Новости

Береги мозги. И снова о манипуляции нашим сознанием

Береги мозги. И снова о манипуляции нашим сознанием

И снова о манипуляции нашим сознанием

Пандемия COVID-19 обозначила вопросы иммунизации, причем не только медицинской, но и ментальной. Она обострила внимание к вопросу дезинформации, хотя проблема существовала и раньше: информационные фейки провоцируют разобщение в обществе и конфликты, подрывают национальную безопасность, негативно влияют на экономическое развитие. Служба новостей ООН пыталась разобраться, в чем привлекательность фейков и как c ними успешно бороться. В разгар пандемии в конце 2021 года сотни людей в Киеве собрались на митинг против иммунизации от COVID-19. Многие из участников акции – жертвы дезинформации, наводнившей социальные сети. Вживленные под кожу чипы, всемирный заговор… не все фейки звучат абсурдно: вам могут рассказать про осложнения и побочные явления, что выглядит вполне правдоподобно, но не имеет под собой научной основы. Как же разобраться, где правда, а где вымысел?

Информационная гигиена

Виктория Романюк, эксперт в области медиа, рекомендует прежде всего соблюдать информационную гигиену. - В обычной жизни у людей нет миллиона друзей, а есть ближайший круг, которому человек доверяет, – говорит она. – Точно так же стоит вести себя и в информационной среде: не посещать сомнительные ресурсы, «сайты-мусорники», где распространяется информация, провоцирующая ненависть и агрессию. По ее словам, если, прочитав сообщение, вы ощутили определенное эмоциональное состояние: радость, смех, обиду, гнев, это означает, что кто-то пытался вас «зацепить». - Первое – это анализ своей реакции. Нужно понять, почему именно такую эмоцию вы ощущаете. Второе – внимательное чтение текста. Третье – анализ на предмет источников, ссылок, упоминаний официальных лиц, экспертов и так далее, – рекомендует эксперт. Вопрос дезинформации стоит для всех стран мира достаточно остро: c марта по ноябрь 2020 года авторы исследования, проведенного по заказу ООН, проанализировали в социальных сетях и онлайн-СМИ более 30 миллионов сообщений по теме пандемии и выявили 250 тысяч сообщений дезинформационного характера. - Мы живем в эпоху информационного взрыва, собственной психике нужно помогать справляться с манипуляциями, – говорит доктор психологических наук Любовь Найденова. По ее словам, манипулирование может быть самого разного толка: от попыток привлечь внимание до очевидного искажения фактов. - Нужно выделить для себя важную информацию, только ту, которая необходима для принятия решений, – рекомендует психолог. – Нужно следить за предысторией, определять источники, обращать внимание на то, что остается за кадром. Очень много информации, которая не важна: на нее просто не нужно тратить время. Достаточно установить грань и не позволять лишней информации влиять на вашу жизнь. Учить медиаграмотности эксперты рекомендуют теперь как можно раньше. По данным ЮНИСЕФ, лишь 14 процентов подростков и молодежи всегда проверяют информацию. Поэтому нужно, чтобы с детства закладывались основы медиагигиены, чтобы были четкие ответы на вопросы: откуда берутся фейки, что такое конспирологические теории, почему не всегда нужно доверять блогерам, какие слова-маркеры должны настораживать в публикациях и какие методы помогут проверить подлинность фото и видео.

Кампания ООН «Проверено»

В ООН, напомним, с началом пандемии запустили кампанию «Проверено», которая призвана противостоять потоку дезинформации, слухов и враждебности, заполонившему социальные сети, а порой и страницы газет, и экраны телевизоров. Ее цель – противопоставить лжи и враждебности правдивую, проверенную информацию о пандемии COVID-19. В потоке фейковых новостей и кричащих заголовков медиаграмотность стала важнейшим и необходимом навыком современности. Здесь мы расскажем вам о 10 главных словах, которые должен знать каждый медиаграмотный человек. И это не просто слова, а инструменты, зная о которых, вы всегда будете оставаться на волне медиаграмотности и правильно читать новости. Предвзятость. Журналист и автор материала могут намеренно поддерживать или даже продвигать позицию лишь одной стороны, не освещая позицию другой. Важно, чтобы в новостях и в материалах журналиста не было предвзятости при изложении фактов, поскольку это может заставить читателя думать, что позиция одной стороны важнее другой. В каж­дой истории ищите вероятность наличия предвзятости, это поможет вам избежать ошибочного суждения ситуации. Контекст. Фраза «вырвали из контекста», к сожалению, распространенная жалоба на журналистов. Вырывая фразу или определенную часть текста из общего контекста, информацией можно манипулировать как угодно. Без общего контекста фразы или события вам будет сложно понять и правильно оценить информацию. Поэтому важно, чтобы материал был полным и завершенным, а «не вырванным из контекста». Кликбейт. Привлекательные, но вводящие в заблуждение заголовки пишутся с целью подтолкнуть человека пройти по ссылке или на сайт, чтобы увеличить ее посещаемость и/или заработать деньги. Очень часто такие заголовки содержат восклицательные знаки и слова «Ты не поверишь!», «Этого никто не ожидал!» и прочее. Дезинформация. Это намеренное введение людей в заблуждение. Основная ее цель - манипуляция сознанием людей в свою выгоду. Ошибочная информация. Также вводит в заблуждение, но автор делает это ненамеренно, а случайно, по ошибке, невнимательности. Мнение. В новостях важно понять, читаете ли вы чье-то мнение о событии или факты. Чужое восприятие ситуации может исказить информацию, а факты информируют, чтобы вы могли выработать собственное мнение о нем. Сатира. Это шуточные, пародийные новости, которые полностью или частично выдуманы, но подаются как настоящий журналистский материал. Сатира дает ироничный взгляд на серьезную тему и носит больше развлекательный характер. Но некоторые люди могут воспринять сатиру всерьез, генерируя фальшивые новости Источник. Журналист и СМИ, которые первыми рассказали и опуб­ликовали информацию являются ее источником. Ссылаясь на нее, остальные СМИ начинают распространять информацию далее, при передаче которой могут быть допущены ошибки или искажены факты. Поэтому в первую очередь необходимо проверять источник информации. Надежность. Задумываясь о надежности информации, вы начинаете задаваться рядом вопросов: кто источник информации, стоит ли ему доверять, насколько информация актуальна и правдива, есть ли факты или только мнения и т. д. Ответив на них, вы сможете определить для себя - довеырять этой информации или нет. Верификация. Это проверка информации, которая в совокупности объединяет вышеназванные действия и является необходимым процессом для определения надежности и достоверности информации. В процессе проверки информации сверяются цифры и факты, отделяются факты от мнения, выявляется достоверность источника и информации.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА