Сместить акценты. Рынок труда нуждается в технических специалистах
Сместить акценты. Рынок труда нуждается в технических специалистах
Рынок труда нуждается в технических специалистах
Ежегодно казахстанские колледжи выпускают несколько тысяч специалистов, которые в большинстве своем оказываются не у дел. Как изменить ситуацию, подсказывают научные сотрудники Almaty Management University (AlmaU) антимонопольный экономист Вадим Новиков и Александр Вилейкис. Своим мнением они поделились на сайте делового еженедельника «Курсив» (kz.kursiv.media). «В колледжах и техникумах обучаются около полумиллиона человек, что составляет заметную долю молодежи. Однако среднее профессиональное образование часто воспринимается как нечто недостаточно ценное для карьерного и профессионального роста, в лучшем случае как промежуточный этап перед поступлением в университет, а в худшем – как место, куда идут от безнадежности. Возникает парадокс: с одной стороны, колледжи и техникумы предоставляют возможность получения профессионального образования, с другой - общество и государственная политика не придают этому достаточного значения и ставят задачи другого рода», - говорится в статье. По мнению авторов, это отношение приводит к неопределенности в миссии и целях среднего профессионального образования. Вместо того чтобы концентрироваться на подготовке специалистов, востребованных на рынке труда, оно оказывается в тени университетского образования. Так, за 2019-2022 годы прием учащихся в организации профтехобразования увеличился на 30 процентов, тогда как число преподавателей осталось прежним. Какие факторы приводят к неэффективности среднего специального образования в Казахстане, несмотря на вкладывание значительных ресурсов в развитие этой сферы и ее потенциал? Эксперты отмечают, что заметно несоответствие между текущим состоянием среднего профтехобразования и требованиями современного рынка труда. Несмотря на увеличение госзаказа на бесплатное обучение в колледжах на 45 тысяч мест и переориентацию на технические специальности до 704 тысяч мест (55 процентов), а также внедрение стандартов WorldSkills, система не справилась с задачей подготовки конкурентоспособных специалистов. «Важно переосмыслить среднее профтехобразование как самостоятельное направление, отходя от подготовки специалистов в таких областях, как IT и менеджмент, и сосредоточившись на рабочих профессиях. Модель дуального образования, используемая в Германии, где сочетаются теоретические занятия и практическая подготовка на предприятиях, может служить примером для создания эффективной и престижной системы профтехобразования. Акцент на развитие профессиональных навыков по международным стандартам WorldSkills также способствует повышению качества образования», - считают авторы статьи. Эти подходы в сочетании с чeтким определением миссии среднего профтехобразования могут обеспечить выпускникам не только знания, но и востребованность на рынке труда, способствуя тем самым экономическому развитию страны. Система среднего профтехобразования в Казахстане требует переосмысления по двум причинам, считают эксперты. Во-первых, чтобы преодолеть разрыв между предлагаемым образованием и актуальными потребностями рынка труда. Во-вторых, чтобы устранить общий перекос в образовании. В Казахстане, как и в других странах бывшего СССР, высшее образование воспринимается как базовое и чуть ли не общеобязательное, а потому развивается в ущерб профессиональному, получения которого для многих было бы достаточно. Система среднего профессионального образования столкнулась с проблемой несоответствия обучения актуальным требованиям рынка труда. Одной из основных проблем является разрыв между заявленными учебными программами и тем, что реально предлагается на рынок. Акцентируется внимание на обучении модным IT и менеджменту, в то время как преподавателей, которые имеют необходимую подготовку для обучения новому и модному, очевидно немного. С другой стороны, организации среднего профтехобразования могли бы сосредоточиться на обучении рабочим специальностям, которые относительно консервативны и которым действительно могли бы научить преподаватели колледжей и техникумов. «Анализ ситуации в сфере среднего профтехобразования в Казахстане выявляет несоответствие между предлагаемыми программами и требованиями рынка труда. Система страдает от недооценки обществом и устаревших учебных подходов. Важно переосмыслить ее, акцентируя внимание на рабочих специальностях и реальных потребностях экономики. Отмечается также, что нагрузка на преподавателей СПО в Казахстане (14 учащихся на одного преподавателя) выше, чем в среднем по ЕС (10 учащихся на преподавателя), что дополнительно усложняет ситуацию», - резюмируют В. Новиков и А. Вилейкис.Подготовила Мира АЗИМОВА, фото из открытых источников