Знания плюс комфорт. Дети с инвалидностью полностью включены в образовательный процесс
Знания плюс комфорт. Дети с инвалидностью полностью включены в образовательный процесс
Дети с инвалидностью полностью включены в образовательный процесс
В Казахстане многие школы, образовательные центры в соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам инклюзивного образования» адаптировали свои условия и программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития и потенциальными возможностями учеников и воспитанников. Дети с инвалидностью, различными нарушениями развития и особенностями психики имеют полное право обучаться среди обычных школьников. Так, в средней школе № 35 имени А. Гайдара в Таразе созданы все условия для инклюзивного образования, среди нормотипичных ребят здесь занимаются 18 детей с расстройствами аутистического спектра и задержками речевого и психического развития. - Занятия для особенных учеников проводятся как индивидуальные, например, с логопедом, дефектологом, психологом, сопровождающим педагогом-тьютором, так и групповые, также с тьюторами. Для групповых занятий есть отдельный оснащенный в соответствии с современными требованиями кабинет, - рассказал директор школы Мухтар Досмаханулы. Он провел небольшую экскурсию по школе, продемонстрировав работу кабинетов специалистов и кабинета для групповых занятий особенных учеников в действии. Дефектолог Айдана Сабитова и тьютор Карлыгаш Туленова помогали одной из учениц второй смены с уроками. - Уроки у детей обычные - математика, литература, казахский или русский язык. Дефектолог проводит коррекционные занятия, помогает по тем предметам, где ребенок сам не очень хорошо разбирается в силу своих особенностей, а тьютор работает по специальной американской программе, следуя уже давно и отлично отлаженной методике. В первую смену, до обеда, занимаются первые и пятые классы, во вторую - вторые, третьи и четвертые классы. Также у нас есть один особенный семиклассник и два пятиклассника. Мы стараемся дать инклюзивным ученикам не только знания, но и максимально развить и улучшить их бытовые и социальные, коммуникативные навыки, - отметила дефектолог Айдана Сабитова. Она добавила, что у особенных ребят педагоги стараются выработать почерк, повысить уровень запоминания, внимания, усидчивость, заложить основы нормального общения со сверстниками, учителями, родителями. Заместитель директора по воспитательной работе Ляйля Рахимова показала, как проходят уроки у инклюзивных учеников с тьюторами в кабинете для групповых занятий, открытом в этой школе при поддержке и участии корпоративного фонда «Қамқорлық» в прошлом году. Здесь есть игровая и учебные зоны, чтобы дети могли быстрее и легче переключать внимание на уроки, они могут сделать разминку, зарядку, немного отвлечься на подвижные игры. - Тьютор - это специальный педагог, который сопровождает особенного ребенка в классе на всех уроках, помогает развитию навыков ученика. Некоторые ребята не сразу могут сидеть в общих классах, этике поведения в обществе их также обучает тьютор. После того как родители сопроводили в школу особенных детей, их встречают тьюторы. Все мы прошли обучение в Астане у кураторов по американской методике. Есть шесть специальных модулей для тьюторов. В данный момент в этом кабинете занимаются четыре особенных ребенка, у которых есть проблемы в коммуникации, могут быть вспышки агрессии. Остальные же инклюзивные ученики второй смены сейчас в обычных классах, - рассказала тьютор Акбопе Турлыбаева. Кроме педагогов-ассистентов, то есть тьюторов, детям помогают усвоить школьную программу также психолог Нургуль Несипбаева и логопед Айгерим Умирзакова. Все специалисты, которые работают с особенными детьми, отлично знают два языка - казахский и русский. Педагоги владеют и английским языком. - Некоторые наши дети лучше усваивают информацию именно на английском языке, кто-то из особенных ребят учит английский самостоятельно, вне стен школы, - поделилась Акбопе Турлыбаева. Для более гармоничного развития особенных учеников в школе есть стенд поддержки родителей, планируют сделать и отдельный кабинет. - Работаем над совместным планом уроков с родителями. План опубликован в социальной сети школы. Отмечу, что с прошлого года создано республиканское общественное объединение «Союз родителей особенных детей» для поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и инвалидностью, - добавил директор школы Мухтар Досмаханулы.Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА