Новости

Поможем студентам выбрать профессию. МТИИ готовит кадры в соответствии с потребностями рынка

Поможем студентам выбрать профессию. МТИИ готовит кадры в соответствии с потребностями рынка

[caption id="attachment_73760" align="aligncenter" width="750"]Международного Таразского инновационного института Кандидат экономических наук, доцент Мурат Жумадильдаев на занятии со студентами Международного Таразского инновационного института имени Шерхана Муртазы[/caption]

МТИИ готовит кадры в соответствии с потребностями рынка

На сегодняшний день численность населения Казахстана превысила 20 миллионов человек, из них численность занятых составляет девять миллионов человек. С одной стороны, рост численности населения – явление положительное, позволившее Казахстану выбраться из «демографической ямы» 1990-х годов. С другой - стремительный рост населения обостряет социально-экономические проблемы, в том числе с трудоустройством молодежи. В каком содействии нуждаются молодые казахстанцы при выборе профессии? И как определить перспективы развития экономики на десяток-другой лет вперед? Ответы на эти и другие вопросы предоставил Мурат Жумадильдаев, кандидат экономических наук, доцент Международного Таразского инновационного института имени Шерхана Муртазы. - Для начала приведу статистические данные: в 2022-2023 учебном году общая численность студентов в 118 высших учебных заведениях нашей страны составила 578,2 тысячи человек, в том числе обучающихся по государственному образовательному заказу - 228 тысяч человек. Окончили вузы в том учебном году 162 тысячи, - говорит М. Жумадильдаев. - При этом многие специалисты, имеющие дипломы, остаются без работы. По статистике уровень безработицы в стране составляет 4,8 процента, в том числе в возрасте от 15 до 28 лет - 3,3 процента. Только 20-30 процентов выпускников вузов работают по своей специальности, остальные трудоустраиваются, где придется: в сфере строительства, в службы охраны и по другим специальностям. Есть и безработные специалисты с высшим образованием. Причем многие из них обрели профессию за счет государственного гранта. И тот факт, что они не могут устроиться на работу по своей специальности, говорит о неэффективном расходовании бюджетных средств. И это неправильно. Тот, кто получил специальность, обучаясь по гранту, должен быть востребован и трудоустроен. Вспомним практику приема на работу и госслужбу выпускников вузов в период существования СССР. Они были обязаны отработать по направлению по своей специальности не менее трех лет. И сейчас нужно продумать механизмы трудоустройства специалистов, обучившихся по гранту: по направлению вуза на вакантное место, по заказу и спросу работодателей и другие варианты. В целом трудоустройство молодых специалистов не должно быть обязанностью только высшего учебного заведения. В этом должны принимать непосредственное участие местные исполнительные органы, предприятия и хозяйствующие субъекты. Сейчас во многих вузах, в том числе в стенах Международного Таразского инновационного института имени Шерхана Муртазы практикуют дуальный метод обу­чения, то есть параллельно в учебном заведении и на производстве. Его преимущество в том, что выпускник, освоивший параллельно теорию и практику, становится готовым специалистом и по окончании обу­чения быстро включается в работу. В ходе дуального обучения у студентов появляется возможность усвоить содержание и задачи деятельности на будущих рабочих местах, добиться быстрого становления в качестве квалифицированных и востребованных специалистов. Приведу в качестве примера практический опыт работы кафедры «Финансы и учет» Международного Таразского инновационного института имени Шерхана Муртазы. В целях внедрения дуального обучения кафедрой на основе договоров с акционерными обществами Jusan Bank, «Банк ЦентрКредит» города Тараза и республиканским государственным учреждением «Департамент внутреннего государственного аудита по Жамбылской области» созданы условия для обучения и прохождения студентами производственной практики. Квалифицированные специалисты этих банков и департамента следят за процессами обучения студентов и прохождения ими практики. По завершении обучения в вузе несколько наших выпускников были приняты на работу в филиалы банков и сегодня трудятся там.

Почему этот вопрос так важен

Движущая сила любого общества - это молодежь. Новые идеи и инициативы исходят, как правило, от молодых людей. К управлению государством должно прийти новое поколение кадров. Сегодня во всех отраслях экономики и социальной сферы нужны молодые профессионалы, преданные своему народу, мыслящие по-новому, справедливые, ответственные. И очень важно создать условия для того, чтобы молодые сограждане не ошиблись в выборе профессии. Потому что неправильный выбор приводит к неэффективному использованию человеческих ресурсов и экономическим потерям для общества. Студенты, выбравшие не ту специальность, какую хотели, из-за отсутствия интереса к учебе, трудностей в освоении материала часто бросают вуз. А если и оканчивают, то не стремятся к трудоустройству по специальности. По данным статистики, ежегодно от грантов отказываются около 2000 казахстанских студентов. Если в 2022-2023 учебном году в вузы поступили 71,5 тысячи абитуриентов, то 68,2 тысячи студентов отчислены из вузов по различным причинам. Сейчас есть тесты, основанные на специа­льных методиках, которые помогут выбрать профессию, раскрыть свои способности, исходя из индивидуальных особенностей. Правильный выбор профессии положительно скажется на судьбе человека. Такой подход обеспечит страну специалистами, осознающими свои цели и задачи, в соответствии с потребностями и интересами рынка труда. В развитых странах мира есть центры, где как раз трудоустраивают с применением этих методик. Посредством сдачи тестов определяется, в какой сфере соискатель может проявить свои способности и какие качества он должен развивать. Результаты направляются в электронный ящик тестируемого. Это очень помогает в выборе профессии. Конечно, нельзя сказать, что применение этих тестов полностью решит все вопросы выбора профессии. Но зато в случае оценки и совершенствования своих способностей к профессии снижается риск ошибиться. И выбор кандидата продиктован его интересом, уровнем знаний, а не престижностью вуза или города.

Востребованные специальности

Актуальную информацию о профессиях с учетом современных тенденций предоставляют онлайн-платформы. В целях трудоустройства молодежи на базе Международного Таразского инновационного института имени Шерхана Муртазы проводятся ярмарки вакансий с участием работодателей, дни открытых дверей. Здесь каждый студент может получить полную информацию о своей специальности. Сотрудники вуза проводят также встречи с учителями и учащимися школ Жамбылской области по вопросам профессиональной ориентации, дают консультации по выбору профессии. Выпускников школ знакомят с перечнем специальностей института и современными учебными программами по подготовке специалистов для разных отраслей экономики. На этих встречах даны ответы на вопросы учителей и родителей учащихся о возможности получения грантов, по учебной программе и другие. В ходе встреч учителя и учащиеся ознакомились также с перечнем востребованных профессий: IT (информационные технологии), специалисты по продажам; логистики; менеджеры; технические специалисты (инженеры-механики, инженеры-электрики, инженеры-проектировщики, освоившие инновационные технологии); экологи; финансовый аналитик (специалист, занимающийся новыми технологиями в коммерческих банках, страховых компаниях, инвестиционных фондах, брокерской и финансовой сферах); специалисты сельского и рыбного хозяйств, тренд-вотчер (специалист, фиксирующий изменения на рынке товаров, тенденции), специалисты учета и аудита. К слову, на сегодняшний день становится очевидным возросший спрос на профессию бухгалтера. Имеются данные о нехватке около 2000 бухгалтеров в разных отраслях экономики, а также о дефиците специалистов в сфере сельского хозяйства. В этой связи местными исполнительными органами в регионах, экономика которых ориентирована на сельскохозяйственное производство, выделяются образовательные гранты местным вузам. Однако тенденция получения специальности по грантам, выделенным за счет местного бюджета, неудовлетворительна. В большинстве случаев гранты на подготовку сельскохозяйственных специальностей не осваиваются в полной мере из-за недостаточного количества выпускников, получивших необходимые баллы на ЕНТ. Это связано с низким уровнем условий жизни в сельской местности и дефицитом рабочих мест.

Нужны дипломированные агрономы и животноводы

Большинство крестьянских хозяйств региона не имеют квалифицированных специалистов, таких, как агроном, ветеринар, инженер-механик и другие. Их функции по мере возможности выполняют сами руководители хозяйств, их подчиненные. Ведь содержать необходимых для производства специалистов в небольших хозяйствах финансово невыгодно. Однако известно, что без специалистов сельского хозяйства будет сложно добиться надлежащего уровня развития и эффективности производства. Поэтому проблему занятости в сельской местности можно достичь за счет укрупнения хозяйств и развития кооперации. Необходимо поднять сельское хозяйство на новый уровень путем внедрения в производство современных технологий и строительства в их составе объектов по переработке производимой продукции. В этой связи необходимо менять формы субсидий. В целях обеспечения целевого и эффективного использования субсидий необходимо выдавать их на внедрение и проведение современных технологических услуг по производству сельскохозяйственной продукции и строительство объектов переработки производимой продукции. Так у крестьянских хозяйств появятся возможности для привлечения специалистов в сферу АПК, для развития сектора переработки сельхозпродукции, стимула к кооперации. Реализация этих мер позволит улучшить инфраструктуру села, социально-экономическое положение населения, остановит процесс миграции жителей, особенно молодых из села в город. Специалистов востребованных профессий, в том числе для агропромышленного комплекса, как раз готовит Международный Таразский инновационный институт имени Шерхана Муртазы. Профессорско-преподавательский состав вуза внедряет новые передовые методики обучения. У института имеется хорошая материально-техническая база, которая позволяет удовлетворить запросы и требования как преподавателей, так и студентов.

Подготовил Юрий ЕФИМОВ