Дети с нарушениями интеллекта окружены любовью и заботой
Не только специальная педагогика, но и все большая часть педагогического сообщества массового образования признает реальностью многообразие вариантов развития человека. Это выражается в признании права ребенка на индивидуальные проявления в образовательном процессе и обязанности общества - обеспечить адекватную помощь для успешного обучения. В последние годы во всех школах страны создаются специальные условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями развития, которые нуждаются в наиболее интенсивной социальной и педагогической поддержке в образовательном процессе. Об этом сказано в Законе РК «Об образовании». Исключительное внимание, постоянный контроль, всецелая забота и участие, а главное - любовь к воспитанникам - вот принципы работы всех педагогов в областной специальной школе-интернате № 1 «Өркен» для детей с нарушениями интеллекта. Конечно, любовь и забота - далеко не все, что необходимо таким особенным ребятам, но их уже давно никто не называет умственно отсталыми, как это было раньше, что говорит о том, как далеко продвинулись толерантность, гуманное отношение к людям, в том числе к детям с инвалидностью. - В нашей школе-интернате, которая является единственным в регионе учреждением для этой категории детей, созданы все условия для получения ребятами специального образования. Цель работы всего коллектива школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, коррекция отклонений в развитии детей с легкой и умеренной умственной отсталостью посредством специальных программ и технологических средств обучения и трудовой подготовки, социально-бытовой ориентировки, а также психологической реабилитации для интеграции в общество. Для реализации целей и задач имеются все условия. Есть квалифицированные специалисты, прошедшие курсы повышения квалификации и переподготовки в Алматы в Национальном научно-практическом центре развития специального и инклюзивного образования, учителя эффективно проводят планомерную, долгосрочную психолого-педагогическую поддержку детей с нарушением интеллекта. Да, с нашими ребятами порой невероятно сложно. И не только потому, что они не приучены с детства к таким простым вещам, как элементарный уход за собой, но еще и потому, что результаты нашего труда видны далеко не сразу, могут пройти годы, прежде чем будет заметен прогресс, - комментирует директор Жамбылской областной специальной школы-интерната № 1 «Өркен» Фарида Казбекова. По ее словам, на сегодня в школе-интернате проживают, воспитываются и обучаются 203 ребенка с различными нарушениями интеллекта. Кроме того, у некоторых из детей есть сопутствующие диагнозы и особенности, например, нарушения зрения, задержки психического развития, расстройства аутистического спектра. Здесь ребята учатся, начиная с пяти лет, с нулевого класса по десятый. С учениками работают 135 педагогов, 70 из них - воспитатели, остальные 65 - учителя. До обеда с детьми занимаются преподаватели, после обеда к своим обязанностям приступают воспитатели, но практически никогда ребята не остаются без присмотра. Воспитатели работают в три смены - дневную, вечернюю и ночную. Педагогам помогают и четыре медсестры, поскольку особенным детям требуется круглосуточный контроль, а также врачи - невропатолог, психиатр и педиатр. По назначению медиков для воспитанников выделяются лекарства, но это препараты, которые необходимы при первой медицинской помощи, простудах, гриппе, ОРВИ и прочих обычных заболеваниях. - Раньше дети обучались всего девять классов, но в прошлом году мы открыли три десятых класса, что крайне важно именно для наших воспитанников. Почему? Потому что с такими диагнозами, как у наших ребят, их не берут после школы в колледжи, но они вполне восприимчивы к трудовому воспитанию. Вот мы и решили попробовать продолжить обучать наших десятиклассников в таком оригинальном направлении, как цветоводство, - пояснила Фарида Казбекова. - Так для выпускников будет хотя бы небольшая надежда на трудоустройство в дальнейшем садовниками, сотрудниками оранжерей, киосков по продаже цветов. Мы в дальнейшем мечтаем об организации на территории школы собственной оранжереи. Директор подчеркнула, что их специальный интернат - это прежде всего школа, где детям дают, по мере их восприятия и усвоения, знания, простейшие навыки по поведению в обществе, самостоятельному уходу за собой, гигиене, здоровому образу жизни, лишь потом стоит вопрос об обретении ребятами трудовых навыков. - У нас учатся и проживают 77 детей из районов и 126 - из Тараза, в интернат их определяют областная и городская психолого-медицинские педагогические комиссии. Обучение проходит в одну смену до обеда, в школе пятидневная неделя. После обеда идут дополнительные занятия - с логопедами, дефектологами, психологами. Некоторых городских ребят вечером забирают домой родители, те, кто из районов, проживают и обучаются постоянно, домой уезжают лишь на каникулы. В целом из 203 воспитанников 150 в интернате находятся и днем, и ночью. Они обеспечены пятиразовым питанием, для них оборудованы отличные спальни, музыкальный и актовый залы, кабинеты специалистов, мягкая комната для релаксации, кабинет Монтессори. Классы у нас малочисленные, наполняемость - до 10 человек, - рассказала заместитель директора областной специальной школы-интерната № 1 «Өркен» Лиза Аттыбаева, которая трудится в этой школе уже 29 лет, практически со времени открытия. Она отмечает, что планомерно проводится работа по укреплению материально-технической базы интерната, что необходимо для обеспечения равного доступа к получению полноценного образования, всестороннего развития и организации досуга и отдыха воспитанников. Например, в этом году социальным фондом «Қазақстан халқына» одобрен проект оснащения школы-интерната на 30 миллионов тенге, уже подписаны договоры на поставку оборудования для кабинетов математики, естествознания, ИЗО, информатики, музыки, кабинетов психологов и для занятий активно-двигательного характера. Педагоги работают в тесном контакте с родителями, постоянно проводится разъяснительная, профилактическая работа. В целом в интернате «Өркен», как и в обычных школах, ученики поделены на младшее, среднее и старшее звенья. Для ребят и родителей тоже действует электронный дневник «Күнделік», только качество знаний тут не оценивается. Важнее привить детям жажду жизни, активность, нормативные навыки. Фарида Казбекова отметила, что отличной площадкой для духовного роста и психической положительной трансформации воспитанников выступает республиканский и областной фестиваль-конкурс «Жұлдызай» - «Звездочка» для ребят с ограниченными возможностями. Когда дети с нарушениями интеллекта завоевывают призовые места - это показатель совместной слаженной работы педагогов, родителей, воспитателей. С сожалением директор заметила, что 90 процентов выпускников интерната не могут учиться и работать, но даже те 10 процентов детей, кто поступает после школы в колледжи или в редких случаях куда-то на работу, это тоже большая заслуга всего персонала учебного заведения. Так, например, из 29 выпускников интерната прошлого года шесть поступили в колледжи. Выбраны специальности швейное дело, агрономия, фермерство. Не так-то просто поставить правильную речь, научить детей с нарушениями интеллекта выговаривать верно звуки и слова, вести себя спокойно и соответственно нормам и этикету общества, но это возможно, и это - ежедневная изнурительная и кропотливая работа специалистов - психологов Айнуры Жапаровой, Александры Музычук, Баян Айтбановой, дефектологов Гульжазиры Карабаевой, Динары Тауасаровой, учителей начальных классов Ирины Жульдиковой, Шолпан Мананбаевой, Гульфариз Жумановой, логопедов Альфии Сайфуллиной, Айжан Тойбаевой. А сколько труда, любви и веры вложено в ребят их воспитателями Дилорам Бековой, Венерой Байназаровой, Камшат Дауирбековой, Арайлым Нуржигитовой, Айгуль Сарсенбековой, Майрой Тажимуратовой, Талшын Шортанбековой, Айгуль Тайлыбаевой, Гаухар Жумабековой! Вносят свой вклад в воспитательный процесс библиотекарь Багдат Косаева, учителя труда Кызжибек Умирбаева, Айнур Адилова, Фаруза Бушраева, Азат Шайимкулов, Талгат Абдикожаев, Салиха Утегенова, Баймурат Рахметов, учитель географии Гульнара Нурмаханова, учитель коррекционной ритмики Гульсана Туленова, учитель физкультуры Гамзат Абитаев. Как проходят для детей индивидуальные и групповые занятия, мы смогли увидеть сами. Впечатлили мастерские интерната. Кроме швейного и столярного дела, выжигания по дереву, изготовления поделок из фетра, бумаги, бисера, картона, воспитанников учат социально-бытовой ориентировке, для которой имеется отдельное помещение. Отмечу, что в самой школе-интернате часто проводятся мероприятия различного характера, а воспитанники принимают участие в различных конкурсах и фестивалях. Так, в этом году они завоевали призовые места в международном конкурсе «Өнерлі өрге жүзер», международном творческом конкурсе «Новогоднее настроение-2023», VII республиканском детском конкурсе «Жарық жұлдыз» по хореографии и вокалу, получены путевки в финал в городе Алматы. Восемь воспитанников интерната стали победителями республиканского творческого конкурса среди детей и подростков Best Talent, а четыре - республиканского конкурса творчества детей и подростков «Айтұмар» в номинации «Хореография».Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="69785,69786,69787,69788,69789,69790,69791,69792"]