Общество

Позитивные изменения. Модернизация избирательного процесса продолжается

Позитивные изменения. Модернизация избирательного процесса продолжается

 width=Модернизация избирательного процесса продолжается

Год назад Казахстан вступил на путь политических реформ. В частности, ряд важнейших изменений отразились на модернизации избирательного процесса. Об этом и многом другом корреспондент газеты «Знамя труда» побеседовал с председателем Жамбылской областной избирательной комиссии Сергали Айдапкеловым. - Президент страны Касым-Жомарт Токаев в интервью газете Egemen Qazaqstan остановился на политических реформах, происходящих в стране. В связи с этим к вам, Сергали Омирзакович, вопрос: к каким изменениям в избирательной системе привела политическая реформа? - В первую очередь следует сказать, что внесен ряд изменений и дополнений в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан», включен специальный пункт о переводе председателей и секретарей территориальных избирательных комиссий на профессиональную постоянную основу. С января 2023 года все семь членов областной территориальной избирательной комиссии, а также три члена городской и районных территориальных избирательных комиссий, то есть председатели, заместители и секретари, работают на профессиональной постоянной основе. Центральной и областной избирательными комиссиями проведена большая работа по повышению профессионального уровня членов территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий. Для них организованы поэтапные тренинги, семинары-тренинги, деловые игры и другие мероприятия. В ходе обучения организаторам избирательного процесса определены приоритеты по соблюдению требований закона и обеспечению прозрачности выборов. В результате значительно повысился профессиональный уровень членов избирательных комиссий всех уровней. За последние пять лет в соответствии с требованиями закона дважды проведены выборы Президента страны, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов всех уровней, акима города районного значения, сел, поселков, акимов сельских округов и районов, а также республиканский референдум. - В связи с прекращением полномочий членов избирательных комиссий в 2024 году избраны новые составы территориальных и участковых избирательных комиссий. Каков их качественный состав? - Во-первых, в соответствии с Законом РК «О выборах» новые составы избирательных комиссий формируются маслихатами по предложению политических партий и общественных организаций. 72,6 процента членов комиссии, избранных в составы территориальных избирательных комиссий, являются переизб­ранными, а 27,4 процента - впервые избранными. Территориальные избирательные комиссии сформированы в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Центральной избирательной комиссией РК на основании изменений, внесенных в Закон РК «О выборах». 80 процентов членов, избранных в составы участковых избирательных комиссий, были переизбраны, впервые избранных - 20 процентов. Я думаю, что еще рано делать выводы об их качественном составе. Главное - каждый член избиркома должен осознавать свою ответственность перед обществом и законом. В настоящее время Центральной избирательной комиссией и областной избирательной комиссией проводятся периодические тренинги, семинары-тренинги, деловые игры и другие мероприятия для вновь избранных членов комиссии с целью повышения их профессионального уровня. Во-вторых, важным шагом в демократизации институтов власти являются прямые выборы акимов, о необходимости проведения которых Глава государства Касым-Жомарт Токаев сказал в своем Послании «Казахстан в новой реальности: время действий». В этой связи в 2021 году внесены изменения и дополнения в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан», где право избирать акимов передано непосредственно населению. В целом с 2021 года прошли прямые выборы акимов 135 городов районного значения и сельских округов. В ходе выдвижения кандидатов значительно возросла активность самовыдвижения граждан вместе с политическими партиями. В 135 округах зарегистрированы 516 заявлений от кандидатов в акимы села. Самовыдвиженцами выступил 391 человек, из них акимами села избран 31 гражданин, или 30 процентов от общего числа избранных акимов. Впервые в прошлом году в пилотном режиме прошли выборы акимов Жуалынского и Турара Рыскулова районов. Наблюдалась высокая активность со стороны политических партий и самовыдвиженцев. Этот процесс демократизации общества влияет на избрание граждан в органы местного самоуправления, формируя новую политическую культуру избирателей и обеспечивая прозрачность выборов. - Какие изменения были внесены по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней? - В изменениях, внесенных в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан», право формировать, то есть избирать состав депутатского корпуса, предоставляется не только политическим партиям, но и избирателям. Также при распределении депутатских мандатов определены три категории: женщины, молодежь и люди с ограниченными возможностями. Они должны составлять не менее 30 процентов от общего количества депутатов от политических партий. В прошлом году в республике прошли выборы депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней. Особенность их заключалась в том, что выбор вновь избираемого депутатского корпуса был предоставлен населению в целом, кроме политических партий. Корпус депутатов Мажилиса и областного маслихата сформирован по смешанной избирательной системе, то есть выдвижение кандидатов сформировано по партийным спискам и одномандатным территориальным округам. При этом городские и районные маслихаты избирались по одномандатным округам по полностью мажоритарной системе. Таким образом, есть полное основание говорить о том, что это были всеобщие выборы. - Насколько активно в избирательном процессе участвуют общественно-политические институты, какова их гражданская позиция? - Политическая реформа, проводимая в нашей стране, как я уже говорил, дает реальные возможности избирателям напрямую участвовать в выборах, а также в процессах принятия решений исполнительными органами на местах. Думаю, такие позитивные изменения мотивируют общественные организации и политические партии к более активной работе. В качестве аргумента приведу такой факт: в период выборов сельских акимов, проведенных в 135 округах области, в качестве кандидатов от политических партий выдвинуты 125 граждан, 104 из них избраны акимами сел. Однако хотелось бы рекомендовать представителям общественных институтов планомерно и качественно подходить к подбору своих кандидатов. Следует отметить, что большую роль в проведении выборов в соответствии с требованиями закона и обеспечении их прозрачности играет активная позиция наблюдателей. К примеру, в выборах депутатов Мажилиса Парламента и депутатов маслихатов всех уровней приняли участие 5202 доверенных лица кандидатов и наб­людателей от политических партий, других аккредитованных общественных объединений, некоммерческих организаций, иностранных государств и международных организаций, а также представителей СМИ. И именно наблюдатели выявили ряд нарушений в ходе выборов. - Какие условия созданы для участия избирателей в выборах, какие новые технологии и методы используются? - В законе о выборах четко оговорено создание максимальных удобств и условий для избирателей на избирательных участках с учетом тех или иных обстоятельств. На сегодняшний день все 505 избирательных участков, созданных на территории области, соответствуют требованиям законодательства. На всех участках созданы условия для граждан с ограниченными возможностями. Каждый избиратель вправе зарегистрироваться в качестве избирателя в соответствующем местном исполнительном органе с момента объявления или назначения выборов (в срок до 30 дней до дня голосования). Избирательные комиссии используют возможности общедоступных телекоммуникационных сетей в работе с избирателями. Например, в прошедших выборных кампаниях, организованных Центральной избирательной комиссией, мероприятия по максимальному информированию граждан о выборах проводились посредством рассылки СМС-сообщений операторами сотовых связей. Работа по уточнению списков избирателей до выборов проводится в кол-центрах, созданных в акиматах, и в день голосования участковыми избирательными комиссиями через онлайн-сервисы на портале eGov. - В ходе подготовки и проведения выборов наблюдатели, как Вы уже говорили, а также кандидаты отмечают нарушения закона, подают иски. Какие решения по ним приняты? - В ходе выборов депутатов Мажилиса Парламента и депутатов маслихатов со стороны кандидатов в суды поступило 14 исков. Из них 10 - от кандидатов в депутаты районного маслихата, два - областного маслихата и два - Мажилиса Парламента. Три касались расхождения данных в декларации, два - не снятого коррупционного взыскания и наличия непогашенного судебного решения, один - касательно начала агитационной работы до назначенного периода, восемь - по несогласию с итогами голосования. Все иски рассмотрены в судах. В соответствии с законом вышли постановления суда об оставлении исковых заявлений без удовлетворения. По итогам пилотных выборов акимов двух районов, состоявшихся 5 ноября 2023 года, поступили четыре исковых заявления о несоответствии требованиям законодательства в сфере государственной службы, то есть по несогласию с протоколом комиссии о несоответствии кандидата. По выборам акима села поступило одно исковое заявление. В нем говорится о несогласии кандидата с протоколом избирательной комиссии о несоответствии требованиям законодательства в сфере государственной службы. Вынесено решение суда об оставлении иска заявителя без удовлетворения. По обвинению и несогласию с избирательными комиссиями в суд поступило одно исковое заявление. Избирательные комиссии в рамках закона доказали законность своей работы через суд, а кандидату разъяснили требования закона во время судебного процесса. В Жамбылскую областную избирательную комиссию в 2023 году поступили 80 жалоб, из них 49 - во время выборов депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней, состоявшихся 19 марта 2023 года. В ходе выборов акимов районов 5 ноября 2023 года рассмотрено 17 жалоб в связи с несоответствием содержания требованиям законодательства в сфере государственной службы, 14 жалоб поступили от других участников избирательного процесса. В день голосования бывают разные ситуации. Так, в ходе избирательных кампаний прошлого года произошло 15 фактов нарушения закона и процедурного характера. Каждый случай рассматривался индивидуально, при выявлении нарушений в отношении участников выборов были составлены протоколы о дисциплинарной ответственности. Также была проведена разъяснительная работа. Все обращения рассмотрены в установленные законом сроки, заявителям даны ответы. Поступление общих жалоб свидетельствует о повышении политической грамотности, интереса к выборам среди избирателей, а с другой стороны - повышает ответственность и опыт органов, организующих избирательный процесс. Поскольку выборы представляют собой публичную политическую кампанию, неизбежно возникнет атмосфера конкуренции. Это явление, которое имеет место в практике выборов, проводимых во всех развитых странах. Поэтому право на выбор представителей любых сторон - госорганов, политических партий, общественных организаций или самовыдвиженцев - не должно быть ограничено. Нашей целью является постоянное совершенствование избирательного процесса в соответствии с современными требованиями на основе проводимой в стране политической реформы.

Беседовал Ергали НУРГАЛИЕВ