Новости

Заметные изменения. Диагностика на ранних этапах помогает сохранить жизнь пациента

Заметные изменения. Диагностика на ранних этапах помогает сохранить жизнь пациента

 width=Диагностика на ранних этапах помогает сохранить жизнь пациента

Исследование суицидального поведения детей и подростков показало, что выявление проблемы как можно раньше может сыграть важнейшую роль в спасении ребенка. В настоящее время не существует универсальной психодиагностической методики для определения суицидального рис­ка у детей и подростков. Тестовые методики, опросники и анкеты являются одними из наиболее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке суицидального риска. Специализированные опросники, предназначенные для оценки суицидального риска, делят на две группы: это методики, включающие относительно прямые вопросы о наличии суицидальных мыслей и переживаний, а также опросники, выявляющие индивидуальные личностные факторы, связанные с высокой вероятностью совершения суицида. Широкое распространение получили клинические опросники, которые чаще используют в медицинской психологии и психотерапевтической практике. Целью методических рекомендаций является подбор такого диагностического материала, который позволил бы оперативно получить информацию о суицидальном поведении детей и подростков. При этом количество затраченного времени для проведения диагностических процедур было бы оптимальным. Таким образом, критериями для отбора диагностического инструментария стали такие показатели, как краткость, лаконичность вопросов, информативность, простота в обработке, минимальное количество времени на обработку персональных данных. В работе специалистов различных учреждений психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования. Инструменты для выявления Психологическая диагностика подростков направлена на определение степени выраженности суицидальных намерений, необходимости комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи. Методики для определения степени выраженности суицидальных намерений могут быть самыми разными. Например, очень известен цветовой тест Макса Люшера. Он позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Предназначен для взрослых и детей с пяти лет. Помимо индивидуальных выводов и рекомендаций, тест выдает общий уровень тревожности, который выражается в 12-балльной шкале. Выраженным признаком риска суицидального поведения является результат свыше семи баллов. Так, онлайн-тест Люшера в таком случае отметит: «Старается избавиться от проб­лем, трудностей и напряжения с помощью непоследовательных и неожиданных действий. Отчаянно ищет пути избавления, способен на опрометчивые поступки вплоть до самоубийства». Часто психологи используют тест на выявление суицидального риска у детей Александра Кучера и Василия Костюкевича. Используется для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся 5-11-х классов. Еще один популярный метод - «Незаконченные предложения», вариант методики SaksSidney для русскоговорящей аудитории - может использоваться для учащихся с первого класса. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, жизненным целям. Диагностика суицидального поведения подростков может проводиться с помощью опросника Ганса Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста. Методика предназначена для определения уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющих на формирование суицидальных наклонностей подростка. Методика «Сигнал» предназначена для экспресс-диагностики уровня суицидального риска и выявления мотивов для жизни. Используется для подростов с 16 лет. Опросник Басса-Дарки позволяет определить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести, предназначен для детей подросткового возраста. Для определения стратегий психологической помощи в рамках комплексного сопровождения учащихся, кроме вышеперечисленных методик, также могут использоваться тест фрустрационной толерантности Розенцвейга или же детский вариант методики, предназначенный для детей 7-14 лет. Позволяет выявлять уровень социальной адаптации; причины неадекватного поведения учащихся по отношению к сверстникам и преподавателям, конфликтность, агрессивность, изоляцию; эмоциональные стереотипы реагирования в стрессовых ситуациях. Большинство из них психологи используют в физическом виде, но в домашних условиях можно и обратиться к онлайн- тестам и опросникам. В конце концов приватность и комфортную обстановку можно устроить не только в кабинете психолога. А детские варианты родители могут использовать, замаскировав под игру. В итоге ребенок и не догадается, что его тестировали. Ключевые моменты Диагностические признаки суицидального поведения выявляются профессиональными психологами. Этому учатся годами, познавая теории и практики, но существуют ключевые точки, запомнив которые, первичную диагностику может провести любой взрослый. Первый признак - это уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни. Второй - это капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и тому подобным. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти. Затем наступает депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях - прямой и открытый разговор с человеком. Четвертый признак - агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей. Также должно вызывать внимание само­разрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя «на грани риска». Где бы они ни находились - на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях - они везде едут на пределе скорости и риска. Также перед суицидом обычно случается потеря самоуважения. Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут. Стоит обратить внимание и на изменение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят «в три горла». Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют. Еще может помочь, если вы заметите изменения в режиме сна. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в «сов»: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины. Кроме того, неизменно последует ухудшение успеваемости. Многие учащиеся, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы. Как ни странно, но подсказкой может послужить даже внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят. Другой «звоночек» - это раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция - прямой предвестник грядущего несчастья. В каж­дом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента. Иные же приводят дела в порядок. Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью раздать долги, попросить прощения у тех, кого обидели, дорисовать картину, убраться дома или что-то в этом роде. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К этому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляются развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом. Нужно вовремя заметить перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремится скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на музыкальных инструментах, те, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно. Уловить и отреагировать Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни. Прямую угрозу не переосмыслить, различным толкованиям она не поддается. Это могут быть фразы: «Я собираюсь покончить с собой», «В следующий понедельник меня уже не будет в живых». Косвенные угрозы, многозначительные намеки уловить труднее. Косвенные угрозы нелегко вычислить из разговора, иногда их можно принять за самые обыкновенные «жалобы на жизнь», которые свойственны всем нам, когда мы раздражены, устали или подавлены. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов. Словесные предупреждения могут быть самыми разными. Не исключено, что ваш родственник или знакомый задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа: «Я решил покончить с собой», «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!», «Лучше умереть», «Пожил и хватит», «Ненавижу всех и все!», «Ненавижу свою жизнь!», «Единственный выход - умереть!», «Больше не могу!», «Больше ты меня не увидишь!», «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!», «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!», «Выхожу из игры, надоело!». Самый последний шанс выявить суицидальное поведение и спасти подростка - это отреагировать в период активной предварительной подготовки. В это время ребенок занимается собиранием отравляющих веществ и лекарств, боевых патронов, он создает рисунки с гробами и крестами, активно ведет разговоры о суициде как о легкой смерти, нередко занимается посещением кладбищ и красочно о них рассказывает, часто самостоятельно заводит разговоры о загробной жизни.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ