Новости

Свобода слова о свободе совести. Важно уметь слушать и уважать мнение друг друга

Свобода слова о свободе совести. Важно уметь слушать и уважать мнение друг друга

 width=Важно уметь слушать и уважать мнение друг друга

Интересная дискуссия разгорелась на странице Национальной диалоговой платформы Kun.kz в социальной сети Facebook. Пост Дастана Ельдесова о том, что в Казахстане все чаще и все ярче проявляется религиозность разных групп населения, вызвала прямо противоположные реакции. Одни пользователи выразили автору признательность, похвалу и восторженные отклики, а другие - несогласие, упреки, даже отрицание и обвинения, причем некоторые - в довольно резкой форме.  Предлагаем читателям «Знамёнки» ознакомиться со статьей Дастана Ельдесова. В Казахстане растет популярность религии, но со временем законы светского государства могут игнорироваться, как это случилось с обрядом «неке қию» и другими. В светском государстве религиозность должна быть личным делом каждого, и на государственной службе, в учебных заведениях она не должна проявляться, если, конечно, это не связано напрямую со служебной необходимостью. У нас же чиновник может заявить, что взять вторую жену разрешил Аллах. Само понятие «атеизм» трактуется по-разному: от прогрессивного до ругательного значения. В понятие «религиозность» также вкладывается в разных странах различное содержание, и нередко религиозные представления и институты соседствуют с явлениями и тенденциями, несовместимыми с религиозностью. В Казахстане, возможно, уместно употреблять вместо термина «атеизм» понятия «мировоззрение в светском государстве» или «научные представления». Ведь у нас осталось негативное отношение к этому термину со времен Советского Союза, когда вера, религия подвергались отрицанию, шельмованию. В целом эксперты отмечают общее падение религиозности по всему миру. Атеистами являются 85 процентов шведов, 80 процентов датчан, 72 процента норвежцев, 65 процентов японцев, 60 процентов финнов, много атеистов и в Китае. Базой для развитой экономики большинства стран является высокий уровень развития образования и науки на основе светского устройства государств. С давних пор известна связь развития науки, образования и производства со светскостью. Конечно, и среди ученых встречаются верующие люди, однако их религиозные представления остаются за порогом их лабораторий и исследований. К тому же отрицательная корреляция между IQ, интеллектом и религиозностью была выявлена в ряде исследований, в которых отмечена и следующая особенность: чем выше уровень образования респондентов, тем меньше среди них верующих. Проще говоря: чем выше аналитический интеллект, тем меньше веры в религиозные представления. Иными словами, атеизм (научные представления или мировоззрение светского государства) присущ многим развитым странам, кроме США, где религия и религиозные организации используются для политических целей как орудие идеологического и политического давления, в том числе за рубежом. И, наоборот, в большинстве стран с высокой степенью религиозности наб­людается низкий уровень развития экономики, образования, науки. В этом плане показателен опыт африканских стран: высокий уровень религиозности и низкий уровень экономики и образования. В Японии, наоборот, низкий уровень религиозности и высокий уровень развития экономики, образования, науки. Конечно, в этой стране есть традиционная религия - синтоизм, к которому японцы относятся уважительно, посещают храмы, почитают служителей, но относятся, можно сказать, не как к религии, а как к традиционной культуре. И неслучайно в Японии нет террористов, взрывающих себя и своих соотечественников, нет религиозных радикалов, законы страны - превыше веры, религии. Конечно, не стоит эту сферу представлять и противопоставлять лишь двумя терминами теизм - атеизм, особенно в светском государстве. Есть, например, агностицизм, представления о мировом разуме, мире предков, одушевленной природе, земле как живом организме и так далее. Развитие науки в последнее время дошло до признания некоего творца, неких высших сил, которые контролируют, управляют Вселенной, землей и человечеством. В самом деле, есть законы развития космоса, природы, земли, человечества как части природы. Мы говорим о глобальном изменении климата, эволюции развития человека. Оказалось, и космос развивается эволюционно, глобальные изменения идут и во Вселенной.   За несколько дней эта статья собрала три сотни комментариев. Приводим ниже наиболее интересные из них.   Асем Рахметова: «Наконец я увидела разумную статью про атеизм и про религию, созданную для управления массами. И сколько фанатиков в комментариях, любящих кому-то поклоняться».   Даурен Сапарханұлы: «Чем выше интеллект, тем больше человек ищет истину, а истина - в вере. Ислам объяснил все этапы развития жизни на земле».   Акылбек Темиргалинов: «С появлением науки религия должна была исчезнуть, но наука оказалось непостижимой для широких масс, поэтому религия существует».   Temir Kerey: «Атеисты уже не знают, как подчеркнуть свою исключительность. Интеллектуальный человек никогда не будет оскорблять своего оппонента. Даже завуалированно. Кроме того, практика показывает, что интеллект никак не влияет на религиозные предпочтения как гениев, так и среднестатистических людей. Написанное вами не освещает данный вопрос объективно. Игнорированы прорелигиозные успешные страны: Малайзия, ОАЭ и т. д. Кроме того, необходимо помнить, что наше государство не только светское, но и демократическое. Каждый имеет право одеваться, как он хочет. Также приведенные вами европейские страны сами никак не ограничивают права верующих, даже мусульман (исключение может касаться идентификации личности). Почему же вы хотите ограничить права наших граждан?! Если рассматривать общество на примере семьи, то атеисты представляются подростками, которые решили, что познали мир».   Сергей Колчигин: «Разум и вера - не «сообщающиеся сосуды», а явления разнокорневые. Разум - феномен сознания, а вера - феномен души. И крайне желательно, чтобы эти феномены находились в гармоничном союзе».   Usen Kuatbek: «Чем выше интеллект, тем ближе он к Всевышнему. Конечной инстанцией любого разумного человека является ислам».   Kayrat Tekebayev: «Нужно делать разделение между религией и верой. Человек волен верить, во что угодно. Пусть даже верит в эльфов. Религия - это инструмент навязывания своих догм людям. Те люди, которые находятся в религиозной организации, являются адептами власти над людьми. Они влияют на умы людей со своими целями. По моему мнению, это не слишком демократично. Ведь всем известны случаи проповедей в пользу экстремизма, нетерпимости к другим религиям или людям другой религии. Часто сами служители религии накапливают себе богатства либо совершают сексуальные домогательства и другое. Особенно плохо, когда детям навязывают религию. Верить же каждый волен, во что угодно и где угодно. Как сказал когда-то Чингизхан, когда его войска взяли Бухару: «Зачем мне собираться в одном доме/месте, чтобы молиться Богу? Когда можно обращаться к Богу в любом месте, где захочешь». То есть совершенно не обязательно ходить в храм или мечеть, чтобы молиться своему Богу. Не обязательно быть в самой религии, чтобы верить в Бога. Более того, самому Богу все равно, где ты обращаешься к нему, как ты молишься. Если он создал Вселенную, неужели вы верите, что ему нужны посредники между ним и вами?».   Galyhan Galyhan:  «Да неужели!? Неужели об этом задумались? Надолго ли? Будут ли программы для усиления умственного развития молодежи?! Вижу попытки, но тщетные. В школах замечаем девочек в платках, это будущие хиджабницы. А интересны им знания, науки? Или слушают, да себе на уме, мол, ересь полная. Вижу женщин (закутанных), у которых одни глаза видны, но, вопрос, кто они? И какое течение в религии они приветствуют? Шиитское, салафитское или суннитское? А были ли такие народы в Великой степи? Подумайте, как не дать этим течениям шанса к развитию, как избежать порабощения всего населения».   Сакен Олжабай:  «Религиозность напоказ - признак не очень умных людей. Когда руководители под камерами государственных СМИ посещают храмы, совершают хадж, то это лицемерие».   Приглашаем читателей к обмену мнениями в нашей газете и на страничках газеты «Знамя труда» в социальных сетях.

Подготовила Гульжан АСАНОВА