Современные технологии. Таразские школьники заняты исследовательской деятельностью
Таразские школьники заняты исследовательской деятельностью
Сегодня робототехника становится неотъемлемой частью образования, открывая ученикам двери в мир инноваций. Увлечение робототехникой не только развивает логическое мышление, но и обучает современным навыкам, необходимым для будущего. В Таразе в последние несколько лет появилось множество кружков робототехники. Один из них действует в гимназии № 7. Ребята, посещающие кружок, неоднократно становились победителями и призерами городских и областных соревнований, а также достойно представляли наш регион на республиканских конкурсах. Робототехника помогает подготовить молодежь к технологическим вызовам, способствуя формированию креативности и умения работать в команде. Поэтому изучение данной прикладной науки в школах - это не просто уроки, а инвестиции в будущее нашей страны. Для достижения результатов в робототехнике нужно хорошо знать различные дисциплины: информатику, математику, физику. Занятия в кружке проводит опытный учитель информатики Тамара Айтенова. - В нашей школе есть кабинет с наборами лего-роботов. Дети всех возрастов учатся программированию. Сборка робота занимает не больше часа времени. Чтобы запрограммировать его на выполнение действий, которые нужны пользователю, затрачивается больше времени. Этот процесс заставляет детей думать, планировать свою деятельность. Как результат, улучшается логическое мышление, - говорит педагог. Кружок робототехники с радостью посещают не только ученики старших классов, но и младшего звена. Четвероклассник Санжар Мурахметов рассказал, как вместе с другими ребятами сконструировал робота, и объяснил принцип его действия. - Мой робот переносит кубики из одной точки в другую. В нем используются датчики движения и цвета. Они направляют сигнал мотору, который и приводит в действие робота. Датчики цвета нужны, чтобы робот не отклонялся от курса, - рассказал мальчик. Юный конструктор занял первое место на городском конкурсе робототехники и стал вторым в областном состязании. А ученик 10-го класса гимназии № 7 Вячеслав Кузьмин увлекается робототехникой уже шесть лет, три года посещает кружок в школе. Неоднократно принимал участие в различных конкурсах, в том числе и республиканских, где занимал призовые места. Вячеслав подробно объяснил механизм работы робота-сортировщика, которого представил на одном из конкурсов. - Сейчас главное направление для меня - это робоспорт. На последних соревнованиях я представил робота-сортировщика объектов по цвету. Он способен распознавать предметы по цвету и раскладывать их по кругу. Это может показаться легко, но на самом деле алгоритм способен вызвать зависание в работе блока конструкции. Программа занимает не одну строчку кода, то есть код управления роботом весьма объемный, - сказал Вячеслав. Юноша добавил, что в конкурсах участвует со своим товарищем по команде - программистом Богданом Иманкуловым. - На написание кода нам с Богданом потребовалось три дня, - говорит десятиклассник. - Для конструирования робота используется конструктор Лего. Нужно уметь выбирать готовые блоки для того, чтобы робот правильно функционировал. На конкурсе он должен расположить в круге все предметы того или иного цвета по соответствующим блокам за определенное время. Помимо робототехники, школьники гимназии № 7 занимаются разработкой научных проектов. Учащаяся 11-го класса Дильдора Турсунова подготовила научный проект «Управление виртуальной реальностью при помощи Arduino». Arduino - аппаратная платформа на базе микроконтроллера, предназначенная для разработки умных устройств и автоматизированных систем. - Целью проекта является создание устройства для бесконтактного управления 3D-объектами при помощи жестов. Для этого понадобился датчик движения, способный распознать девять команд: взмахи руками вверх, вниз, вправо, влево, круг по часовой стрелке и так далее. В модуль мы загрузили объекты для демонстрации в трехмерном пространстве. Проецирование голографического изображения получается при использовании усеченной пирамиды из стекла. Этот проект можно применять в сфере медицины или он может стать основой при дальнейшей разработке виртуальных игр, - сказала Дильдора. О своем научном проекте «Умный пешеходный переход» рассказал одиннадцатиклассник Даниил Тарасенко. Целью разработки является повышение безопасности дорожного движения в зоне нерегулируемого пешеходного перехода. - Когда пешеход приближается к пешеходному переходу, это улавливают специальные датчики. Сигнал поступает на осветительные приборы, которые загораются и сигнализируют водителю, что на переходе находится человек, - рассказывает Даниил. - С двух сторон дороги располагаются датчики: один фиксирует момент, когда человек ступил на переход, а второй - когда пересек его. Датчики движения лучше закрепить на железных балках на высоте от одного до 1,5 метра над землей для предотвращения их загрязнения. Диоды вмонтированы в дорожное полотно и подсвечивают идущего человека снизу. Стремление детей освоить робототехнику и точные науки в раннем возрасте поддерживают учителя, которые дают им теоретические и практические знания, вселяют веру в себя и сами искренне верят в успех своих воспитанников. - Ежегодно наши ученики занимают призовые места. В частности, Дильдора и Даниил представят проекты на республиканском конкурсе научных проектов, надеемся на высокий результат. Обучаясь сами, дети в то же время обучают своих сверстников и детей младшего возраста. Например, ученики четвертых классов взаимодействуют с учениками восьмых. Благодаря этому работа проводится на более высоком уровне, эффективность повышается. Образовательный процесс строится не только по принципу «учитель - ученик», но и по принципу «ученик - ученик». Взаимодействуя между собой, ребята показывают хорошие результаты. Таким образом, у детей повышается интерес, - сказала учитель информатики гимназии № 7 Гульмира Райкулова. Разработка научных проектов в школе играет важную роль в формировании не только знаний учащихся, но и исследовательских и коммуникативных навыков, а также в развитии самостоятельности, творческого и критического мышления.Риналь РАХМАТУЛЛИН, фото автора
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="70872,70873"]