«Хочу быть солнцем… моего народа». Имя талантливого поэта увековечено в литературе и музыке
«Хочу быть солнцем… моего народа». Имя талантливого поэта увековечено в литературе и музыке
Имя талантливого поэта увековечено в литературе и музыке
Султанмахмут Торайгыров прожил короткую жизнь, но яркое талантливое творчество поставило его имя в один ряд с классиками казахской литературы. Султанмахмут Торайгыров (1893-1920) - выдающийся казахский поэт-демократ, по мнению академика Мухамеджана Каратаева, - «талантливейший поэт послеабаевского периода», родился в Баянауле Степного генерал-губернаторства (Павлодарская область) в семье скотовода. В младенчестве остался без матери. Учился в медресе. Из-за болезни прервав учебу в духовной мусульманской школе Расулия в Троицке, стал обучать детей в ауле. Позже работал секретарем в редакции первого казахского журнала «Айкап», где и были опубликованы его первые очерки, занимался поэзией. Поэт активно сотрудничал с прессой того времени, его статьи-размышления об устном народном творчестве, о певцах и жырши, воспевающих историческое прошлое казахского народа, печатались в газете «Сарыарка», в журнале «Айкап». Он призывал изучать песенное и поэтическое творчество народа. В журнале «Айкап» была опубликована его большая статья «Песня и ее исполнители», в которой подчеркивал просветительскую миссию певцов и жырши, выступающих среди широких масс. Султанмахмут Торайгыров писал: «Я замечаю, казахи - музыкальный народ, они самозабвенно любят песню... Стоит кому-нибудь взять в руки домбру и запеть песню, как со всех сторон, с низовья и верховья, от восьмилетнего мальчишки до восьмидесятилетнего старца, собираются люди послушать певца... И подолгу потом его не отпускают... Если угаснет песня, осиротеет литература... Песня - душа народа, без песни нет народа, нет жизни... Храните, берегите, любите песню». Он советовал муллам при обучении детей прививать им любовь к музыке. Получивший мусульманское образование, С. Торайгыров активно изучал науки, русский язык, читал классиков русской литературы и даже марксизма-ленинизма. Творчество его развивалось в социально сложных условиях, проходило тернистый путь идейных исканий и в итоге привело к реалистическому пути развития. После революции приехал в Семипалатинск, общался с алаш-ординцами, писал о них в своих стихах, работал председателем Шидертинского ревкома. В связи с этим вспоминаются слова академика, литературоведа Мухамеджана Каратаева, который в своих воспоминаниях «Орлиное перо», посвященных Беимбету Майлину, писал: «В 1931 году как-то разгорелась странная дискуссия. Таких дискуссий вспыхивало тогда немало. Зал нашего института (КазПИ - Прим. автора) был переполнен. Рахимжан Жаманкулов (1898-1938, педагог и журналист, был репрессирован. - Прим. автора) делал доклад о творчестве Султанмахмута Торайгырова. Двух мнений о том, что он одареннейший после Абая поэт, не было. Но вот беда: не знали, кто он - революционер или певец мелкой буржуазии и даже байства? Много было выступающих, но так и не решили этого кардинального вопроса…». О своих идейных метаниях Торайгыров сказал двумя строчками в «Шестистишиях»: Метался в волнах я, но всё равно - То вверх всплывал, то снова шел на дно. Основной задачей своего творчества он определил отражение общественной жизни своего времени со всеми ее противоречивыми процессами. С одной стороны, безжалостно показывал образы жестоких правителей и баев, призывая людей бороться против угнетателей, не мириться с рабской жизнью; с другой стороны, призывал народ к знанию, которое раскрепощало, активизировало и открывало путь к свободной жизни. «Хочу быть солнцем, которое рассеяло бы тьму над головой моего народа», - писал Султанмахмут Торайгыров. Он открыто обличает невежество, выступает против законов ислама, призывает ценить творчество талантливых поэтов, как, например, Шакарим Кудайбердыулы, которому посвятил стихотворение; призывает к равенству и дружбе народов, не разделяя их по религиозным убеждениям или национальным признакам /«Кәпір» бар, «мұсылман» бар - барлығы адам,//Оларды алалайтын қандай надан?//Өнер, білім, әділет кім қолдаса,//Қай ұлт болсын - бәрі бір бауыр маған/. Писал С. Торайгыров и о своей любви к родине и народу: Пусть я буду в чужом краю - В сердце любящем затаю Языка казахского звук… Лирика его разнообразна по жанру: политическая - «Это ли справедливость?», «Родному народу», «Когда придет наш день?» и др.; любовная - «Гуляйим», «Из альбома» и др.; пейзажная - «Вечер», «Листья», «Цветок», «Летняя печаль». В стихах С. Торайгыров дает идейную ориентацию молодым читателям («Какова цель в учении», «Думы ученика», «Сердце молодое», «Клятва жизни», «Зачем я живу»). Его социально-философские поэмы «Заблудившаяся жизнь»/«Жизнь заблудившегося» (1918, издана в Казани в 2022 году - Прим. автора) и «Бедняк» (1919) являются первыми казахскими советскими поэмами. Первое крупное произведение - роман в стихах «Камар-Сулу» (1914) создан Султанмахмутом Торайгыровым частично в форме прозы и поэтического изложения. Вторая часть романа, повествующая о трагической любви Камар и Ахмета, написана в стихах. Основная тема - бесправное и униженное положение женщины в дореволюционной казахской степи, трагедия казахской девушки, ставшей жертвой бая. Героиня, именем которой назван роман, жертвует собой, выражая протест против насилия и жестокости баев, угнетателей народа. В произведении убедительно представлены образы аульных воротил. Роман носит автобиографический характер. Второй роман «Кто виноват» (1916) также рисует бедственное положение простого народа, в котором виноваты богатый бай, волостной управитель и обманщик-мулла: Сколько на свете таких рабов, Чей жребий жалок, чей труд суров! Но есть ли богач, сполна оплативший Слезы измученных батраков! Композитор Еркегали Рахмадиев, народный артист СССР, Герой Труда Казахстана, проявил интерес к лиро-драматическому произведению С. Торайгырова «Камар-Сулу» еще в студенческие годы в консерватории, где учился в классе Евгения Брусиловского. Он написал первое действие оперы и в 1957 году представил его в качестве дипломной работы, которую успешно защитил. Опера, созданная в начале 60-х годов, одной из первых была основана на сюжете литературного произведения. До этого времени все созданные на сцене ГАТОБ имени Абая оперы были основаны на эпосах и исторических сюжетах. Либретто написали Б. Тажибаев и Н. Баймухамедов. Основную сюжетную линию составили лирические эпизоды романа, хотя присутствуют и драматические моменты. Поставили оперу режиссеры Канабек Байсеитов и Байгали Досымжанов, народные артисты республики, оперные певцы. Премьера состоялась 15 апреля 1963 года. Главную партию Камар-Сулу спела Роза Джаманова, народная артистка СССР, занимавшая после Куляш Байсеитовой лидирующее положение в театре, обладавшая сильным, необычайной красоты голосом со своеобразным тембром. Еще одной стороной ее дарования был драматический талант. Эта партия была одной из любимых в ее репертуаре. Партию Ахмета пел Байгали Досымжанов, впоследствии - Ануарбек Умбетбаев, Нариман Каражигитов. Более десяти лет опера была в репертуаре оперного театра. В 2003 году опера была поставлена в Национальном театре оперы и балета имени К. Байсеитовой в столице, в 2014 году - в Шымкентском театре оперы и балета и до сих пор сохраняется в репертуаре. С. Торайгыров прожил только начало творческого пути. У него были слабые легкие. Известен исторический факт, что он приезжал по совету Мухтара Ауэзова на лечение в Чингисскую волость (ныне Абайский район, родина Абая), в аул Медеу Оразбайулы (бай Оразбай - персонаж романа М. Ауэзова «Путь Абая». Его сын Медеу, по совету Шакарима и Мухтара Ауэзова, построил и открыл в Абайском районе первую школу с интернатом. - Прим. автора). Жил поэт в доме Санияза, сына Медеу, где его в течение зимы поили особо приготовленным кумысом и кониной, и ухаживала за ним внучка Абая Акыш/Аклима, которая вышла замуж за сына Медеу Оразбайулы. Позже Султанмахмут Торайгыров напишет Акыш письмо со словами благодарности, в котором, в частности, говорилось о том, что она, не брезгуя ничем, отстирывала его одежду, ухаживала как за торе, желал ей счастья и выражал сожаление, что, болезнь прогрессирует, и он не сможет выполнить свой долг перед народом (его мечтой было - «Чтобы мог я вам принести//Свет ученья, мудрость наук»). Беспощадный туберкулез перечеркнул его жизнь в 26 лет. В 1965 году в селе Торайгыр Баянаульского района Павлодарской области был открыт Дом-музей Султанмахмута Торайгырова. Экспозиция из четырех разделов представляла документы, фотографии, личные вещи, литературоведческие издания о его творчестве, сведения о родных, близких и современниках поэта. Его имя увековечено в литературе и музыке. В 1940 году поэт Касым Аманжолов посвятил С. Торайгырову балладу «Сұлтанмахмұт туралы баллада» с трогательным сюжетом. В 1968 году режиссер Эмир Файк создал документальный фильм «Султанмахмут Торайгыров». Народный писатель Дихан Абилев написал роман-трилогию «Мечта поэта»: «Мечта поэта», «Путь поэта», «У подножья Баянаула». Композитор Тимур Мынбаев сочинил реквием «Заблудившаяся жизнь» на слова поэта.Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран, член Союза журналистов Казахстана
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="70061,70062"]