Ситуация в сопредельных странах оказывает значительное влияние на внутренний рынок горюче-смазочных материалов Казахстана. Такое мнение высказал министр энергетики страны Болат Акчулаков. К примеру, маржа от перепродажи только казахстанского дизельного топлива за границу составляет от 50 до 120 процентов и более, суммарно доходит до $140 миллионов в год.
К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо в Российской Федерации снизились до уровня цен в Республике Казахстан. В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана.
Осенью, по словам главы Министерства энергетики РК, пошел резкий рост розничных цен в соседних странах и, как следствие, несмотря на увеличение производства дизеля, наша страна снова столкнулась с его острой нехваткой.
В этом году диспаритет цен сохраняется. Как итог, в марте текущего года мы снова видим рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15 процентов.
В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно «утекать» в другие страны в еще больших объёмах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тысяч тонн, считает глава ведомства.
- Если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас наши НПЗ работают на пределе своих возможностей. В ближайшие шесть лет существенно увеличить производство ДТ физически невозможно
(до расширения Шымкентского НПЗ). Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам, - подчеркнул Болат Акчулаков.