В Таразе появятся два новых автомобильных моста
Развитие инфраструктуры областного центра - тема актуальная и щепетильная. Ведь она связана не только с бюджетными вливаниями, но и социальным самочувствием населения. Неудивительно, что к этой теме часто обращаются общественные организации. На днях Жамбылский областной филиал общественного объединения «Народная партия Казахстана» в здании государственного коммунального предприятия «Жамбыл су» провел круглый стол на тему «Развитие инфраструктуры города Тараза». В мероприятии приняли участие депутаты областного, городского и районного маслихатов, представители партий «Ақ жол» и «ОСДП», акимата города, руководители государственных учреждений, отделов внутренней политики области и города, туризма, ЖКХ, жилищных отношений, транспорта, руководители ГКП на ПВХ «Жамбыл су», ТОО «Аулие-АтаТрансПасс», ТОО «ЖамбылЖарықСауда», эксперты, руководители общественных организаций, актив «НПК» и журналисты. Целью собрания стало обсуждение путей создания современной, устойчивой и комфортной инфраструктуры, которая будет соответствовать растущим потребностям жителей города Тараза и способствовать развитию экономики региона. Председатель областного филиала ОО «Народная партия Казахстана», депутат областного маслихата Жанат Бастаубаева рассказала о партийном видении основных направлений развития транспортной, жилищной, социальной и туристической инфраструктуры. Характеризуя состояние города, она отметила, что за три десятка лет скопилось много коммунальных проблем, в том числе из-за низкого качества ремонта автодорог, отсутствия на многих улицах освещения, изношенности водных сетей, нарушения арычной сети. Вспомнила она и о недобросовестных предпринимателях, которые предоставляют некачественные услуги населению. - Такое ощущение, что из представителей местных исполнительных органов никто не работал, только отсиживались и не решали проблемы, будто какая-то пропасть во времени. Ведь важный вопрос в городе, области и в стране - это развитие качественной инфраструктуры, которая должна служить нам многие годы и столетия, - эмоционально выразилась Жанат Бастаубаева. Впрочем, думаю, процесс модернизации города не заслуживает столь нелестной оценки. Нет сомнения, что за последние годы Тараз заметно изменился в лучшую сторону и внешне, и внутренне. Но, действительно, остается и много нерешенных проблем, которые нужно обсуждать публично, чтобы находить варианты решений и привлекать общественность новыми идеями и проектами. Поэтому мероприятие прошло в стиле диалоговой площадки, участники задавали вопросы, а эксперты на них отвечали. Выступили перед собравшимися заместитель акима Тараза Нурбол Калдыбаев, заместитель председателя филиала ОО «НПК» Мират Исаков, руководитель управления туризма Биржан Кузембаев, директор ГКП «Жамбыл су» Медет Беркимбаев, заведующий сектором отдела ЖКХ и автомобильных дорог акимата города Тараза Мурат Керимбаев. Вопросы звучали разные. Например, представитель ТОО «Аулие-АтаТрансПасс» рассказал, что для развития транспортного сектора недополучили государственную субсидию в сумме один миллиард 300 миллионов тенге. На предприятии надеются, что депутаты помогут и поддержат. Что касается общественного транспорта, то городу требуются для нормальной перевозки пассажиров примерно 650 автобусов, а их в наличии около 400. В свою очередь городской акимат принимает меры к тому, чтобы за несколько лет справиться с дефицитом общественного транспорта. Впрочем, сейчас актуальна другая проблема: ожидается резкий скачок цен на горюче-смазочные материалы, что повлечет за собой и новый виток инфляции, и рост цен на проезд в общественном транспорте. Тут уж либо искать дотации для перевозчиков в городском или областном бюджетах, либо поднять стоимость проезда в автобусах. Много вопросов адресовалось заместителю акима города Тараза. Не могу не отметить, что Нурбол Калдыбаев хорошо подготовился к встрече и на все вопросы отвечал квалифицированно, с цифрами и фактами, так что общение проходило весьма конструктивно. Так, был задан вопрос о том, сколько в областном центре очередников на жилье, и что делают власти для обеспечения их квартирами? Как ответил Нурбол Калдыбаев, в очереди на получение квартиры в Таразе стоят 21570 человек, для них по законодательным актам РК местные исполнительные органы могут выкупать квартиры у подрядчиков, на что выделены средства из республиканского бюджета. - В текущем году мы планируем заселить 440 квартир, из них 240 - в четырех 60-квартирных домах, что строит ТОО «Бином», - уточнил заместитель акима города. Что касается снабжения горожан питьевой водой и услуг по отводу канализации, то тут есть проблемы. Почти на 80 процентов канализационные трубы в городе изношенны, значительная часть из них является бесхозными. ГКП «Жамбыл су» не может их взять на баланс, потому что надо зарегистрировать в органах юстиции земельные участки, и здесь тоже нужны финансовые средства. Вопросы от журналистов «Знамени труда» касались как раз водоснабжения. Дело в том, что до недавнего времени Тараз обслуживался двумя организациями: большая часть населения получала воду и услуги канализации от предприятия «Жамбыл су», а жители привокзального района и массива за железнодорожной линией - от «Темиржол су Шу». Оба предприятия после общего упадка экономики в 90-е потеряли большинство промышленных потребителей и держались на плаву благодаря поставкам питьевой воды населению. В итоге оба стали банкротами. И если в «Жамбыл су» ведутся реабилитационные процедуры, то водники-железнодорожники остались никому не нужны с их-то долгами и предельно изношенными сетями. Дело в том, что привокзальный район обзавелся водными артериями через железную дорогу, некогда мощнейшего донора, раньше, чем остальной город, и сети там местами чуть ли не довоенные. В местах вскрытия асфальта во время ремонта мы, жители привокзального района, видим в земле не трубы, а спрессованную временем ржавчину. И вот по таким «сетям» подается тысячам потребителей питьевая вода! Первая попытка навязать такое «наследство» еще Горводоканалу городские водники отбили - им и своих забот было (и остается) выше крыши. А денег не было совсем. В начале нулевых офис образованного на базе Горводоканала ГКП «Тараз-су» частенько, помню, отключали от поставок электричества. За неуплату. Бывшие железнодорожные сети, чтобы хоть куда-то пристроить, передали в … «Темиржол су Шу»! В ведение организации, что расположилась за 300 километров от Тараза. От этого состояние сетей и качество воды, понятное дело, не улучшилось. Было понятно, что так или иначе вопрос придется решать городским властям, и это потребует больших бюджетных средств. Как сообщил Нурбол Калдыбаев, предприятие «Темиржол су Шу» ликвидировано, оно перешло к «Темиржол су Алматы», которое стало их правопреемником. - А водные сети, относившиеся к «Темиржол су Шу» передали на обслуживание отделу ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог акимата города Тараза. После того, как выделят необходимые средства, полностью обновят все сети, передадим все это на баланс ГКП «Жамбыл су». После долгих переговоров с руководством «Темиржол су Алматы» нам отдали на безвозмездной основе инженерные сети, сооружения и оборудование. И сейчас водники в штатном режиме обслуживают эти сети. Мы начали проектировать реконструкцию сетей, планируем уже в следующем году проводить строительно-монтажные работы, - сказал Н. Калдыбаев. Новость для жителей привокзального района и массива за линией, без сомнения, хорошая. Конечно, чтобы поменять столько водопроводов и сетей канализации, потребуется немало времени, но процесс пошел. Второй вопрос от нашей газеты касался негласного разделения Тараза, о чем мы неоднократно писали, на две неравноценные части - северную, где сосредоточены почти все культурные, медицинские и спортивные учреждения общего доступа, дополнительного образования, и южную - где всего вышеперечисленного почти не имеется. Конечно, в новом Генеральном плане заложено строительство в «бедной» части города многих полезных объектов, но на это требуется много денег и времени. А живем-то мы сейчас. Вот и вопрос: что нынче и в ближайшее время планируется делать? - Во-первых, Генплан Тараза в данный момент находится в Министерстве юстиции, мы буквально на днях намерены получить согласование, - ответил заместитель акима. - Далее он пойдет в Правительство на утверждение. После этого можно планировать, что, где и как строить. Кроме того, чтобы надежнее соединить южную и северную части города, в этом году начали проектирование двух мостов. Первый мост будет соединять проспект Абая с улицей Абая за железнодорожной линией. Второй мост в начале улицы Абая выходит через 14-й микрорайон на трассу Кенесары, - пояснил спикер. На заседании поднимали вопросы и об архитектурном стиле города. В Таразе много новых построек и зданий, есть и оригинальные, и красивые, но в общем и целом они не создают общие ансамбли, между собой соседствуют совершенно различные и зачастую безвкусные стили, никак друг с другом не сочетающиеся. Наблюдается лишь один сомнительный общий стиль: объекты малого бизнеса на первых этажах старых многоквартирных домов. Об этом пишут и показывают СМИ, только воз и ныне там. К тому же город совсем не украшает пустырь на месте сквера в самом центре Тараза - впритык к территории «Жамбыл су». Огороженная глухим забором бывшая строительная площадка, заросшая сорняками, видна издали «благодаря» высоченному строительному крану. Понятно, что частную собственность отобрать назад просто так нельзя, но раз участок некогда продавался с целевым назначением использования, можно ли обязать хозяина хотя бы поддерживать его в пристойном виде? А если хозяина нет, нельзя ли вернуть участок городу? Звучали вопросы и к управлению туризма насчет придорожных туалетов. Все упирается в средства - на развитие туризма тоже нужны деньги. Встреча продолжалась два часа, пока присутствующие не получили ответы на все заданные вопросы. Полученные ответы запротоколированы организаторами встречи, активисты теперь смогут отслеживать происходящие в Таразе процессы с конкретными данными на руках.Юрий ЕФИМОВ