Новости

Ответственное отношение. Этические нормы и профессиональная реакция

Ответственное отношение. Этические нормы и профессиональная реакция

 width=Этические нормы и профессиональная реакция

Для того, чтобы помочь или хотя бы не навредить подростку с суицидальным поведением, нужно знать, как себя правильно вести в такой ситуации. Этика работы специалиста, осуществляющего социально-психологическую диагностику, основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. При осуществлении психодиагностической деятельности необходимо руководствоваться определенными правилами и принципами. Соблюдение этических принципов способствует созданию безопасной для ребенка среды, а сам процесс психодиагностического обследования подчинен главному правилу в работе психодиагноста: «Не навреди!» Принцип уважения Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Республики Казахстан и международными документами о правах человека. Принцип уважения в работе с потенциальными самоубийцами включает в себя несколько важных пунктов. Во-первых, это уважение достоинства, прав и свобод личности. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований. Вторая составляющая - это беспристрастность. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к пациенту. Все действия должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у психолога при общении с клиентом, а также его социальное положение не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия врача. При работе с подростком с суицидальным настроением следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению ребенка. Следующая важная составляющая - это конфиденциальность. Информация, полученная в процессе работы с ребенком на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий. Если этот опыт в будущем поможет другим людям, то демонстрируя конкретные случаи своей работы, психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия того пациента, история которого может стать методическим материалом. Очень важно, чтобы при работе с подростками специалисты не отыскивали о них информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач, даже по просьбе родителей или других близких. Кстати, говоря о мамах и папах, стоит отметить, что каждый ребенок имеет право на консультацию психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц. Конечно, каждый случай уникален, и ребенок сам может попросить родных присутствовать, но так как по статистике именно взрослые являются основной проблемой детей, то чаще всего им хочется работать индивидуально. Детская среда крайне токсична в моральном плане, и любая компрометирующая информация может стать смертельным оружием в руках безответственных подростков. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред, если каким-то образом утечет в Сеть. Поэтому порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы. Также важно знать, что психолог не должен препятствовать желанию привлечь для консультации другого психолога. Всё зависит от уровня компетенции Работа с суицидентами не терпит ошибок. Ведь здесь на кону находится человеческая жизнь. Поэтому психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт. Выбирая специалиста, в первую очередь обратите внимание на соблюдение им профессиональной этики. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики. Также профессионалы подчеркивают, что только психолог осуществляет непосредственную работу с клиентом. То есть самостоятельно ведет анкетирование, интервьюирование, тестирование, психотерапию, тренинги. Опосредованную работу также должен вести специалист, в нее входят биографический метод, метод наб­людения, изучение продуктов деятельности клиента и прочие косвенные показатели, способные помочь в постановке диагноза и лечении. Налаживаем работу на местах Итак, мы выяснили, каким должен быть и что уметь настоящий профессионал-психолог. Но прежде чем обратиться к нему, нужно найти для этого предпосылки. Предугадать такое попросту невозможно, поэтому главные симптомы суицидального поведения выявляются в ходе близкого контакта или профилактической работы специалистов в учебных заведениях. Сочетания микросоциальных причин и индивидуально-психологических особенностей личности подростка, обусловливающие суицидальные формы реагирования на трудные обстоятельства, предполагают индивидуализацию работы, особенно с детьми группы риска. Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков - это задача специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую и коррекционную работу с детьми группы риска. Для повышения уровня результативности в реализации профилактической работы необходимо учитывать ряд принципов в работе. В первую очередь - это неукоснительное соблюдение психолого- педагогической этики, требований социально-психолого-педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя, учителя, психолога, социального педагога и других специалистов, работающих с детьми. Если рассматривать ответственность шире, то можно отметить, что каждый человек должен владеть минимумом знаний возрастной психологии, в области подросткового суицида, а также соответствующих приемов индивидуальной психо-коррекционной работы, лечебной педагогики и психотерапии. Не для того, чтобы заниматься самостоятельной диагностикой или лечением, а как минимум для того, чтобы не навредить в опасной ситуации. Раннее выявление контингента детей группы риска на основе проводимых социально-психодиагностических процедур и исследований, а также знания его характеристики в целях наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы станут отличным подспорьем в работе психолога и могут спасти множество жизней. Немаловажную роль играет и активный патронаж семей, в которых проживают дети группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям. Стоит учитывать и другие факторы риска. Например, Интернет полон печальных историй ошибок специалистов, даже таких глупых и крайне опасных как разглашение фактов суицидальных случаев в детских коллективах. Никто не знает, как ребята воспримут такую информацию. Кто-то проникнется сочувствием, кто-то протянет руку помощи, но, согласно статистическим данным, всегда найдется группа детей, которая воспримет такой сигнал, как призыв к агрессивным действиям, что еще больше навредит суициденту. Специалисты отмечают, что каждый человек должен обладать минимальным уровнем знаний. В народе бытует мнение, что если человек хочет покончить с собой - он сделает это молча, а если кричит об этом на каждом углу - то никогда этого не сделает. Это глубочайшее заблуждение, вера в которое погубила сотни тысяч детей и подростков. Угроза самоубийства всегда должна рассматриваться в качестве признака повышенного суицидального риска. Действительно, в некоторых случаях это оказывается исключительным актерским мастерством и игрой на публику, но даже если один случай из 10 мог оказаться реальным суицидом, то проведенная работа в соответствии с нормами взаимодействия с суицидентами уже стоила того. Также для предотвращения суицидов в подростковой среде всем взрослым людям, а не только профильным специалистам, следует уделить внимание тому факту, что без необходимого инструмента ребенок зачастую не может свести счеты с жизнью. Поэтому важно оградить их от всего, что может им навредить. Опять же это не означает, что нужно дома прятать все ножи под замок, а самого ребенка взять под купол гиперопеки. Но, например, необходимо усиление внимания родителей и сотрудников учреждений к порядку хранения лекарственных средств. В учебных заведениях любого уровня, будь то сельская школа или вуз в столице страны, необходимо проведение тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром. Без прямого диалога невозможно формирование у подростков таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также применение индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Каждый из нас может немного посодействовать снижению уровня подросткового суицида, но наибольшая ответственность все же лежит на педагогах. Именно в их руках повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению жизненных трудностей. Также важно помнить, что психологическая помощь необходима и семье подростка в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у подростков в зоне риска. Таким образом, для создания системы профилактики суицидов у детей и подростков необходимо соблюдение основного принципа - принципа комплексного взаимодействия специалистов. Данное взаимодействие разных специалистов, а именно учителей, воспитателей, психологов, социальных работников, медицинских работников, сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, родителей способствуют более эффективной работе в области профилактики и предотвращении повторных суицидов среди подростков. Лицом к лицу Но что же делать, если профилактическая работа не дала результатов, и вы лицом к лицу столкнулись с суицидальным поведением подростка? Организация социально-психологической работы с людьми, склонными к суицидальному поведению, - это система лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оказание им специализированной помощи. Она включает в себя несколько этапов, работа по которым ведется последовательно. Для начала подростку предлагается первичная помощь, которая может быть оказана любым человеком, или первая врачебная помощь, которая оказывается суициденту при наличии соматических осложнений вследствие осуществления суицидальных действий. Она может быть оказана врачом любой специальности, но чаще всего оказывается бригадой скорой помощи, в больнице скорой помощи или любом другом лечебном учреждении. Следующий этап - это оказание экстренной помощи. Неотложная психиатрическая помощь при необходимости оказывается психиатрами в любом лечебном учреждении, куда поступил пациент с суицидальным поведением. Неотложная психотерапевтическая помощь также оказывается, например, службой телефона доверия. Амбулаторно-консультационную помощь окажут суицидологи в специализированных кабинетах социально-психологической помощи при поликлиниках общесоматического профиля или в специализированных суицидологических кабинетах при психоневрологических диспансерах. Заключительный этап - это оказание гос­питальной помощи. Стационарная специализированная помощь оказывается пациентам с суицидальными проявлениями в условиях кризисного стационара либо в психиатрических больницах в случае, когда аутоагрессивное поведение обусловлено психопатологическими расстройствами. Давайте подробнее рассмотрим организацию работы звеньев суицидологической службы, которые являются наиболее распространенными. В первую очередь, конечно же, это так называемая служба «Телефон доверия». Она предназначена для профилактической консультативной помощи по телефону лицам с целью предотвращения у них суицидальных действий. Основная задача данного подразделения суицидологической службы состоит в ликвидации у обратившихся кризисных состояний путем психотерапевтических бесед и применения при необходимости неотложных мер по предотвращению суицидальных тенденций. Работа телефона доверия организуется в специально оборудованном помещении, где при необходимости предусмотрено несколько телефонов, расположенных в отдельных звуконепроницаемых кабинетах, и осуществляется без непосредственного контакта с пациентом, ежедневно, круглосуточно, без перерыва. Адрес телефона доверия не указывается в адресных справочниках. Специалисты отделения представляются только как телефон доверия или под псевдонимом, не называя своих данных и адреса. Пребывание посторонних лиц в помещении отделения и использование принадлежащих ему линий связи для личных разговоров исключается. К работе на телефоне доверия привлекаются врачи-психиатры, врачи-психотерапевты или медицинские психологи, практические психологи, педагоги-психологи, волонтеры из числа студентов психологических и медицинских учреждений, прошедшие специальное обучение в области суицидологии, кризисной психологии и специфики работы на телефоне доверия. Обращение абонентов регистрируется в журнале обращений, где кратко описывается содержание беседы, указываются принятые меры, при необходимости место пребывания абонента и его паспортные данные. В прямом контакте работает кабинет социально-психологической помощи. Он оказывает консультативную и профилактическую помощь лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисным, суицидоопасным состоянием. Основными задачами кабинета являются консультативно-диагностическая работа, оказание обратившимся гражданам психологической и социальной помощи, психологическая и психопрофилактическая помощь населению, участие в программах охраны психического здоровья. Социально-психологическая помощь по желанию в этом случае также может оказываться анонимно. В кабинете ведется отчетная документация, но пациенты также могут рассчитывать на полную безо­пасность их данных. Отделения кризисных состояний организуются на базе многопрофильных больниц и предназначены для решения задач стационарной лечебно-диагностической помощи при ситуационных реакциях, психогенных и невротических депрессиях, психопатических реакциях и декомпенсациях психопатий, протекающих с выраженными суицидальными тенденциями. Основными задачами такого отделения являются стационарная лечебно-диагностическая помощь при ситуационных реакциях, психогенных и невротических депрессиях, психопатических реакциях и декомпенсациях психопатий, протекающих с выраженными суицидальными тенденциями, организация психотерапевтической, медико-психологической и социальной помощи населению, проведение дифференциально-диагностических мероприятий в сложных клинических случаях, проведение стационарной экспертизы трудоспособности, создание для пациентов отделения психотерапевтической среды.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ