Дадим бой! Недостоверная информация — как болезнь
Дадим бой! Недостоверная информация — как болезнь
Недостоверная информация - как болезнь
Сегодня запрос на получение социально значимой информации удовлетворяется и в социальных сетях. Но интернет часто нейтрален по отношению к достоверности информационных потоков: отсутствие жестких правил входа в пространство социальных сетей дало возможность непроверенным и ложным новостям охватывать широчайшие аудитории. Противодействию чуме XXI века, изучению механизмов распространения и воздействия дезинформации на общественное сознание через интернет сегодня уделяется большое внимание. Чтобы быть, что называется «на волне» и не потонуть в потоке фейков, нужно заблаговременно рассмотреть основные паттерны их распространения, что даст возможность их идентификации. Важно учитывать то обстоятельство, что в связи с развитием интернет-технологий общественный запрос на получение информации об окружающем мире все чаще удовлетворяется в сети интернет, в частности, в социальных сетях. Социальные сети - это совершенно иная среда: здесь по сравнению с традиционными СМИ нет строгих принципов и правил распространения информации, существует значительный информационный плюрализм, а охват аудитории у некоторых медиаперсон большой, как у новостных лент. Недавние исследования выявили, что 62 процента людей регулярно следят за новостями в социальных сетях, и для 14 процентов из них социальные медиа - приоритетный источник. К тому же их число растет с каждым годом. Но интернет может способствовать распространению как истинной, так и ложной информации. А умысел целенаправленного распространения неправдоподобных новостей вовсе не столь безобиден, как кажется на первый взгляд. Громкие заголовки фальшивых новостей вызывают огромный интерес пользователей, тем самым обеспечивая значительный доход от рекламных платформ. В связи с этим, помимо политико-идеологической функции фейковые новости являются средством обогащения. Именно двойная выгода заказчика и распространителя делает такой манипулятивный инструмент, как фейковые новости, чрезвычайно популярным и доступным средством достижения экономических и политических целей. Но одних громких заголовков недостаточно, для того чтобы фейк распространился. Модель спроса и предложения информационных ресурсов предполагает, что типичный потребитель новостей имеет две характерные черты: он желает получать достоверную информацию, знать о мире объективную истину, но склонен иметь дело с информацией, которая согласуется с его предпочтениями. Таким образом, потребители сталкиваются с компромиссом: у них есть стимул для потребления точных новостей, но они также получают удовлетворение от новостей, подтверждающих их привычное видение. При этом информационное агентство получает выгоду главным образом от рекламы, которая напрямую зависит от численности аудитории. Но люди и сами принимают в этом участие, в отличие от традиционных средств массовой информации главный канал распространения фейковых новостей - лайки и репосты. Репост и лайк сегодня это далеко не только показатель социального одобрения, это специфический и очень значимый канал коммуникации, который помимо привлечения самых широких и разнообразных общественных групп служит психологическим инструментом, который позволяет выстраивать определенное ценностно-эмоциональное восприятие объекта. Поведение друзей и кумиров в сетях оказывает колоссальное влияние на потребителя информации: вероятность того, что отдельный человек поделится или лайкнет ту или иную рекламную запись, резко возрастает при условии, что хотя бы один друг проявил интерес к записи, и постепенно повышается по мере того, как много друзей взаимодействовало с этой записью Только потому что эта проблема достигла планетарных масштабов, для разоблачения фейковой новости в соцсетях необходим тщательный анализ больших данных для выявления определенных закономерностей. Во-первых, им свойственно, когда идентичная запись одновременно появляется в не связанных между собой или обладающих крайне слабой связью аккаунтах. То есть, если вы увидели одну и ту же новость, опубликованную футбольным пабликом и учителем по вязанию - скорее всего это фейк. Также фейк можно выявить по записи, которую репостят и комментируют не связанные между собой аккаунты при отсутствии хештегов. Еще один «звоночек» - это одномоментный репост множества участников, в этом случае вам будет виден резкий скачок в просмотрах и репосте. Кроме того, выявить ложь вам поможет анализ контента пользователей, взаимодействующих друг с другом: если их контент не отличается - это скорее всего группа ботов. Обнаружение хотя бы одного из перечисленных признаков позволяет говорить о том, что данный контент распространяется искусственным, автоматизированным путем. Но в случае, если компании используют вирусный путь распространения или краудсорсинг, фейковую новость можно идентифицировать, проанализировав связь источника и получателя: если между ними нет связи, либо она слаба, но новость была разделена - это автоматизированная пропаганда. Последние исследования в области психологии выявили, что индивид склонен воспринимать в качестве правдоподобной информацию, которая чаще ему встречается, причем независимо от того, противоречит ли она истинным, первичным знаниям. Игнорирование знаний происходит даже тогда, когда индивида просят критически осмыслить предложенную информацию, не говоря уже и о повседневных реалиях, где информационный поток бесчислен, и критически проанализировать его кажется невероятным. Это говорит о том, что человек крайне восприимчив к внешним манипуляциям, а знания индивида могут сыграть с ним злую шутку с получением последующих знаний: та информация, которую он услышал первой и которая повторится наряду с другой, скорее всего, будет воспринятой как истина.Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ