МТИИ готовит кадры в соответствии с потребностями рынка
На сегодняшний день численность населения Казахстана превысила 20 миллионов человек, из них численность занятых составляет девять миллионов человек. С одной стороны, рост численности населения – явление положительное, позволившее Казахстану выбраться из «демографической ямы» 1990-х годов. С другой - стремительный рост населения обостряет социально-экономические проблемы, в том числе с трудоустройством молодежи. В каком содействии нуждаются молодые казахстанцы при выборе профессии? И как определить перспективы развития экономики на десяток-другой лет вперед? Ответы на эти и другие вопросы предоставил Мурат Жумадильдаев, кандидат экономических наук, доцент Международного Таразского инновационного института имени Шерхана Муртазы. - Для начала приведу статистические данные: в 2022-2023 учебном году общая численность студентов в 118 высших учебных заведениях нашей страны составила 578,2 тысячи человек, в том числе обучающихся по государственному образовательному заказу - 228 тысяч человек. Окончили вузы в том учебном году 162 тысячи, - говорит М. Жумадильдаев. - При этом многие специалисты, имеющие дипломы, остаются без работы. По статистике уровень безработицы в стране составляет 4,8 процента, в том числе в возрасте от 15 до 28 лет - 3,3 процента. Только 20-30 процентов выпускников вузов работают по своей специальности, остальные трудоустраиваются, где придется: в сфере строительства, в службы охраны и по другим специальностям. Есть и безработные специалисты с высшим образованием. Причем многие из них обрели профессию за счет государственного гранта. И тот факт, что они не могут устроиться на работу по своей специальности, говорит о неэффективном расходовании бюджетных средств. И это неправильно. Тот, кто получил специальность, обучаясь по гранту, должен быть востребован и трудоустроен. Вспомним практику приема на работу и госслужбу выпускников вузов в период существования СССР. Они были обязаны отработать по направлению по своей специальности не менее трех лет. И сейчас нужно продумать механизмы трудоустройства специалистов, обучившихся по гранту: по направлению вуза на вакантное место, по заказу и спросу работодателей и другие варианты. В целом трудоустройство молодых специалистов не должно быть обязанностью только высшего учебного заведения. В этом должны принимать непосредственное участие местные исполнительные органы, предприятия и хозяйствующие субъекты. Сейчас во многих вузах, в том числе в стенах Международного Таразского инновационного института имени Шерхана Муртазы практикуют дуальный метод обучения, то есть параллельно в учебном заведении и на производстве. Его преимущество в том, что выпускник, освоивший параллельно теорию и практику, становится готовым специалистом и по окончании обучения быстро включается в работу. В ходе дуального обучения у студентов появляется возможность усвоить содержание и задачи деятельности на будущих рабочих местах, добиться быстрого становления в качестве квалифицированных и востребованных специалистов. Приведу в качестве примера практический опыт работы кафедры «Финансы и учет» Международного Таразского инновационного института имени Шерхана Муртазы. В целях внедрения дуального обучения кафедрой на основе договоров с акционерными обществами Jusan Bank, «Банк ЦентрКредит» города Тараза и республиканским государственным учреждением «Департамент внутреннего государственного аудита по Жамбылской области» созданы условия для обучения и прохождения студентами производственной практики. Квалифицированные специалисты этих банков и департамента следят за процессами обучения студентов и прохождения ими практики. По завершении обучения в вузе несколько наших выпускников были приняты на работу в филиалы банков и сегодня трудятся там.Почему этот вопрос так важен
Движущая сила любого общества - это молодежь. Новые идеи и инициативы исходят, как правило, от молодых людей. К управлению государством должно прийти новое поколение кадров. Сегодня во всех отраслях экономики и социальной сферы нужны молодые профессионалы, преданные своему народу, мыслящие по-новому, справедливые, ответственные. И очень важно создать условия для того, чтобы молодые сограждане не ошиблись в выборе профессии. Потому что неправильный выбор приводит к неэффективному использованию человеческих ресурсов и экономическим потерям для общества. Студенты, выбравшие не ту специальность, какую хотели, из-за отсутствия интереса к учебе, трудностей в освоении материала часто бросают вуз. А если и оканчивают, то не стремятся к трудоустройству по специальности. По данным статистики, ежегодно от грантов отказываются около 2000 казахстанских студентов. Если в 2022-2023 учебном году в вузы поступили 71,5 тысячи абитуриентов, то 68,2 тысячи студентов отчислены из вузов по различным причинам. Сейчас есть тесты, основанные на специальных методиках, которые помогут выбрать профессию, раскрыть свои способности, исходя из индивидуальных особенностей. Правильный выбор профессии положительно скажется на судьбе человека. Такой подход обеспечит страну специалистами, осознающими свои цели и задачи, в соответствии с потребностями и интересами рынка труда. В развитых странах мира есть центры, где как раз трудоустраивают с применением этих методик. Посредством сдачи тестов определяется, в какой сфере соискатель может проявить свои способности и какие качества он должен развивать. Результаты направляются в электронный ящик тестируемого. Это очень помогает в выборе профессии. Конечно, нельзя сказать, что применение этих тестов полностью решит все вопросы выбора профессии. Но зато в случае оценки и совершенствования своих способностей к профессии снижается риск ошибиться. И выбор кандидата продиктован его интересом, уровнем знаний, а не престижностью вуза или города.Востребованные специальности
Актуальную информацию о профессиях с учетом современных тенденций предоставляют онлайн-платформы. В целях трудоустройства молодежи на базе Международного Таразского инновационного института имени Шерхана Муртазы проводятся ярмарки вакансий с участием работодателей, дни открытых дверей. Здесь каждый студент может получить полную информацию о своей специальности. Сотрудники вуза проводят также встречи с учителями и учащимися школ Жамбылской области по вопросам профессиональной ориентации, дают консультации по выбору профессии. Выпускников школ знакомят с перечнем специальностей института и современными учебными программами по подготовке специалистов для разных отраслей экономики. На этих встречах даны ответы на вопросы учителей и родителей учащихся о возможности получения грантов, по учебной программе и другие. В ходе встреч учителя и учащиеся ознакомились также с перечнем востребованных профессий: IT (информационные технологии), специалисты по продажам; логистики; менеджеры; технические специалисты (инженеры-механики, инженеры-электрики, инженеры-проектировщики, освоившие инновационные технологии); экологи; финансовый аналитик (специалист, занимающийся новыми технологиями в коммерческих банках, страховых компаниях, инвестиционных фондах, брокерской и финансовой сферах); специалисты сельского и рыбного хозяйств, тренд-вотчер (специалист, фиксирующий изменения на рынке товаров, тенденции), специалисты учета и аудита. К слову, на сегодняшний день становится очевидным возросший спрос на профессию бухгалтера. Имеются данные о нехватке около 2000 бухгалтеров в разных отраслях экономики, а также о дефиците специалистов в сфере сельского хозяйства. В этой связи местными исполнительными органами в регионах, экономика которых ориентирована на сельскохозяйственное производство, выделяются образовательные гранты местным вузам. Однако тенденция получения специальности по грантам, выделенным за счет местного бюджета, неудовлетворительна. В большинстве случаев гранты на подготовку сельскохозяйственных специальностей не осваиваются в полной мере из-за недостаточного количества выпускников, получивших необходимые баллы на ЕНТ. Это связано с низким уровнем условий жизни в сельской местности и дефицитом рабочих мест.Нужны дипломированные агрономы и животноводы
Большинство крестьянских хозяйств региона не имеют квалифицированных специалистов, таких, как агроном, ветеринар, инженер-механик и другие. Их функции по мере возможности выполняют сами руководители хозяйств, их подчиненные. Ведь содержать необходимых для производства специалистов в небольших хозяйствах финансово невыгодно. Однако известно, что без специалистов сельского хозяйства будет сложно добиться надлежащего уровня развития и эффективности производства. Поэтому проблему занятости в сельской местности можно достичь за счет укрупнения хозяйств и развития кооперации. Необходимо поднять сельское хозяйство на новый уровень путем внедрения в производство современных технологий и строительства в их составе объектов по переработке производимой продукции. В этой связи необходимо менять формы субсидий. В целях обеспечения целевого и эффективного использования субсидий необходимо выдавать их на внедрение и проведение современных технологических услуг по производству сельскохозяйственной продукции и строительство объектов переработки производимой продукции. Так у крестьянских хозяйств появятся возможности для привлечения специалистов в сферу АПК, для развития сектора переработки сельхозпродукции, стимула к кооперации. Реализация этих мер позволит улучшить инфраструктуру села, социально-экономическое положение населения, остановит процесс миграции жителей, особенно молодых из села в город. Специалистов востребованных профессий, в том числе для агропромышленного комплекса, как раз готовит Международный Таразский инновационный институт имени Шерхана Муртазы. Профессорско-преподавательский состав вуза внедряет новые передовые методики обучения. У института имеется хорошая материально-техническая база, которая позволяет удовлетворить запросы и требования как преподавателей, так и студентов.Подготовил Юрий ЕФИМОВ