Комментарии

Другая правда

Другая правда

 

Идея отмены техосмотра понравилась не всем

Живое обсуждение на форумах в Интернете вызвало недавнее выступление в Мажилисе Парламента страны главы Комитета дорожной полиции МВД РК Берика Бейсенкулова. Он не исключил возможность отмены техосмотра для легковых автомобилей. Однако все ли согласны с такой точкой зрения? 

Радоваться или нет?

Как известно, представляя законопроект «О дорожном движении», руководитель Комитета сделал весьма неожиданное заявление. По его словам, в некоторых странах ответственность за безопасное состояние автотранспорта переложена на его владельцев. Потому данный опыт необходимо изучить, обсудив идею в нашей стране. Но в любом случае, по мнению Б. Бейсенкулова, прохождение техосмотра необходимо сохранить для грузовых автомобилей и автобусов. Надо сказать, автолюбители весьма сдержанно отнеслись к данной инициативе, а некоторые таразские водители - даже с осторожностью. - Мне кажется, градус кипения по поводу техосмотра в Казахстане уже значительно снизился, - говорит автолюбитель Николай Фролов. - Год назад у всех данная процедура вызывала возмущение, так как везде были очереди. К тому же тогда из-за ужесточения правил на людей напустили столько страха, что всем жутко стало. Но со временем очереди рассосались, а проведение техосмотра оказалось не такой страшной процедурой. Думаю, что техосмотр нужен в любом случае. - Я особого смысла в этой процедуре не вижу, - говорит водитель Аскар Абуов. - Правильно говорят: за состоянием автомобиля его владелец все равно следит. Ведь у нас такие дороги - с ямами, открытыми люками, «лежачими полицейскими», что приходится регулярно заезжать на СТО. Тем не менее в саму возможность отмены техосмотра мало кто верит. - Честно говоря, сложно представить нашу страну без данной процедуры, - говорит ветеран транспортной системы Жамбылской области Жексен Тлеубаев. - Наши водители даже если заезжают на СТО, то чрезвычайно редко. А некоторые делают это уже тогда, когда машина не желает больше двигаться. А так они могут ездить сколько угодно, не обращая внимания на скрежет, скрип, постукивания в ходовой части, топливной и других системах машины. По словам аксакала, его очень удивила позиция ведомства, которая вдруг резко изменилась. - На протяжении последних 20 лет МВД активно пропагандировало процедуру техосмотра, убеждая нас в том, что это - общемировая практика, которая способствует безопасности дорожного движения, - говорит он. - Теперь же получается, что есть какая-та другая общепринятая практика? Мне кажется, что главный «гаишник» республики должен все-таки больше заботиться о безопасности дорожного движения.  

Как бы не «кинули»

Кроме того, по мнению ветерана, в данном случае совершенно забытыми оказались те предприниматели, которых совсем недавно уговорили взяться за организацию данной работы. - Год назад им всем говорили: откройте линии СТО, и у вас будет хорошее дело! - говорит Ж. Тлеубаев. - А сегодня, когда многие предприниматели закупили современное дорогостоящее оборудование, установили по несколько линий, обучили сотрудников, наладили работу, им вдруг говорят: не обессудьте, мы, может быть, отменим эту процедуру. Мне кажется, это не совсем честно по отношению к людям. К тому же стоит учесть, что на данном этапе в республике организована вполне профессиональная диагностика, когда состояние автомобиля определяется не при визуальном осмотре, чуть ли не с помощью отвертки или шариковой ручки (постучали там-здесь), а высокоточными компьютерами и диагностической картой. Ж. Тлеубаев приводит такую статистику: за последние десять лет в стране в авариях погибли более 32 тысяч человек, еще 166 тысяч получили различные травмы. Только в прошлом году погибли 3022 человека, из которых 272 - дети. Ранены более 17 тысяч человек, в том числе около трех тысяч детей. Ужасно, что такое происходит в мирное время. И зачастую причиной этого является неудовлетворительное техническое состояние автомобилей. - Мне кажется, отмену техосмотра одобряют многие водители, - считает ветеран. - Им не хочется тратить свое время и деньги. Но в данном случае, на мой взгляд, их мнение не может быть определяющим. Надо также опрашивать всех других граждан. Ведь пассажиры и пешеходы являются потенциальными жертвами дорожно-транспортных происшествий, и они могут придерживаться противоположного мнения.  

Как это было

Как считает Ж. Тлеубаев, процедура техосмотра в последние два десятилетия являлась чисто формальной: пришел, сдал документы, получил штампик и пошел. При этом никакой проверки или диагностики на деле не проводилось, что, как следствие, не влияло на улучшение статистики ДТП. - В советское время это была весьма ответственная процедура, - вспоминает ветеран. - Областной, а так- же горрайисполкомы выносили постановления о проведении ежегодного технического осмотра автомашин. Создавалась специальная комиссия, куда входили сотрудники ГАИ, опытные инженеры-автомеханики, инженеры по безопасности, пожарные, депутаты и представители общественных организаций. Автопредприятия и базы готовились к этому за месяц-два вперед: проверяли и чинили все системы машин, красили бамперы, так как обращалось внимание и на внешний вид транспорта, меняли шины, приобретали при необходимости новые огнетушители, аптечки и так далее. А если машина вдруг была не готова, то водителя могли отстранить от руля. Конечно, сегодня техосмотр проводится совсем по-другому, но с прошлого года, когда процедуру передали в ведение Министерства транспорта и коммуникаций, она перестала являться формальностью. Наряду с техосмотром в те годы проводился так называемый техминимум, который сегодня в Таразе пытаются возродить некоторые автошколы. Данную меру ветеран транспортной системы считает весьма продуктивной. Ведь раньше техминимум проводился в организациях для всех водителей, они обучались в течение небольшого времени тому, что могли уже подзабыть. И это было хорошей профилактикой безопасности дорожного движения. Сегодняшний водитель может невесть как получить права на вождение, пользоваться ими в течение десяти и более лет и не знать некоторых элементарных правил. А лекции опытных преподавателей могли бы помочь даже водителю со стажем, позабывшему некоторые моменты. Потому, по словам собеседника, следовало бы также сделать обязательными не только прохождение техосмотра, но и один раз в год - лекции по техминимуму. - Ответственные водители понимают, что проведение техосмотра - в их же интересах, так как от состояния машины зависит их жизнь, а также здоровье пассажиров, - говорит он. - Так что, я думаю, без техосмотра невозможно представить безопасность дорожного движения.  

Зарубежный опыт

Не вызвала одобрения возможная отмена техосмотра и в жамбылском филиале Союза водителей транспортных средств Казахстана. - Недавно я был на международном форуме в Астане, посвященном безопасности дорожного движения, - говорит директор филиала Амантай Досмуханбетулы. - Среди его участников - представители ряда европейских стран, а также международных организаций, в том числе ООН. Когда наш Минтранском презентовал отчет о техосмотре в Казахстане, иностранцы признали его очень актуальным. Они ознакомили также со своей системой техосмотра. При этом действительно выяснилось, что такой процедуры нет, допустим, в Германии. Но там у каждого водителя есть сервисная книжка, в которую вносятся все записи по ремонту машины. Немецкие водители пунктуально обращаются в пункты ремонта несколько раз в год, поскольку в этой книжке у них указано: такую деталь нужно проверить такого-то числа или после такого-то пробега. Даже ремень безопасности необходимо менять через определенное время. Таким образом, там ответственность за техническое состояние автомобиля переложена на сервисные компании. Но станут ли наши водители в аналогичных ситуациях своевременно обращаться на СТО, чтобы заменить детали или узлы? Как вы понимаете, никакой гарантии нет. Мы не так пунктуальны, как немцы, и можем ездить с тем же просроченным ремнем еще несколько лет или пожизненно. К тому же на наших СТО работают самоучки, а не профессионалы. Но в будущем подобные сервис-центры будут нужны, но уже с аккредитацией и сертифицированными запчастями.  

Старьё заказывали?

Кроме того, по мнению А. Досмуханбетулы, техосмотр необходимо сохранить хотя бы ради того, чтобы бороться со старым хламом, заполонившим весь Казахстан и Жамбылскую область в особенности. В регионе, где доходы населения невысоки, люди скупают в основном старый транспорт, число которого на дорогах стало критическим. - Если через каждый пункт технического осмотра в стране тест на пригодность не пройдет хотя бы один автомобиль, то ежегодно республика будет лишаться около 1000 единиц автохлама, - считает А. Досмуханбетулы. - Это значительно повысит безопасность дорожного движения, ведь старый транспорт таит в себе наибольшую угрозу. В идеале хорошо было бы разработать государственную программу утилизации автомобилей, о которой уже не первый год говорят в Казахстане. Это позволило бы сдавать устаревшие машины, а взамен получать новые со скидками или в рассрочку. К тому же транспортники обращают внимание на то, что сейчас при прохождении техосмотра водители должны предъявлять квитанцию об оплате налога на транспорт. То есть это также хороший механизм контроля за налоговой дисциплиной автовладельцев. В общем, как ни странно, возможная отмена технического осмотра легковых автомобилей не вызывает в обществе всеобщего ликования. Есть и другая точка зрения, основывающаяся на обеспечении безопасности на дорогах. И в такой ситуации отмена этой процедуры вызовет еще больше вопросов.

Шухрат ХАШИМОВ, фото автора