Как это было
Как это было
К 8 Марта отменили калым и многожёнство
В 1929 году на заседании бюро Аулие-Атинского райкома Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) рассматривался вопрос о проведении ряда мероприятий, посвященных праздникам 8 и 22 марта. Особенно запомнились эти праздники отменой калыма на выкуп невест и многоженства. Как жили жамбылцы, что заботило местную власть в теперь уже далеких 20-х и 40-х годах прошлого века? Праздновали ли тогда Международный женский день? Если да, то как? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в государственном архиве Жамбылской области, где бережно хранятся отчеты властных структур, докладные записки, информация о состоянии работы среди женщин. В частности, заведующая отделом работниц и крестьянок райкома Прокудина (к сожалению, не написала имени) подготовила информацию о проведении праздника 8 марта и дня отмены калыма. Чтобы передать дух и стиль письма того времени, мы решили изложить ее информацию в том виде, как она была написана самой Прокудиной (с небольшими поправками и сокращениями). Она пишет: «Подготовительная работа по проведению 8 марта и дня отмены калыма и многоженства была начата в феврале. Вопрос о проведении был проработан на совещании отдела работниц и крестьянок и на бюро райкома, где была избрана комиссия и одновременно ОРиК было выработано и разослано циркулярное письмо всем ячейкам, где имеются организаторы работы среди женщин. По аулам и селам были высланы уполномоченные. На делегатском собрании и активе был также проработан вопрос о постановке спектаклей и докладов, таковых было проведено по городу: 4 спектакля на русском языке, 2 - на узбекском и 2 - на казахском. По району была послана кинопередвижка, в некоторых селах проведены спектакли на русском языке, таковых было 3. Эта работа проведена в день 8 марта. Выпущены три стенгазеты, две на русском и одна на узбекском языке. Кинокартины шли по 4 сеанса в 2 кино, где пропущено 1828 человек. В старом городе был проведен митинг против паранджи, всего проведено митингов 7, сняли паранджу 829 человек. Организовано 3 артели шелководных и тибетеечная, организована одна одеяльная артель, которая в данное время распалась. Не могли добиться передачи ее в коллектив безработных, так как там работали не союзные, а коллектив безработных организуется только из союзных. Так дал разъяснение Инспектор Труда. Было проведено 2 конкурса на здорового ребенка в городе и на станции Аулие-Ата с премиями и почетной грамотой. Всего участвовало в конкурсе 128 человек. Выдано премий 28 и грамот матерям - 50. Одной выдано на год пособие по 15 рублей ежемесячно на троих рожденных одновременно. Были приглашены из аула и села 40 человек делегаток, которые были встречены женщинами, и был устроен митинг против паранджи, а также был устроен обед, который делегатки сами готовили и угощали, после ужина была устроена выставка ОСО-Авиахима, посетило выставку 500 женщин. Была прочтена лекция «Как бороться с газами». В день отмены калыма в городе было проведено торжественное собрание в 3 местах - Старый город, Абай и Кож-Завод. Проведено 2 показательных суда - о выдаче малолетних замуж, больше провести показательных судов не представлялось возможным ввиду отсутствия Пред. Суда и Прокурора. Уполномоченных в район не посылали. Проведено угощение для женщин в 3 аулах и 2 рабочих районах. В день отмены калыма выпущено 2 стенгазеты на казахском языке. Открыто 3 школы ликбеза. В кишлаке Кош-Тюбе сняли паранджу 22 марта 60 узбечек, проведено в партию 6 человек, из которых 2 казашки, 2 узбечки и 2 европейки. Торжественное собрание было проведено во всех частях города: на Вод-Заводе, Кон-Заводе, на станции Аулие-Ата, на Мойке, в Абае, где была избрана комиссия по проведению культпохода. Делегатки сейчас же приступили к обследованию всех учреждений. Комиссия по проведению культпохода до сего времени еще ни разу не заседала, все заняты на хлебозаготовках. Залы были украшены лозунгами «Долой паранджу!». Так было в конце 20-х годов. В годы Великой Отечественной войны активность жамбылских женщин резко возросла. Это и понятно, потому что мужчины ушли на фронт. Многие женщины, которые раньше не работали, стали трудиться в колхозах. Например, в 1943 году более трех с половиной тысяч женщин Жамбылского района работали непосредственно на уборке бахчевых и сахарной свеклы. Из них 14 были бригадирами, а 342 - звеньевыми. В колхозе имени Молотова звеньевая товарищ Есенова на свои участки вывезла 720 центнеров местного удобрения - навоза, выполняла дневные нормы на 120-150 процентов. На фермах колхозов и совхозов района 23 женщины работали заведующими фермами, 148 - доярками, 148 - телятницами, 32 - свинарками. Они получали много приплода, сохранили поголовье скота, выполняли планы по надою молока. Например, доярка колхоза имени Молотова Тикибаева получила 8900 литров молока от 10 коров. Во всех колхозах и совхозах были организованы женсоветы, которые действовали под руководством партийных и комсомольских организаций. Поэтому женщины стали активно участвовать в общественно-политической жизни района. К примеру, женская организация колхоза «Чайкурук» (председатель Булетбаева) обсудила на общем собрании вопрос о ходе выполнения обязательств, данных в письме товарищу Сталину, организовала женщин на уборку сахарной свеклы, наладила работу детских садов. Вот такими были наши женщины в самые трудные годы страны. И сейчас они вносят свой посильный вклад в укрепление независимости Республики Казахстан - рожают детей, выращивают свеклу, жнут хлеб, руководят звеньями и коллективами, празднуют Международный женский день. Словом, продолжают славные традиции своих предшественниц.Маруа ШИЯПОВА, архивариус областного государственного архива