Мнение

Конституция: векторы развития. Действовать планомерно и поэтапно

Конституция: векторы развития. Действовать планомерно и поэтапно

 width=Действовать планомерно и поэтапно

Нынешний 2024 год обещает стать важным этапом правовых преобразований в стране. В настоящее время осуществляется процесс масштабного государственного строительства - создание Нового Казахстана, в котором задействованы все государственные и общественные институты. Цели построения Нового Казахстана определены - это создание условий для качественного изменения жизни казахстанцев на основе повсеместного внедрения принципа верховенства права и закона. Результаты референдума Напомним, как были приняты изменения в Конституцию РК, и как это сказалось на политической и экономической жизни страны. Важнейшим этапом совершенствования казахстанского законодательства был референдум 2022 года, где были приняты существенные поправки в Основной закон РК. По данным Центральной комиссии референдума, 77,18 процента проголосовавших выступили за принятие поправок в Конституцию РК. В референдуме по внесению изменений в Основной закон были зарегистрированы 68,05 процента от числа граждан, имевших право голоса, или 7985769 человек. По итоговым данным, общая явка составляла 68,06 процента, или 7986293 человека. А в пользу изменений высказались 6163863 из них. Чем объяснить такой результат референдума? Во-первых, грамотной и масштабной работой государственных органов при подготовке к голосованию. Так, депутаты обеих палат Парламента принимали активное участие в разъяснении поправок в Конституцию, вынесенных на референдум, провели в регионах встречи с представителями разных групп и слоев населения. Парламентарии постарались и, как ясно из результатов, сумели успешно довести до граждан не только смысл предлагаемых изменений в Конституцию, но и в целом курс реформ, намеченных Главой государства Касым-Жомартом Токаевым. Например, Комитетом по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента РК было проведено выездное заседание в Казахском национальном университете имени аль-Фараби, где наряду с вопросами повышения качества юридического образования в стране обсуждалась и проводимая конституционная реформа. Кроме того, сенаторы провели встречи с представителями палат юридических консультантов города Алматы. Положения Конституции как Основного закона государства хотя и имеют прямое действие, но главным образом определяют основу, служат фундаментом государственного строительства, закладывают его основные идеи и принципы. Конституционные нормы реализуются затем в конституционных законах и других законодательных актах, подзаконных актах, в деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и организаций. И этот проект закона, за который проголосовали на референдуме, также закладывает основы, задает направление будущих политических преобразований. У реформ, особенно таких масштабных, есть и своя логика развития - последовательность и поэтапность. Только это позволит избежать хаоса, искать оптимальные пути, основываясь на уже приобретенном опыте.   Демократизация и гласность Но в русле общего вектора политической трансформации у первого этапа реформ были и есть свои специфические цели и задачи. Во-первых, это дальнейшая и эффективная демократизация, то есть повышение активности общества, вовлечение каждого гражданина в решение широкого круга государственных вопросов и проблем в самых разных формах участия в политической жизни - работе партий, других неправительственных организаций, в выборах в местные и центральные органы, обсуждении принимаемых государством решений. Второе направление - это реформа самого государства, государственного аппарата, в том числе и его дебюрократизация. И дело здесь не только в изменении названий и функционала отдельных государственных органов, а в коренном изменении подходов каждого государственного органа, каждого чиновника к своей деятельности. Понятно, что эта реформа требует не только изменения законодательства и системы госорганов. Она требует изменения психологии каждого госслужащего, каждого гражданина. Общим должен стать принцип «государство для граждан», а не наоборот. Неслучайно Президент Казахстана неоднократно говорил о том, что основной целью правового регулирования должен стать человек с его потребностями, правами и свободами. На что, например, направлена, замена Конституционного совета Конституционным судом? Очевидно, что «суд» - это орган, осуществляющий правосудие, рассматривающий конкретные споры и защищающий определенные права и интересы. Конституционный суд традиционно является органом, осуществляющим конституционное правосудие, защищающим Конституцию и закрепленные ею права и свободы граждан. Конституционный совет, очевидно, выполнил свою историческую миссию, издав большое число постановлений по толкованию отдельных норм Конституции, составивших основной массив актов конституционного права страны. Теперь же пришла пора реализации конституционных положений в повседневную жизнь через прямое обращение граждан в Конституционный суд, который будет решать актуальные вопросы. Насколько действующие нормативные правовые акты соответствуют Конституции, конституционным правам и свободам и решает Конституционный суд. Достижение целей по вовлечению граждан страны в решение вопросов государственного обустройства и реформы государственного аппарата позволит проводить дальнейшие реформы уже на качественно новом уровне. Третья задача - создание сбалансированной системы государственной власти. Действительно, ряд конституционных поправок предусматривает дополнительные полномочия исполнительной власти, в частности, по принятию нормативных правовых актов, фактически имеющих силу закона. Однако подобные поправки нельзя рассматривать обособленно вне общего контекста конституционной реформы. В своем Послании народу Казахстана Глава государства так описал формулу политической системы, являющуюся основой стабильности государства: «Сильный Президент - влиятельный Парламент - подотчетное Правительство». Весь пакет поправок в Консти­туцию был направлен на достижение этой цели. Это и уменьшение полномочий Президента страны, отказ от так называемой суперпрезидентской и переход к президентско-парламентской республике, построение в целом новой модели институтов власти, предусматривающей реальное эффективное воплощение конституционного принципа разделения ветвей власти, использования системы сдержек и противовесов. Президентская власть не может быть сильной и авторитетной без эффективно работающего Парламента, осуществляющего реальное народное представительство и в силу этого являющегося влиятельным. А реальная, на деле, подотчетность Правительства нивелирует риски злоупотребления расширенными законотворческими полномочиями. По Конституции Парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательную власть. Оптимизация, основы которой заложены вносимыми в Конституцию поправками, коснулась всех функций Парламента, его палат, каждого депутата. Прежде всего усилены представительские функции депутатского корпуса. Законодательная, законотворческая деятельность депутатов строится именно на основе запросов общества. В целом усилия сконцентрированы на повышении эффективности законодательства, переходе от количества принимаемых актов, уже грозящего правовым хаосом, к их качеству. И, несомненно, активизирована и повышена роль парламентского контроля за исполнением законов исполнительной властью, членами Правительства. Первые шаги во внедрении этого механизма были сделаны конституционной реформой в 2017 году. Только парламентский контроль может и должен уравновешивать дополнительные полномочия исполнительной власти, делать Правительство действительно подотчетным, как об этом говорит Президент Казахстана. Поправки в статью 61 Конституции предусматривают, что в порядке законодательной инициативы Правительством РК могут быть внесены законопроекты, которые «в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, подлежат рассмот­рению Парламентом немедленно на совместном заседании его палат». В период с момента внесения таких законопроектов и до вступления в силу принятых Парламентом законов по этим же вопросам «Правительство Республики вправе принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона».   Конституция + новые законы Разумеется, изменениями только в Основном законе страны дело не ограничивается. В конце 2023 года в Казахстане принят ряд важных для дальнейшего развития нашей страны законов. Некоторые из них вступят в силу с этого года. О наиболее важных из них и о том, какие изменения они внесут в жизнь казахстанцев, мы и расскажем. Президент РК 28 декабря 2023 года подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и экологии». Закон позволит улучшить условия проведения операций по недропользованию, включая оперативный переход на практические геологоразведочные работы, сокращение сроков экспертиз на 8-12 месяцев, устранение административных издержек более чем в два раза. В частности, в документе содержатся нормы, призванные улучшить инвестиционную привлекательность в сфере недропользования и обеспечить эффективность политики в данном направлении. Также Глава государства подписал поправки в закон о национальной безопасности. Целью закона является дальнейшее совершенствование законодательства в области обеспечения национальной безопасности. Законопроект вносит поправки в два кодекса и 11 законов. В частности, предусматривается отнесение организаций оборонно-промышленного комплекса к стратегическим объектам и внедрение норм, способствующих недопущению коррупционных рисков при приобретении товаров и услуг для нужд обороны и безопасности. Кроме того, предоставляется возможность перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса для строительства, обустройства и функционирования объектов Государственной границы и нужд обороны. В соответствии с законом на органы национальной безопасности возлагаются обязанности по осуществлению работы, направленной на патриотическое, нравственное и духовное воспитание кадрового состава и предупреждение правонарушений в органах национальной безо­пасности. Предложено внедрить стандарт поведения военнослужащего Пограничной службы Комитета национальной безопасности при проведении пограничного контроля. Закон вступил в силу. Президент страны также подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Государственной корпорации «Правительство для граждан», международного технологического парка «Астана Хаб» и дактилоскопической регистрации». Документ был инициирован депутатами Парламента. Законом исключаются положения об обязательной дактилоскопической регистрации граждан Республики Казахстан и вводится добровольная дактилоскопическая регистрация для граждан Казахстана только с их согласия. Обязательная дактилоскопическая регистрация для гражданина РК сохраняется только в случаях получения удостоверения личности моряка. Для иностранцев и лиц без гражданства, достигших 16-летнего возраста, вводится обязательная дактилоскопическая регистрация в случаях, установленных Законом РК «О дактилоскопической и геномной регистрации». Согласно закону, положения, касающиеся дактилоскопической регистрации, введены в действие с 1 января 2024 года. Для иностранцев и лиц без гражданства вводится требование личного обращения в регистрирующие органы на территории Казахстана для получения индивидуального идентификационного номера. Ранее они могли это сделать по месту фактического нахождения на основании выданной другим лицам доверенности.   Общественные объединения как важный фактор Главой государства 21 декабря подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественных объединений и социальной защиты лиц, занятых на работах с вредными условиями труда». Законопроект направлен на обеспечение защиты прав граждан на свободу объединений в соответствии с международными стандартами. Документом предлагаются нормы, направленные на предоставление гражданам возможности создания общественного объединения группой не менее трех человек, приведение в соответствие норм действующего законодательства, в частности, определение статуса общественного объединения городов республиканского значения; правовую регламентацию вопросов создания общественных объединений и другие. Вместе с тем в ходе работы над законопроектом во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года Правительством республики письмом от 30 октября 2023 года предложено внести в данный законопроект ряд поправок, направленных на социальную защиту лиц, занятых на работах с вредными условиями труда. В этой связи депутатами законопроект дополнен следующими поправками. В Социальный кодекс внесены нормы по введению специальной социальной выплаты лицам, занятым на работах с вредными условиями труда. Данная выплата будет осуществляться при достижении лицами 55 лет в случае наличия уплаты за них обязательных профессиональных пенсионных взносов в совокупности не менее 84 месяцев и прекращения ими трудовой деятельности на работах с вредными условиями труда. В текущем году вступил в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения». Среди изменений, одобренных парламентариями, - уточнения по вопросам обязательного медицинского страхования, электронные формы сдачи налоговых отчетов, преференции для предпринимателей, пользующихся кассовыми аппаратами, подключенными к Сети, в том числе тех бизнесменов, которые оказывают услуги букмекерских контор. Кроме того, поправки описывают процедуры налоговой проверки субъектов бизнеса и сопутствующие вопросы взаимодействия фискалов и налогоплательщиков.   Новые аспекты Главой государства подписан также Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационной безо­пасности, информатизации и цифровых активов». Закон, инициированный депутатами Мажилиса, направлен на усиление защиты персональных данных и устранение правового пробела в регулировании деятельности по цифровому майнингу. В частности, закон предусматривает запрет на сбор, обработку копий документов, удостоверяющих личность. Исключение составляют случаи, когда отсутствует интеграция с объектами информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, или невозможно идентифицировать субъект с использованием технических средств, а также в иных случаях, предусмотренных законами РК. Вводится обязанность иммигрантам представлять копии документов, удостоверяющих личность, в целях защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности страны. Предусматривается введение новых механизмов по обеспечению информационной безопасности посредством создания программы взаимодействия с исследователями информационной безопасности. Определяется процедура лишения, приостановления, возобновления действия лицензии на деятельность по цифровому майнингу. В целях защиты от мошеннических действий лицам предоставляется право устанавливать добровольный отказ от получения банковских зай­мов и микрокредитов через веб-портал электронного правительства.

Подготовил Юрий ЕФИМОВ