Труд простых чабанов очень сильно недооценён
В рыночную эпоху каждый сам решает, чем ему заниматься. Пасти овец, выращивать индеек, разводить рыбу – каждый человек выбирает по своему желанию и возможностям. А что касается казахского народа, то он испокон веков занимался животноводством, которое было источником дохода и делом, переходящим от предков к молодому поколению. И, следует отметить, то животноводство было делом не отдельных людей. Чтобы понять суть вопроса, необходимо вспомнить недавнее прошлое, когда эта отрасль народного хозяйства являлась темой крупных и системных научных исследований. Проведено сотни, тысячи экспертиз, написано множество научных трудов, пролито немало пота, вложено немало финансов. Масштаб работы в отрасли в буквальном смысле поражал. И животноводы в ту пору были в почете. Они становились Героями Социалистического Труда, пользовались уважением и авторитетом. Именно тогда появился девиз - довести поголовье общественных овец в республике до 50 миллионов. Теперь все это в прошлом.У кого теперь отары?
А сейчас уже нет такого понятия, как общественный скот, все поголовье скота является частной собственностью. Появилась своего рода новая группа (каста) зажиточных людей, которые разбогатели на животноводстве. Но, наряду с богатыми казахами, животноводством активно стали заниматься и представители других национальностей, которые больше внимания уделяют разведению молочных пород коров и содержанию лошадей. В частности, в Карагандинской области есть кооператив «Шанс», у которого имеется более трех тысяч лошадей. Кроме коневодства, кооператив на тысячах гектаров выращивает картофель и является ведущим семеноводческим хозяйством. Его возглавлял немец. В памяти и то, что у вчерашнего строителя Дуйсена Нурланова из Балхашского района Алматинской области было пять тысяч голов крупного рогатого скота. Свыше 40 тысяч овец насчитывалось в хозяйстве «Шаушен», возглавляемом жителем района Т. Рыскулова Сайранбаем Доненбаевым. Слава о предпринимательской деятельности простого в общении, богатырского телосложения джигита быстро разошлась по степи. Он прекрасно обустроил родной аул. Построил интернат для детей скотоводов, подарил каждому животноводу по отдельному дому. Настоящий меценат. Его труд по достоинству был оценен высоким званием - Герой Труда Казахстана. Это люди, с которыми мы знакомились во время журналистской деятельности. А так ведь по всему Казахстану много таких деятельных людей, которые умело организовали животноводство. В Тургае и Кызылорде, Семее и Кокшетау, Туркестане и Актобе, Атырау и Жетысу и в других регионах. В Казахстане за первое полугодие 2023 года поголовье скота достигло 25,9 миллиона голов. По сравнению с прошлым годом рост составил 4,1 процента. Больше всего овец в Туркестанской области (5,9 миллиона), затем идут Жамбылская (3,9 миллиона) и Алматинская (3,2 миллиона) области. Что интересно, самый большой прирост поголовья овец отмечен в Астане (39,4 процента), а в городе Алматы, напротив, численность овец сократилась на 21,6 процента. Если опираться на статистические данные, то они свидетельствуют о том, что половина овец находится на частных подворьях, а остальная часть приходится на долю частных предпринимателей и крестьянских хозяйств, хозяйственных предприятий. Выходит, на каждого жителя республики приходится по 1,3 овцы. Много это или мало, судите сами. В свое время численность овец на нашей земле превышала 35 миллионов голов, и овцеводов были многие тысячи. В условиях рыночной экономики, когда в обиход вошли частнособственнические отношения, как должны строиться отношения между владельцами скота и их наемными работниками? Согласно требованиям Трудового кодекса, основным документом, регламентирующим отношения между работодателем и работником, является трудовой договор. А кто присвоит статус «животновод» тем людям, которые пасут собственный скот, то есть самозанятым? Это частники, которые свои трудом содержат семьи.Главный вопрос: чей скот пасётся на жайлау?
Один депутат, не разобравшись в сути вопроса, заявил: «Животноводов с опытом работы 25 лет надо отправлять на пенсию». Это предложение можно рассматривать не как заботу, а как непонимание сути дела в свете правовых отношений. Бегущие рекламные строки всех без исключения областных телеканалов пестрят объявлениями «Требуются чабаны с семьями». Уже сколько лет… Это показывает, насколько рынок нуждается в таких работниках. Трудолюбивые люди, оставшиеся в аулах, говорят, что в отрасли становится трудно работать. Самое главное, в дальних аулах утерян смысл понятия коллективной ответственности, каждый сам себе хозяин. Где появляется конкуренция, она сразу же сопровождается завистью и обособленностью, животноводы остаются оторванными от общественной, культурной и агитационной работы. Есть богатые люди, которые обеспечивают многих односельчан работой и неплохой заработной платой, платят государству большие налоги, занимаются благотворительностью. Но совсем забыты меры поощрения таких хозяйственников, никто их не представляет к государственным наградам. Похоже, что государственные субсидии получают «постоянные» ловкачи. У мелких хозяйств в вопросе получения субсидий мало возможностей.Где найти хороших чабанов?
Да, на государственном уровне принята программа «Ауыл – ел бесігі», о которой много говорится. Но она не доходит до отдаленных аулов и мелких хозяйств. Кто-нибудь слышал о том, что хотя бы на областном уровне, не говоря уже о Министерстве сельского хозяйства, был проведен форум животноводов, в том числе овцеводов, на котором обсуждались социальные и духовные проблемы работников отрасли? Недостаток чиновников в том, что они не понимают важности открытого обмена мнениями и соображениями. В повести известного писателя Оралхана Бокея «Құм мінезі» («Характер песков») рассказывается о чабане Бархане, который всю жизнь терпел несправедливость, работал до умопомрачения, лишь бы каждый год увеличивать поголовье колхозных овец. И, несмотря на такое самопожертвование, даже в районной газете ни разу о нем не упоминалось. Даже самой незначительной медали не дали. А Сейткул (неимущий сосед) каждый год просит у него безвозмездную помощь, к своим ягнятам прибавляет полученных от Бархана ягнят и считается передовым чабаном, о котором республиканские газеты писали наперебой. Такие картины из прошлого проявляются до сих пор. Сейчас чабанам есть что рассказать. Овечья шерсть и шкуры в прошлом были востребованным сырьем, а сейчас их попросту сжигают. Тема уже набила оскомину от многократного повторения. Пока не будет развита легкая промышленность, трудно говорить о кардинальном решении данной проблемы. А сколько можно говорить о нехватке и неэффективном использовании сенокосных и пастбищных угодий? А ведь есть еще один вопрос. Кто отследит действительность медицинского страхования скотников, которые согласно документам не получают зарплату? Вот почему важно открыто обсуждать такие проблемы, которые ждут своего решения, обратить внимание на критику и предложения, всем обществом утверждать справедливость. В самом деле редко говорится о проблемах животноводов в условиях рыночных отношений. Они ведь тоже являются членами нашего общества. Но не покидает ощущение, что их оставили за бортом внимания. Дело, наверное, и в том, что у них самих низка общественная активность, они не умеют отстаивать свои права. Поэтому мы должны говорить, что они люди труда, нельзя оставлять их без внимания, нужно учитывать их социально-правовые проблемы. Они наши собратья, и естественно, должны избавиться от духовной бедности. На жайлау Мерке-Кеген один пожилой животновод сказал, что сейчас появились чабаны, которые пасут овец с помощью дронов, мопедов и мотоциклов. Наверняка это облегчает их работу. Но смогут ли эти средства заменить человека, который готов работать и в горах, и в песках, в любую погоду, готов не спать ночами, чтобы сберечь каждое животное? … Когда видишь памятник прославленному овцеводу, дважды Герою Социалистического Труда Жазылбеку Куанышбаеву или бюсты 59 Героев Социалистического Труда в административном центре Таласского района, естественно, вспоминаешь людей, которые стали достоянием народа. На память приходят романы и поэмы, стихи-посвящения и песни, написанные в честь этих людей. Это незабываемые мгновения прошлой эпохи и жизни. Люди поддерживают мнение, что политика общества труда должна быть открытой. Даст бог, придет еще день, когда люди, пасущие скот на бескрайних степях, развивающие производство, внедряя новые технологии, внесшие изменения в нашу жизнь получат заслуженную славу. Поэты еще будут писать оды о людях труда…Мейрамбек ТӨЛЕПБЕРГЕН, общественный деятель