские настроения в нашей стране. Люди по-прежнему ждут помощи от государства в виде льгот, каких-то скидок, кредитной амнистии и так далее. Есть также высокие ожидания помощи в трудоустройстве.Иждивенчество или потребительство?
Зульфия Байсакова, возглавляющая Союз кризисных центров в Казахстане и являющаяся руководителем кризисного центра для жертв бытового насилия в Алматы, как никто знает проблему изнутри. Ведь она работает именно с теми, кто попал в сложные жизненные обстоятельства и нуждается в реальной поддержке государства. Но вместе с тем порой видит иждивенческие настроения своих подопечных. - Я сталкиваюсь с тем, что люди часто считают, будто кто-то им обязан. Это даже, наверное, не иждивенческий, а некий потребительский подход. Почему-то считается, что обычные налогоплательщики, которые работают изо дня в день, регулярно выплачивают налоги, не получая каких-то льготных условий, должны взять на себя обязательства по их содержанию. Ведь, давайте говорить откровенно: вся государственная социальная помощь осуществляется за счет наших налогов, - отмечает З. Байсакова. Далее она дополняет: «Анализ работы с разными категориями граждан, которым оказывается тот или иной вид услуг, показывает, что процентов 10 населения пользуются теми инструментами, которые позволяют им выйти из сложной жизненной ситуации. Это, например, всевозможные грантовые программы по открытию бизнеса, когда можно получить безвозмездно от 500 тысяч до пяти миллионов тенге на открытие бизнеса. Да, при этом нужно отчитываться, пройти обучение, написать бизнес-план. Не все это могут, но есть специалисты, которые, опять же на безвозмездной основе, помогают таким людям. Остальные по-прежнему требуют всяческой поддержки от государства. Конечно, это очень плохая тенденция».Патернализм - проблема мировая
Надо сказать, что отношение к государству как к «отцу», который должен заботиться о своих «детях», проблема не только казахстанского общества. Даже страны с развитой рыночной экономикой сталкиваются с этим, особенно в посткризисные периоды, которые периодически случаются в каждом государстве. Об этом говорит экс-представитель США в МВФ, экономист Дуглас Редикер, который считает, что растущая роль государства в экономике приводит к тому, что государство все чаще вмешивается в рыночные отношения в большинстве сфер жизни, а это усиливает патерналистские настроения у граждан. Чем это опасно? Тем, что ведет к застою во всех сферах, поскольку лояльность, а не эффективность становится критерием распределения благ. Аргентинский экономист Мариано Грондона рассматривает отношения патерналистского типа как часть культуры, ориентированной на сохранение стабильности, а не на развитие. Эксперты отмечают, что патернализм является существенной преградой развитию гражданского общества: если государство, как заботливый отец, ограждает от всех неприятностей, то и нет надобности решать что-то самому. Как результат, люди перестают заботиться о собственном жизнеобеспечении. Несмотря на призывы мобилизовать свои ресурсы, определиться с жизненными приоритетами и засучив рукава работать, они ждут (и требуют!) помощи в виде пособий, льгот и другой финансовой поддержки.Концентрация на реформах
Естественно, одними призывами патерналистские настроения не преодолеть. - У нас общество настолько фрагментировано, что определенные группы людей в определенный момент, увидев, что государство не справляется со своими функциями, начинают сами действовать и решать какие-то проблемы на местах. И это здорово. Это пример политических трансформаций, через которые прошли все демократические страны мира. Но это очень маленький срез населения. Большинство все-таки продолжит настаивать на том, что государство должно все решать и вмешиваться в социальную и экономическую политику, - считает Анна Гусарова. По ее мнению, сейчас ситуация настолько неопределенная, что сложно сказать, произойдет ли снижение этих патерналистских настроений или, наоборот, появится еще больший запрос на социальные блага. Поэтому сейчас важно сконцентрироваться не столько на снижении патерналистских настроений, сколько на реформах. При этом нужно заметить: выборочный подход к определенным уязвимым группам больше не работает, потому что уязвимых групп становится больше. В этих условиях важны базовые принципы социальной справедливости, верховенство права и закона, когда перед законом все равны. Решение этих вопросов позволит снизить градус напряженности. И, возможно, сократит количество запросов на социально-экономическую поддержку со стороны каких-то групп.Справедливые правила для всех
- На мой взгляд, сейчас мы должны делать какие-то системные изменения и не позволять населению ждать манны небесной. Нужно научить людей самостоятельно зарабатывать деньги, - считает Зульфия Байсакова. - На сегодняшний день есть государственная поддержка, те же гранты на развитие бизнеса, помощь в получении жилья, льготы. Но слишком часто люди к тебе подходят и требуют: почему я не получил ту или иную помощь, почему центр нам не выдал то или это. Посмотрите, есть жилищные программы, где выдается один миллион тенге на первоначальный взнос для получения жилья. Это не от акима выплата идет, а от налогоплательщиков. Разве это плохая поддержка? Почему нет осознания всего этого? Но Зульфия Байсакова признает, что сейчас мы говорим не о системных изменениях социальной государственной поддержки, а о каких-то временных мерах поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. - То есть опять даем временную передышку от сложностей, с которыми они столкнулись. На мой взгляд, сегодня нужны кардинальные перемены именно в социальной сфере. Должны быть разработаны программы, в первую очередь содействия в трудоустройстве, и слово «трудоустройство» должно быть ключевым. К нему должно присоединиться профессиональное обучение, какие-то образовательные тренинги, выработка умений и навыков. И, конечно, какие-то льготы по открытию бизнеса. Моя многолетняя практика показывает: нужно менять сам подход к решению социальных вопросов населения, которое находится за чертой бедности. Показывать успешный опыт, мотивировать людей, а не просто содержать их, - уверена она. Если же говорить о грани, которая проходит между поддержкой и иждивенческим отношением в обществе, то эксперт считает, что определение этой грани должно основываться на четких сроках. - Если семье помогают в течение года-двух и люди не могут воспользоваться этой поддержкой, не начинают решать свои проблемы самостоятельно, то, наверное, нужно прекращать эту помощь. Например, в кризисном центре для жертв бытового насилия очень строгие правила - женщина может жить там шесть месяцев. За это время она с помощью специалистов должна сама научиться искать выход из сложной ситуации, а мы работаем над тем, чтобы у нее появились какие-то возможности для этого. Если мы говорим о каких-то льготах, то давать эти льготы тоже нужно на определенный срок. При этом не просто дать какую-то поддержку, но и социально сопровождать эту категорию наших граждан. Мы же понимаем, что не всегда хватает знаний и опыта, потому социальное, а не финансовое сопровождение должно присутствовать в жизни уязвимых категорий граждан. Тогда это будет действенная поддержка, - убеждена Зульфия Байсакова.По материалам сайта informburo.kz подготовила Валентина ПРОКОФЬЕВА