Нововведения в государственной службе
C 26 марта, дня введения в действие Закона РК «О государственной службе» с внесенными изменениями и дополнениями, в Казахстане начнется формирование новой модели государственной службы - реализация нового периода реформы в данной сфере. Реформа основана на политической воле Главы государства Нурсултана Назарбаева и направлена на повышение эффективности работы государственного аппарата и ориентацию государственных служащих на служение обществу. В настоящее время в целях реализации закона Агентством РК по делам госслужбы ведется разработка свыше 20 проектов подзаконных актов. Нововведения направлены на формирование эффективных кадровых механизмов - прозрачного порядка поступления на государственную службу, возможности непрерывного профессионального роста служащих, взаимосвязи результатов работы и системы поощрения. В результате новых изменений будет сформирован корпус «А» государственной службы, о котором до этого так много говорили, корпус высших административных государственных служащих, профессионально обеспечивающих эффективность реализации государственной политики. Также будут принципиально усовершенствованы механизмы поступления и прохождения государственной службы. Формирование корпуса «А» будет основано на принципах: потребностей, профессионального соответствия, соответствия позиции, отбора на основании заслуг. Кадровый резерв корпуса «А» будет формироваться достаточным, чтобы удовлетворять потребности госорганов и регионов, но и не чрезмерным, чтобы не стать «застойным». Формирование кадрового резерва корпуса «А» будет осуществляться на основании решений Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан и региональных кадровых комиссий. Конкурсный отбор на должности корпуса «А» будет осуществляться только из числа резервистов корпуса «А» и проводиться лицом, имеющим право назначения на данную должность (например, министр, аким, ответственный секретарь). По решению данного лица может проводиться конкурс документов и/или собеседование с резервистами корпуса «А». Назначения на должности корпуса «А» будут осуществляться в соответствии с Указом Главы государства № 828 от 29 марта 2002 года, трудовые отношения корпуса «А» будут основываться на договорах. Предполагается, что по решению Президента политические государственные служащие и депутаты Парламента могут занять должности корпуса «А» без проведения отбора в кадровый резерв и конкурсного отбора. В настоящее время согласовываются проекты Указов Главы государства об утверждении нового реестра должностей, положений о Национальной комиссии и региональных кадровых комиссиях, специальных квалификационных требованиях. Для обеспечения бесперебойной работы госорганов, особенно на региональном уровне, с учетом изменений категорий должностей, проектом Указа Главы государства об отборе предусматриваются переходные положения по введению корпуса «А». Предусматривается, что Национальной комиссией будет проведена оценка государственных служащих, занимающих должности, отнесенные к корпусу «А». На первом заседании Национальной комиссии будут определены сроки и схема проведения оценки. Государственные служащие, занимающие данные должности, продолжают работать на своих должностях на основании специально заключаемых договоров. Типовой трудовой договор будет определяться вышеназванным Указом. Это значит, что с теми, кто работает на должностях, которые будут отнесены к корпусу «А», до момента введения в действие закона будут заключены трудовые договоры. С 26 марта 2013 года они будут продолжать работать на основании данных договоров до завершения оценки Национальной комиссией в соответствии с новыми требованиями. Согласно проекту Указа заключение договоров осуществляется лицом, имеющим право назначения на должность. Например, аким области подписывает договор с акимом района. В проекте Указа предусматривается, что отрицательные результаты оценки являются основанием для расторжения трудовых договоров. В установленный Национальной комиссией срок действующие государственные служащие должны пройти тестирование по специальным программам, которые будут включать тестирование на знание законодательства Республики Казахстан, в том числе предусмотрено включение тестовых вопросов на знание Конституции, законов «О Президенте», «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», «Об административных процедурах», «О нормативных правовых актах», «О порядке рассмотрения обращении физических и юридических лиц», «О местном государственном управлении и самоуправлении», «О статусе и полномочиях ответственного секретаря» и знание Послания Президента РК «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства». Будут применяться тесты на знание государственного языка по системе KAZTEST, на логическое мышление и определение уровня личностных и управленческих компетенций. Результаты последнего теста носят рекомендательный характер и являются дополнительной информацией для членов Национальной комиссии. Сертификат, подтверждающий уровень владения иностранным языком, является преимуществом. После тестирования государственные служащие, занимающие должности акимов городов областного значения и районов областей, пройдут промежуточные собеседования с региональными кадровыми комиссиями. В случае положительного заключения региональных кадровых комиссий их кандидатуры будут рекомендованы в Национальную комиссию. Положительные результаты оценки Национальной комиссии станут основанием для заключения новых договоров на пребывание в должности корпуса «А» на срок, который будет предусмотрен в Указе. По мнению Главы государства, каждое должностное лицо должно солидарно отвечать за проступки своих непосредственно подчиненных лиц. Для корпуса «А» будет внедрен институт рекомендательных писем, правом предоставления которых будут обладать политические государственные служащие, депутаты Сената, Мажилиса, секретарь маслихата области, руководители нацио-нальных компаний, холдингов, назначаемые по согласованию с Администрацией Президента, и отдельные государственные служащие корпуса «А» национального уровня. Так как у должностей, отнесенных к управленческому корпусу «А» и профессионально обеспечивающих эффективность реализации государственной политики в структуре административной государственной службы, статус и ответственность высоки, предъявляемые требования к ним будут также высокими. Поэтому будут разработаны специальные квалификационные требования, содержащие требования по образованию, опыту работы, профессиональным знаниям, владению государственным и иностранными языками. Опыт работы будет учитываться на основе установленных коэффициентов - стажа государственной работы и работы в квазигосударственном и частном секторе. Будет приниматься во внимание обучение на основании государственного заказа (НШГП) либо в зарубежных вузах по приоритетным специальностям («Болашак»). Предполагается, что для государственных служащих корпуса «А» оценка эффективности работы станет основой для принятия кадровых решений по карьерному планированию, ротации и обучению. Обучение корпуса «А» будет осуществляться в Академии государственного управления (НШГП). Для повышения квалификации будут приглашаться иностранные эксперты. Для обеспечения высокого уровня профессио-нальных и управленческих навыков и в целях обеспечения притока профессиональных кадров в центральные и местные госорганы предусматривается проведение ротации между госорганами и регионами. Она будет проводиться на основе плана Национальной комиссии и с учетом индивидуальных планов профессионального развития государственных служащих корпуса «А». Новая система оплаты труда корпуса «А» будет применяться только после прохождения оценки в соответствии с новыми требованиями, она предполагает, что оплата труда корпуса «А» будет состоять из должностного оклада и бонусов. Бонусы будут учитывать результаты работы и оценку эффективности госорганов. В закон также внесены изменения, касающиеся прохождения государственной службы на должностях, не отнесенных к корпусу «А» административной государственной службы. К примеру, в соответствии с поправками в закон занятие должностей в порядке перевода будет осуществляться только внутри государственного органа, его ведомства, включая их территориальные подразделения, а также между ними. Внеконкурсные назначения в порядке перевода будут допускаться только в определенных случаях. Например, предусмотрено допустить назначения на должности в Администрации Президента из всех госорганов, назначения на должности Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан из других госорганов с должностей отдельных категорий, а именно с должностей директора департамента и его заместителя, руководителя управления, руководителя аппарата маслихата области, заместителя руководителя аппарата маслихата области, руководителя структурного подразделения аппаратов акимов областей, а также назначения на должности советника, помощника первого руководителя гос-органа, пресс-секретаря. Кроме того, аттестация административных государственных служащих будет проводиться только на основании ежегодных оценок эффективности деятельности государственного служащего. Так как совершенствование кадровой работы особенно актуально на региональном уровне, с принятием закона в областях, городах и районах предусмотрена возможность создания единой кад-ровой службы. Для повышения роли и эффективности служб управления персоналом государственных органов предусматривается принятие типового положения, а также обучение сотрудников служб управления персоналом в Академии государственного управления и региональных центрах обучения. В случаях направления госорганом государственного служащего на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования либо призыва государственного служащего на срочную воинскую службу или прохождения стажировки предусматривается сохранение места работы (должности), то есть приравнивание к социальному отпуску. Впервые в законе предусмотрена отдельная глава по соблюдению служебной этики и антикоррупционному поведению государственных служащих. Исходя из этого, а также в соответствии с поручениями Главы государства предусматриваются меры по усилению этического и дисциплинарного контроля, в том числе обеспечение обязательности исполнения решений диссоветов: установление сроков и обязанности информирования о результатах рассмотрения, разграничение полномочий по рассмотрению дисциплинарной ответственности между диссоветами и дисциплинарными комиссиями госорганов, возложение на диссоветы полномочий по координации деятельности дисциплинарных комиссий госорганов. Одновременно уделяется внимание повышению мотивации государственных служащих. После одобрения Главой государства Агентством разработаны и внесены в Администрацию Президента проекты Указов, предусматривающие введение профессионального праздника «День государственного служащего» и ведомственной награды «Үздік мемлекеттік қызметші». Кроме того, предусматриваются меры по совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации, в том числе по укреплению статуса региональных центров обучения и установлению координирующей роли Академии государственного управления. В основном соответствующие изменения внесены почти во все аспекты прохождения госслужбы государственными служащими. Усиливаются ответственность и требования к профессиональной подготовке госслужащего. Мы верим, что данные нововведения, обеспечив профессионализацию государственного аппарата, способного эффективно исполнять государственные функции и оказывать качественные государственные услуги народу, будут началом покорения новых вершин, обозначенных Главой государства в Стратегии «Казахстан-2050».Азимхан САТЫБАЛДИН, начальник управления Агентства РК по делам государственной службы по Жамбылской области