Зрителю представлена новая интерпретация «Антигоны»
В русском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Антигона» режиссера Куандыка Касымова. Надо сказать, что первоисточник постановки - одноименная античная пьеса Софокла. Древнегреческий сюжет еще при жизни его автора стал классикой и неоднократно использовался драматургами других эпох. Антигона в греческой мифологии - это дочь царя Фив Эдипа. Она предала погребению тело своего брата Полиника, нарушив запрет дяди - царя Креонта, за что была заключена в темницу, где впоследствии покончила с собой. Самые известные «Антигоны» - Бертольда Брехта и Жана Ануя. Причем замыслы у постановок Софокла и Ануя разные. В трагедии первого главная идея заключается в том, что Божий закон выше закона власти. У второго все несколько иначе. - Свою пьесу французский драматург Жан Ануй ставил еще в 1943 году. Она более психологична, чем «Антигона» Софокла, - делится своим восприятием постановки Жамал Бодаубаева, режиссер областного русского драматического театра. - Именно ее взял за основу в своем спектакле Куандык Касымов. Автора не занимает конфликт неписаных божественных законов. Новое содержание образов главных героев - Антигоны, Гемона и Креона (у Ануя имя Креонта несколько изменено) говорит о том, что на передний план выведена проблема существования человека в мире, чья божественная природа - против тирании, рабства и полицейского государства. А потому во все времена будут свои Антигоны. Театралка Елена Пак убеждена, что Антигона - символ высокой жертвенности, силы человеческого духа. Во время спектакля зритель размышляет над тем, должен ли человек, пришедший к власти, обязательно стать тираном, неизбежно ли это, где проходит грань между добром и злом? Как расценивать жертвенность и почти подростковый максимализм и упрямство Антигоны, идущей на смерть? И так ли уж однозначен правитель Креон? Не случайно ведь в постановке Куандыка Касымова из рук в руки актеров в течение действа переходит античная маска Эзопа. Кто под ней: тиран или жертва? Выходит, что психологическая подоплека поступков героев у Касымова еще сложнее, чем у Жана Ануя. - Мне показалось, что Жан Ануй, да и античные авторы во многом созвучны с нашим временем, - говорит режиссер Куандык Касымов. - У Ануя - протест против фашистского злодейства. Он ставил свою пьесу в оккупированной Франции. Коррупция, мафия, насилие, захват власти - все это в человечестве с древности. И насилие не кончается, оно повсюду на планете. Антигона - это протестующий против тиранства персонаж, можно сказать, в какой-то мере символ страны. Спектакль «Антигона» - моя вторая встреча с Жаном Ануем. В 2011 году по пьесе этого же автора я поставил «Медею» в частном театре Айгуль Иманбаевой в Алматы. А в прошлом году мы с этим спектаклем ездили на фестиваль «Боспорские агоны» в Украину. И там взяли Гран-при. В настоящий момент Куандык Касымов преподает режиссуру на кафедре искусства ТарГУ имени М. Х. Дулати, а также является художественным руководителем музыкально-театрального центра имени Айгуль Иманбаевой в Алматы, который работает уже два года. Свою творческую карьеру он начинал актером в Жамбылском казахском драматическом театре, потом 14 лет (с 1998 года) был главным режиссером его творческого коллектива. - Сейчас у меня в планах привлекать к сотрудничеству театральных режиссеров из Таджикистана и Италии, - поделился задуманным Куандык Касымов. - Еще хочу организовать свой театральный фестиваль, возможно, он будет проведен в Астане. В прошлом году я поставил спектакль «Каракоз» по Мухтару Ауэзову на сцене музыкального театра имени Сакена Сейфуллина в Караганде. А скоро планирую показать его на фестивале в Сербии.Лариса ГУБАШЕВА