Министр энергетики РК Болат Акчулаков озвучил меры, которые уже сегодня принимаются в стране для регулирования цен на ГСМ и для снижения дефицита топлива, а также высказал возможные пути решения топливной проблемы в целом. По мнению главы ведомства, в первую очередь необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами.
Уже сегодня в Казахстане введен запрет на вывоз ГСМ железнодорожным и автомобильным транспортом; приняты законодательные нормы, обязывающие ресурсодержателей продавать ГСМ напрямую заправочным станциям; устранены непродуктивные посредники при поставках нефти и реализации нефтепродуктов.
Кроме этого, по словам министра энергетики РК, для снижения дефицита в августе прошлого года был введен механизм дифференцированных цен
(для иностранцев – 450 тенге/литр) и лимит заправки
(не более 300 литров в день). Однако «теневой экспорт» всегда находит возможности для обхода ограничительных мер.
- И каждый раз мы вынуждены в срочном порядке закупать дорогое импортное топливо, чтобы не допустить нехватки, - отметил Болат Акчулаков.
По мнению главы Минэнерго, с текущими ценами сколько бы Казахстан не увеличивал производство ГСМ, его всегда будет не хватать. С такой разницей в ценах, «переток» в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом объемы «перетока» будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта.
К тому же сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы «теневого» рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана.
Более того, низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу.
В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами, считает глава Министерства энергетики.
- Мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены, в частности: на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187
(в зависимости от региона) до 205 тг за литр
(рост 11%); цена на дизель составит 295 тг. за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тг.
(в среднем рост 20%). Соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня, - сообщил Министр энергетики Болат Акчулаков. - Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны, - резюмировал Министр энергетики.