Условия монополистов тяжелым бременем легли на их клиентов
Странное ощущение возникает у среднестатистического потребителя услуг. Оказавшись в кольце монополистических структур, он вынужден всем им доказывать очевидные, казалось бы, вещи. Он постоянно ездит в офисы коммунальных предприятий, чтобы выяснить истину и доказать правоту. Но монополисты играют по своим правилам…Спрут
Если вы внимательно следите за публикациями газеты «Знамя труда», то наверняка обратили внимание на следующую тенденцию. Поставщики услуг уже не через повышение тарифов, а благодаря различным нюансам вешают на жителей Тараза и области разного рода счета. Так, газовики находят у них неисправные счетчики и выписывают перерасчет на десятки тысяч тенге. Тепловики приписывают неведомые потери за горячую воду, которые также выливаются за сезон в кругленькую сумму. Поставщики холодной воды присылают квитанции без учета последних оплаченных показаний. Энергетики ставят такие новые счетчики, которые считают киловатты быстрее своих аналогов, и отключают электричество в отсутствие хозяев квартир, требуя потом плату за подключение. «Мусорщики» находят лишних людей в квартире, увеличивая плату за кое-как оказываемые услуги. Постоянные проблемы возникают с провайдерами Интернета. Операторы кабельного телевидения не хотят нести никакой ответственности за качество своих «картинок», провоцируя клиентов на бесконечные звонки. Высасывают из потребителя и деньги, и нервы, и силы - моральные и физические - все услугодатели, при этом не задумываясь: когда же терпению народа придет конец? В общем, потребитель напоминает жертву, к которой присосался один огромный спрут. Щупальца разных услугодателей проникли глубоко в карманы, нервную систему и сердце человека. При этом доказать свою правоту ему не под силу: монополисты придумывают свои сомнительные теоремы в виде схем и инструкций, основываясь на тонкостях русского языка и пробелах законодательства, и спорить с ними бесполезно. Мы уже рассказывали, что депутаты областного и городского маслихатов, а также руководители неправительственных организаций и общественных объединений выразили свои опасения по поводу сложившейся ситуации на заседании общественного совета при акиме города. Сегодня мы продолжаем начатую тему.Водные процедуры
Напомним, что с 1 января в Таразе действуют дифференцированные тарифы на холодную воду. Это вызвало резкую критику со стороны той части граждан, которые предпочитали пользоваться водой без наличия приборов учета. Однако новая система оплаты продиктована инициативой Правительства страны и связана с необходимостью экономии, а также реализацией программы «Ак булак». По словам заместителя директора ГКП «Тараз-су» Алмаса Есчанова, экономический эффект от подобной тактики уже дает о себе знать. Горожане стали бережнее относиться к воде и меньше ее тратят. Этому есть простое объяснение: теперь без наличия водомеров каждой семье приходится платить в три раза больше, чем в прошлом году. Потому целесообразность установки счетчиков очевидна. С другой стороны, даже при наличии водомеров нужно учитывать каждый потребленный куб, так как при преодолении обозначенных лимитов стоимость услуги значительно возрастает. Конечно же многие таразцы теперь заинтересованы в экономии. Но не все имеют возможность сразу же установить счетчики. На этот момент обратила внимание водоснабжающей компании председатель городского филиала ОО «Поколение» Зубира Беляева. По ее мнению, приборы учета можно было бы устанавливать в домах пенсионеров в рассрочку. - Безусловно, мы можем пойти на такой шаг, - прокомментировал это предложение А. Есчанов. - Более того, мы устанавливаем водомеры в счет будущей оплаты и другим малоимущим слоям населения. При этом стоит уточнить, что такой шаг водников порой не находит понимания среди населения, которое не торопится покрывать задолженность за установку счетчиков. Тем не менее работа в данном направлении продолжается. Возникает у предприятия и путаница со счетами в адрес абонентов. Порой в квитанции не попадают уже оплаченные показания, в итоге человек должен заплатить, к примеру, не за четыре куба по минимальной цене, а за восемь кубов, из которых половина, согласно системе дифференцированных тарифов, обходится гораздо дороже. - Да, такие ситуации возникают, - признал А. Есчанов. По его словам, подобных претензий водники получили более семидесяти, но по всем разобрались и произвели перерасчет. Это, конечно, хорошо, но возникает другой вопрос: почему потребитель должен тратить свое время и нервы из-за неточности сотрудников предприятия, почему он должен доказывать аксиому, которую коммунальщики превращают в теорему? Впрочем, к водникам прозвучали и другие претензии. Главные заключаются в том, что аварийная служба компании не желает устранять прорывы трубопроводов в домах на безвозмездной основе, считая, что данное хозяйство находится на балансе кондоминиумов. Однако, по мнению руководителя ОО «Инфо плюс» Ларисы Полихрониди, предприятие прежде всего обеспечивает жителям города услугу, а потому несет ответственность за ее качество. В этом вопросе потребитель и услугодатель так и не пришли к одному общему мнению. Справедливости ради отметим, что в последнее время руководству ГКП «Тараз-су» удалось значительно сократить количество аварий, а также собственные потери в сетях. К тому же само предприятие, еще несколько лет назад находившееся на грани банкротства, сумело улучшить финансовое положение.Энергетический пыл
Порция критики досталась и электроснабжающей компании «Жамбыл Жарык Сауда-2030». Ежегодный рост тарифов возмущает членов общественного совета, которые считают удорожание электроэнергии неоправданным шагом. Так что Жумагали Сабалакову, руководителю компании, пришлось отвечать и за передающее электричество ТОО «Жамбылские электросети», и за отрасль в целом. По его словам, тактика повышения стоимости услуг связана с политикой Правительства страны и преследует знакомую цель - обновление сетей. Но, по мнению депутата областного маслихата Жомарта Кошкарова, при таком развитии событий необходимо обеспечивать соответствующее качество услуг. У нас же получается далеко не идеальная картина: напряжение электричества в домах таразцев то поднимается до 250 вольт, то опускается до 180. А когда перегорает домашняя техника, никто за это не отвечает. Также у потребителей много сил отбирает выяснение отношений в стенах самой компании, когда без ведома хозяев квартир отключается электричество (эту практику члены совета называют сомнительной с точки зрения соблюдения закона), записываются завышенные показания и так далее. Ж. Сабалаков ответил на это, что ежедневно лично принимает граждан, имеющих претензии по данным вопросам. У тепловиков и связистов тоже оказалась своя правда по поводу повышения тарифов. Причем в случае с платой за пользование стационарным телефоном возмущаться вновь было бесполезно: тарифы областной дирекции телекоммуникаций АО «Казахтелеком» утверждаются на республиканском уровне. Но почему же тогда на местном уровне областной департамент АРЕМ допускает скачок стоимости тарифов на гораздо большую сумму, чем повышаются пенсии? На этом справедливом моменте заострили внимание руководители НПО. - Мы должны соблюдать баланс интересов субъектов естественной монополии и потребителей, - сказал руководитель областного департамента АРЕМ Муслим Касымов. - Мне кажется, в вопросе соблюдения баланса интересов АРЕМ должен делать небольшой уклон все же в пользу потребителей, - сказал аким города Бекболат Орынбеков. О том, какие страсти возникли вокруг АО «КазТрансГаз Аймак», мы рассказывали в предыдущем выпуске тематической полосы «Потребитель». Напомним, что и здесь поставщики голубого топлива нашли объяснения множеству спорных моментов. После всего этого и возникает странное ощущение того, что в жамбылцев мертвой хваткой вцепился Спрут-Монополист, желающий обогатиться различными способами. - В отличие от других стран, у нас монополист всегда прав, и другой точки зрения нет, - резюмировал положение дел в коммунальной сфере Жомарт Кошкаров. - Ты можешь предъявить ему тысячи аргументов и фактов, но прав все равно будет он. И доказывать ему что-либо бесполезно.Шухрат ХАШИМОВ