Противодействие недостоверной информации и манипуляции массовым сознанием
Одним из способов управления большим количеством людей путем создания иллюзий и условий для управления их поведением является манипуляция массовым сознанием, общественным мнением. Само слово «манипуляция» изначально было медицинским термином хирургической сферы, но в ХХ веке стало применяться в общественном сознании как ключевой смысловой элемент психологических операций в информационной войне. Это воздействие направлено на природно-психические и социально-психологические структуры человека. Оно осуществляется явно и неявно, ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить объект манипуляции свободы мышления и направить в требуемом направлении. Это делается посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей - необязательно, что с деструктивными целями в отношении объекта манипуляции. Изданный в 1969 году в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определил общественную манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характера поведения, которого он от них ожидает». В современном мире, в связи с бурным развитием средств массовой информации и коммуникаций, все более актуальной темой становится проблема манипуляции массовым сознанием. Наиболее эффективные способы воздействия на массовое сознание, как правило, неразрывно связаны с широким использованием различных манипулятивных стратегий и психологических технологий. В наибольшей мере эти тенденции проявляются в авторитарных и особенно в тоталитарных политических системах. Результативность подобных мероприятий, в том числе осуществляемых посредством системы СМИ, обусловлено тщательным учетом особенностей массовой психологии и умением точно соответствовать подсознательным ожиданиям масс. Поведение людей в их общественной и политической жизни во многом определяется влиянием тех манипулятивных внушений и пропагандистских акций, объектами которых они становятся, часто сами того не желая. Для более точного суждения о конкретных механизмах воздействия на общественное сознание и социальное поведение необходимо четко разграничить понятия пропаганды и собственно манипулирования. Пропаганда (лат. рropaganda - подлежащее распространению) подразумевает деятельность, устную или с помощью СМИ, осуществляющую популяризацию и распространение идей в общественном сознании, превращение их из знаний в убеждения. Под политической пропагандой понимаются систематически осуществляемые усилия повлиять на сознание индивидов, групп, общества для достижения определенного, заранее намеченного результата в области политического действия. Многие исследователи обращают внимание на системность и массовость средств пропаганды. Ведь внушение должно дойти до каждого и овладеть сознанием каждого, утвердиться в форме стереотипов и установок поведения. Наиболее видную роль в пропагандистской деятельности играют средства массовой информации. Посредством каналов массовой коммуникации какие-либо знания и убеждения транслируются на массовую аудиторию, то есть оказывают на нее прямое воздействие, внедряясь в массовое сознание. Главным объектом воздействия пропаганды и агитации является общественное мнение, которое характеризует отношение массового сознания к тем или иным явлениям действительности. Под общественным мнением подразумевается одна из форм общественного сознания, которая выражает отношение людей к наиболее актуальным вопросам и проблемам повседневности. Говоря более откровенно, основной целью воздействия пропаганды является формирование мировоззрения общества, поскольку только при наличии устойчивых взглядов и суждений люди будут придерживаться привитого каналами коммуникаций мировосприятия. Кроме того, пропаганда отвечает за информационное освещение различных событий и нужных образов с целью формирования и корректировки общественного мнения. Подобная практика создания нужных событий и нужных образов в сознании миллионов людей распространена очень широко. Важно учесть, что эта деятельность повсеместна и длительна, в итоге она позволяет контролировать общественное сознание настолько эффективно, насколько армия контролирует своих солдат. Политическая элита, как правило, умело манипулирует общественным мнением в своих корыстных интересах, следствием чего становится утверждение определенных идейных взглядов и установок поведения в массовом сознании. В таком контексте идеологию можно рассматривать как целенаправленную и методичную обработку сознания масс в интересах правящей элиты. Управление массовым сознанием позволяет эффективно контролировать поведение и взгляды людей и в некоторых случаях способно заставить их действовать против собственных интересов. Манипуляцию следует рассматривать как составную часть единого сложного механизма внушения идей и взглядов. В отличие от пропаганды манипуляция носит более скрытый характер, в то время как воздействие пропаганды, как правило, открыто и прямолинейно. Пропаганда убеждает, агитация взывает или призывает, а манипуляция скрыто воздействует на подсознание индивидов, закладывая в нем базовые суждения и установки поведения. Таким образом, пропаганда, агитация и манипуляция - это три основные тактики психологического внушения. Средства разные, цель одна. Как уже говорилось выше, основным фактором манипуляции массовым сознанием стали средства массовой информации и коммуникаций. Еще английский премьер-министр Уинстон Черчилль говорил, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. И сегодня можно с уверенностью констатировать, что тот, кто контролирует СМИ, способен активно влиять на воззрения людей, их поведение и в целом на массовое сознание в обществе. В деятельности СМИ находят отражение все изменения в ценностных ориентирах человека и общества, все перемены в идеологии государства. В то же время негативное воздействие отдельных современных средств массовой информации выражается в манипуляции массовым сознанием с помощью растиражированных стандартов поведения, контролирующих и трансформирующих внутренний, духовный мир человека. Таким образом, сложившаяся на сегодня ситуация порождает неоднозначность оценки СМИ. С одной стороны, развитие массовой коммуникации и СМИ положительно влияет на осведомленность индивидов об окружающем мире, но в то же время за их развитием стоит фактор, собственно манипулирующий сознанием масс. Именно СМИ и массовая коммуникация в числе первых провоцируют массовизацию личности, стандартизируют взгляды, поведение людей, вырабатывают единообразие их реакций. Уже не секрет, что одним из важнейших социальных звеньев формирования агрессии у детей и подростков является именно влияние средств массовой информации. Имеются данные исследователей, свидетельствующие о достоверной связи между выраженной детской жестокостью и агрессивностью и количеством увиденных на телеэкране эпизодов насилия. Телевидение, радио, печать, Интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости, незачем выходить из дома для общения с людьми. Широкое разнообразие СМИ, казалось бы, должно вести к индивидуализации характера, деятельности и сознания человека, давать ему возможность выбора: смотреть или не смотреть телевизор, а если смотреть, то какой канал или программу, читать или не читать прессу, слушать или не слушать радиопередачи. Но это только иллюзия, у человека нет выбора. Подавляющее число людей смотрит телевизор, те же каналы, программы и в том порядке, который утвержден регламентом программы передач. Таким образом, из всех видов массовой коммуникации наивысшим манипулятивным эффектом обладает телевидение. Существует определенная проблема подверженности современного человека манипулированию посредством телевидения. Уже замечено, что телевизионная трансляция служит некой ежедневной дозой духовного наркотика, позволяющей на время снимать невротическую зависимость. Избавление от зависимости происходит путем подключения к коллективному разуму. Какое-либо противостояние манипуляции со стороны СМИ практически исключено. Современные политические технологии обязаны своим воздействием на мысли в первую очередь визуальным образам телевидения. Телевизионная информация - это прежде всего эстетическая информация. Телевизионному аудиовизуальному информационному потоку чужды ценности логики - последовательность, аргументация, осмысленный контекст, если они мешают развлекать или определенным образом «настраивать» публику. Телеобраз, по определению, есть «отображение» реальной жизни, но инсценируется он как часть этой реальности. Эта реальность очень часто преподносится без логической связи и словесной аргументации. Таким образом, у аудитории складывается такой же взгляд на окружающий мир, какой им внушает образная телекоммуникация. Но человек всегда смотрел и будет смотреть кино- и телефильмы. Подавляющая часть зрителей нуждается в них, потому что они необходимы для подтверждения личной и коллективной идентичности, формирования вокруг предлагаемых или проективных образов основ собственной психической реальности. Пока кинематограф оставался важнейшим видом искусства, пока он выполнял авангардную роль в культуре, его отличие от традиционных видов искусства казалось принципиальным. С возникновением телевидения и его экспансии в современной культуре отношение кино к классическому искусству предстает в совершенно ином свете. То же самое можно сказать в отношении литературы. Читатель уже не относится к своим героям с прежней страстью, желанием обладания, чувством потери, ревности, скорби, радости или счастья. Исчезает измерение психологической глубины и высокой патетики. В информационном пространстве современного общества значительное место начинает занимать Интернет, относительно недавно, но стремительно ворвавшись в современную жизнь, радикально меняющий образ мышления миллионов людей. Характерно, что в сфере информационных технологий разворачивается наиболее активная борьба за право управлять культурными интересами человечества, которая становится такой же напряженной и острой, как и борьба за территории и рынки сбыта в рамках индустриальной культуры. Интернет становится важнейшей составляющей политических коммуникаций, образующих информационную среду деятельности политических лидеров и партий. Очевидно, что большой объем представленной в Сети информации стимулирует появление все большего числа ее пользователей. Несомненно лишь то, что политикам будущего придется уделить самое серьезное внимание проблеме голосования через Интернет и найти механизмы, которые обеспечат повышение явки избирателей и рост политической активности населения. Уже можно наблюдать, что политики нового поколения активно используют Интернет. Подобная тенденция заметна и в Казахстане. Считается, что наиболее популярными политиками, особенно среди молодежи, становятся те, которые являются пользователями социальных сетей. Таким образом, общественное мнение, имидж публичного деятеля и другие приоритеты, формирующие характер политики, - все это поддается корректировке с помощью стратегий масскульта и свидетельствует о том, что массмедиа выступают в информационном мире в качестве равноправного субъекта политики, влияют на ход политических кампаний и выбор кандидатов. Бесспорен и тот факт, что Интернет, наряду с формированием общественного мнения и другими преимуществами, может дезинформировать, фальсифицировать сведения и является прекрасным полем для информационного терроризма. Сложившаяся ситуация порождает неоднозначность оценки СМИ. Они положительно влияют на осведомленность индивидов об окружающем мире, но в то же время за их развитием стоит фактор, собственно манипулирующий сознанием масс. К сожалению, нужно признать, что манипулятивные приемы постоянно совершенствуются и усложняются. Эффективной массовой защиты от них не было и, пожалуй, не будет. Замечание о том, что нужно относиться ко всему критически, можно отнести к риторическим, ведь многие приемы манипуляторов рассчитаны именно на то, что граница критического восприятия не будет нарушена.По материалам из открытых источников подготовил Жарылкасын НУРАЛИЕВ