Новости

Гарантия стабильности. Казахстанскому фермеру будет полезен опыт других стран

Гарантия стабильности. Казахстанскому фермеру будет полезен опыт других стран

 width=Казахстанскому фермеру будет полезен опыт других стран

Международный опыт по созданию агробанков имеет несколько ключевых значений для сельхозтоваропроизводителей и жителей села. Например, в Российской Федерации с 2000 года успешно работает ОАО «Россельхозбанк», который имеет обширную филиальную сеть, а также различные кредитные продукты (от кредитования малого и среднего бизнеса на селе до ипотеки под три-семь процентов годовых), включая льготные кредитования аграриев в рамках государственной поддержки. Акционером банка выступает Росимущество. Имеется хороший опыт Китая, где в 1953 году создан Специализированный сельскохозяйственный банк The Agricultural Bank of China, который обслуживает 320 миллионов клиентов. Данный банк занимает четвертое место в банковской системе Китая по активам и седьмое по чистой прибыли. С 2014 года входит в число глобальных системно значимых банков. Крупнейшими акционерами банка являются государственная инвестиционная компания Huijin (40,03 процента) и Министерство финансов КНР (39,21 процента). В Кыргызстане работает «Айыл Банк», один из крупнейших финансовых институтов страны, реализующий государственные программы по развитию агросектора, а также предоставляющий полный перечень качественных банковских услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами. Банк образован правительством Кыргызской Республики при финансовой и технической поддержке Всемирного банка в 1996 году в виде финансово-кредитного учреждения «Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация». В течение 27 лет своего существования «Айыл Банк» добился значительных успехов в предоставлении доступа к кредитам для существенной части сельского населения страны. На сегодняшний день «Айыл банк» является одним из лидирующих универсальных банков Кыргызстана. Банк располагает 37 филиалами, 60 сберегательными кассами и 32 выездными кассами, 25 региональными и 30 сельскими кредитными подразделениями в отдаленных селах. Однако в нашей стране агробанка нет, а Правительство ограничивается доводами со ссылкой на деятельность специализированной организации АО «Аграрная кредитная корпорация» с ограниченными функциями финансирования, и на опыт Казсельхозбанка, преобразованного в АО «Наурыз банк», который был закрыт, как и десятки банков второго уровня, которым вливались огромные средства Национального фонда и из бюджета страны. Отмечу, что вопросы продовольственной безопасности напрямую зависят от объемов финансового вливания в АПК в виде государственной поддержки путем создания аграрного банка, обеспечения доступа к финансированию, налогового послабления или полного освобождения отрасли, а также субсидирования товаропроизводителей. Текущая ситуация финансирования субъектов АПК, малого и среднего бизнеса на селе требует новых подходов и механизмов кредитования с оптимальными ставками вознаграждений с учетом видов деятельности заемщиков и приоритетности отраслей в экономике. На сегодняшний день коммерческие банки практически не кредитуют сельское хозяйство, а если и кредитуют, то под залог и гарантии другого бизнеса заемщика из других отраслей. К финансированию получают доступ в основном крупные агропромышленные комплексы, тогда как малые и средние хозяйства в основном вынуждены довольствоваться небольшими суммами, выделяемыми государственными органами в виде грантов. Следует отметить, что, согласно официальным данным, треть населения нашей страны живет в сельской местности, и в то же время безработица распространена на селе. На прошедшей встрече с представителями агросектора 21 февраля 2023 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев говорил о повышении качества жизни и сокращении безработицы в сельской местности. По моему мнению, без доступа к финансированию указанные вопросы решить сложно. Для решения отраслевых задач государством созданы АО «Отбасы банк», который через ипотечное кредитование оказывает косвенную поддержку строительной отрасли, и Банк развития Казахстана - для реализации инвестиционных проектов в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Учитывая такие подходы к созданию специализированных банков, депутатским корпусом не принимаются доводы Правительства РК против создания аграрного банка в стране, особенно со ссылкой на АО «Наурыз Банк», который был подвергнут банкротству, или на преобразованный АО «Казторгбанк». Отметим, что статистика по банкротству коммерческих универсальных банков не в пользу официальной позиции Правительства по вопросу создания аграрного банка. В Казахстане уже более 150 банков были признаны банкротами на основании решения суда. В свое время по АО «Наурыз Банк» официальные следственные органы, а также надзорные органы связывали проблему с хищением и выводом средств, но никак не с тем фактом, что банк отраслевой. Кроме того, ошибочная политика по регулированию деятельности сельскохозяйственных кредитных товариществ, приравненных Национальным банком к универсальным микрофинансовым и микрокредитным организациям, привела к отрицательным показателям их работы. Ведь кредитные товарищества кредитуют ограниченный круг заемщиков и по целевому назначению, а именно своих участников согласно Закону РК «О сельскохозяйственных товариществах», и их маржинальность устанавливается на уровне трех-четырех процентов, тогда как микрофинансовые и микрокредитные организации выдают потребительские кредиты как минимум под 56-57 процентов годовых для всех. Отдельным блоком стоят вопросы, связанные с финансированием сельского хозяйства через АО «Аграрная кредитная корпорация». Каналами финансирования корпорации являются банки второго уровня и микрокредитные организации. В данном случае вовлекаются коммерческие банки, которые закладывают свою маржу. Кроме того, филиальная сеть как банков, так и корпорации обеспечена в основном городами, что создает дополнительные сложности людям, занятым на селе. Также возникают сложности в случаях финансирования через некоторые государственные программы. Прошу Правительство внимательно отнестись к вопросу создания агробанка не только как очередного коммерческого банка, а как к вопросу по решению огромного пласта социальных, экономических проблем сельских регионов, адекватного распределения государственных средств, направленных на данную отрасль. Получение доступа к финансированию уменьшит зависимость от импортной продукции, что поможет стабилизировать цены, а также поддержит развитие агротехнологий, укрепит продовольственную безопасность страны и гарантирует занятость населения, предотвращая чрезмерную урбанизацию и нагрузку на городскую инфраструктуру.

Жигули ДАЙРАБАЕВ, депутат Мажилиса Парламента РК, председатель Ассоциации фермеров Казахстана