Меню
4 августа, 2023 / iamsts / Новости

Самостоятельность в быту. Каждый день — новые навыки

Самостоятельность в быту. Каждый день — новые навыки

Самостоятельность в быту. Каждый день — новые навыки Самостоятельность в быту. Каждый день — новые навыки
Фото из открытого источника

 width=Каждый день - новые навыки

В Жамбылском областном центре реабилитации и адаптации инвалидов ведется ежедневная социально-бытовая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Неправомерно делить общество на здоровых и инвалидов. Все люди обладают теми или иными способностями в определенной степени и должны иметь равные условия для их реализации. На наш взгляд, необходимо как можно раньше создать условия для развития этих возможностей, успешной социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья. Одна из задач, которая стоит перед нами: социальная адаптация подопечных, подготовка их к самостоятельной жизни. Социально-бытовая ориентировка включает специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку людей с инвалидностью к самостоятельной жизни и труду, на формирование умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития. В силу ограничений в здоровье наши подопечные не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы на одежде, всему этому их мы научим. На занятиях они приобретают навыки по самообслуживанию, а также выполнению определенных хозяйственно-бытовых обязанностей, и это расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни. Для проведения занятий в центре оборудован отдельный кабинет, где есть все необходимое - мойка для мытья посуды и пищевых продуктов, электрическая плита, холодильник, кухонная мебель. На кухне - вся необходимая посуда, приборы и инструменты, а также бытовая техника. Для всех есть фартуки, косынки, прихватки и полотенца. На занятиях по социально-бытовой ориентировке мы изучаем такие разделы, как «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Приготовление пищи», «Пользование бытовой техникой», «Техника безопасности в быту». Во время занятий преподавателями используются разнообразные приемы подачи новой информации (рассказ, беседа, работа с продуктами питания, изучение новых рецептов блюд). Так, в разделе «Личная гигиена» основное внимание уделяется соблюдению подопечными чистоты, ведь быть чистым - значит быть здоровым. В ходе занятий получатели услуг узнают о правилах и приемах ухода за кожей, волосами, зубами, им даются рекомендации по применению различных косметических средств. При изучении раздела «Одежда и обувь» получатели услуг учатся подбирать одежду и обувь по индивидуальным особенностям, по сезону, ухаживать за обувью и одеждой. Наибольший интерес вызывает изучение раздела «Питание». Подопечные живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить, и с удовольствием записывают рецепты. Свои первые шаги в кулинарии начинают с приготовления простого бутерброда. И этот, казалось бы, несложный процесс - нарезка хлеба, сыра, овощей вызывает определенные трудности. Некоторые после перенесенного заболевания, действуют очень неуверенно, но у всех есть желание снова научиться держать нож, ложку, кружку. По мере улучшения состояния здоровья рецепты приготовления блюд усложняются. Мы учимся готовить блюда из яиц, практикуемся в приготовлении изделий из теста – печенья, пирожков, делать простые заготовки на зиму (варенье, заморозка, сушка зелени), обращаемся к национальной кухне, не только к казахской, но и других этносов. После приготовления блюда проводим не только его дегустацию, но и подсчитываем вместе стоимость его приготовления. Еще выполняем практические работы по сервировке стола с учетом различных меню, мытью посуды, уборке помещения, знакомим подопечных с инструкциями устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами. На занятиях по теме «Питание» широко используется наглядность - различные иллюстрированные книги по кулинарии, газеты, журналы. При изучении разделов «Торговля», «Культура поведения» получатели услуг учатся правильно вести себя в той или иной ситуации, например, в театре и музее, в транспорте, в магазине, в гостях, выбирать и вручать подарки, создавать подарки своими руками, принимать гостей, культурно разговаривать по телефону. Большое внимание уделяется обогащению словарного запаса подопечных, используются казахские пословицы, поговорки, загадки про еду. При изучении раздела «Жилище» подопечные узнают гигиенические требования к жилищу, вновь учатся уборке квартиры, домашним обязанностям, даже таким простым, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. При знакомстве с разделом «Транспорт» значительное место отводится правилам дорожного движения, поведения в общественном транспорте и на улице. Под руководством инструктора по труду проводится и индивидуальное обучение основам самообслуживания и жизнедеятельности. Все эти полезные занятия направлены на социальную адаптацию и обеспечение безопасности в обществе наших получателей услуг, а значит, на дальнейшее повышение их статуса в обществе.

Айгуль КУЛУМБЕТОВА, инструктор по труду Жамбылского областного центра реабилитации и адаптации инвалидов

Самые читаемые статьи недели: