Справятся с управлением
Справятся с управлением
От нашей области в корпус «А» выйдут 17 госслужащих
26 марта вступит в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы». Этот документ, по ожиданиям его разработчиков, станет новой вехой в системе государственного управления. В чем же суть изменений? Можно ли ожидать, что с внедрением новшеств чиновничья среда избавится наконец от мздоимцев и нарушителей? На эти и другие вопросы «Знамёнки» ответил начальник территориального управления Агентства по делам государственной службы РК по Жамбылской области - председатель Дисциплинарного совета Азимхан Сатыбалдин. - Азимхан Абилхаирович, политологи часто упоминают в качестве одного из приоритетов измененного закона усиление принципа меритократии при отборе и продвижении кадров. Что это за принцип? Каким образом он применялся ранее, до поправок в закон, и в чем, собственно, будет теперь заключаться его усиление? - В международной практике меритократия рассматривается как признание заслуг, когда труд человека, государственного служащего оценивается по достоинству и открывает для него возможности для профессионального, карьерного и социального роста. Соблюдение этого принципа обеспечит объективную оценку работы каждого, кто служит интересам государства. Начало профессионализации кадров положил принятый в 1999 году Закон РК «О государственной службе». Изменения же призваны ее усовершенствовать. Взять хотя бы процедуру конкурсного отбора: она станет более эффективной и прозрачной. Тестирование будет проводиться без привязки к конкурсному отбору в конкретном государственном органе. По результатам тестирования по итогам полученных баллов гражданам будет выдаваться сертификат, который дает им право участия в конкурсном отборе. Время проведения конкурсных процедур сократится с 50 - 60 дней до 15 - 20 дней. Кроме того, планируется ввести профессионально ориентированные экзамены, эссе. Предусмотрена также ответственность должностных лиц за незаконные кадровые решения. Ежегодная оценка качества работы государственных служащих станет основой для кадровых решений и поощрения. Все это призвано повысить уровень доверия населения к сотрудникам государственного аппарата, от профессиональных компетенций которых зависит реализация стратегических задач по развитию отраслей, регионов, государства в целом. - Довольно часто руководители тех или иных ведомств жалуются на дефицит и текучесть кадров. С чем этот процесс связан? И что делается для повышения профессионального уровня чиновников? - К сожалению, в государственной службе уровень текучести кадров действительно высокий. Почти 70 процентов занимает перемещение государственных служащих с одного места на другое. Но связаны они с разными факторами: как положительными, скажем, карьерными перемещениями, так и отрицательными, или «командными». Кстати, Глава государства поручил прекратить практику «командных» перемещений. И новым законом как раз предусмотрен механизм, когда назначения в порядке перевода будут возможны только внутри государственных органов, а перевод в другие государственные органы осуществим только в случаях, определяемых Главой государства. Для повышения профессионального уровня госслужащих сформирована инфраструктура обучения, включающая в себя Академию государственного управления при Президенте Республики Казахстан, региональные центры переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и иные организации образования. Ежегодно одна треть государственных служащих проходит обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, то есть в течение трехлетнего периода каждый успевает повысить свой уровень. При этом учебные программы обновляются. К примеру, с учетом того, что соискателю на руководящую должность необходимы навыки стратегического планирования и умение принимать управленческие решения, с прошлого года руководящий состав занимается в региональном центре обучения по отдельной программе. Кроме того, нынче вводятся институты наставничества, карьерного планирования и ротации. Предусмотрены стажировки, в том числе для зачисленных в кадровый резерв. Для талантливых и перспективных государственных служащих будут разрабатываться специальные программы обучения и профессионального развития. - Расскажите, пожалуйста, о результатах аттестации административных госслужащих за прошлый год. Какие тенденции прослеживаются при оценке их знаний, а также умений применять эти знания? - В прошлом году аттестации подлежало 1125 госслужащих, из них прошли аттестацию 1090. Из числа последних 899 соответствуют занимаемым должностям. Рекомендованы для зачисления в кадровый резерв на вышестоящую должность 22 госслужащих. Повторной аттестации по итогам 2012 года подлежат 162 сотрудника. Семь человек освобождены от занимаемых должностей ввиду того, что не прошли аттестацию. - До 26 марта действует мораторий на проведение конкурсов на занятие вакансий. Что нового будет в процедуре конкурса, прописанного в изменениях к закону? - Во-первых, конкурс дает равный доступ гражданам республики на занятие вакантных должностей государственной службы. Во-вторых, в результате конкурса производится отбор среди кандидатов, соответствующих предъявляемым требованиям, то есть из всех участников конкурса выбирают наиболее квалифицированно подготовленного кандидата. Законом выделяются такие составы дисциплинарных правонарушений, касающихся проведения конкурсов, как «нарушение порядка проведения конкурса», «разглашение содержания тестовых заданий и иных конкурсных вопросов». Соответственно предусмотрена ответственность должностных лиц за незаконные кадровые решения. Наряду с этим в законе предусмотрена норма, в соответствии с которой конкурсные комиссии могут рекомендовать в кадровый резерв только данного госоргана. То есть госорган уже не будет формально подходить к формированию своего кадрового резерва, а будет заинтересован в компетентных сотрудниках. И еще. Пока действует мораторий на проведение конкурсов, вакансии сохраняются. Трудовые права госслужащих защищены, в ходе передачи полномочий из центров в регионы и перераспределения соответствующих штатных единиц никто не пострадает. - Каким образом будут передавать полномочия из центров в регионы с пятью тысячами госслужащих? - Конечно, речь идет о перераспределении штатных единиц, а не о человеческих ресурсах. То есть будут переданы вакансии, которые имеются сейчас в центральных исполнительных органах и их территориальных управлениях. По поручению Главы государства проанализирована деятельность центральных государственных органов на предмет четкого разграничения полномочий между цент-ром и регионами, а также укрепления местных органов кадрами перед выборами всех акимов сельских округов. Принято решение о передаче 5000 должностных единиц из центра в регионы в ведение местных исполнительных органов сельского уровня. Более того, по заявлению министра экономики и бюджетного планирования РК Ерболата Досаева, за счет оптимизации местных исполнительных органов будет дополнительно выделено еще 920 единиц. - Сколько государственных служащих региона могут претендовать на перевод в корпус «А»? - Формирование кадрового резерва корпуса «А» будет осуществляться на основании решений Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан и региональных кадровых комиссий. Вместе с тем будут разработаны специальные квалификационные требования. В нашем регионе 17 служащих могут претендовать на перевод в корпус «А». Это касается начальников некоторых управлений, членов ревизионной комиссии, а также акимов. - Несколько лет назад при общественном объединении «Жамбыл жастары» действовала школа молодого госслужащего, где студентов ТарГУ обучали основам управленческого менеджмента и помогали устроиться на практику в госорганы. Практикуется ли нечто подобное сейчас? - Право работать госслужащим гарантировано Конституцией не только молодым казахстанцам, но и всем гражданам нашей республики. Вместе с тем, учитывая стратегические цели государства, в системе государственной службы делается акцент на обучение и подготовку нового поколения. При Агентстве Республики Казахстан по делам государственной службы действует общественное объединение «Клуб молодых государственных служащих «Жігер», которое осуществляет свою деятельность вот уже на протяжении пяти лет. В Жамбылской области с 2007 года функционирует аналогичный «Клуб молодых государственных служащих «Жас тұлпар». Объединить молодых государственных служащих, повысить престиж государственной службы - вот основные задачи этих объединений. Наше управление периодически проводит встречи, беседы с членами регионального клуба - амбициозными и перспективными сотрудниками различных структур. Уверен, у каждого из них большое будущее.Вопросы задавала Гульжан АСАНОВА