Подробности

Будьте бдительны. В преддверии мартовских праздников активизировались аферисты

Будьте бдительны. В преддверии мартовских праздников активизировались аферисты

 width=В преддверии мартовских праздников активизировались аферисты

Беспечностью, доверчивостью и невнимательностью граждан пользуются финансовые мошенники, которые активно применяют самые распространенные старые и новые схемы обмана. В Казахстане возобновились случаи телефонного мошенничества. Злоумышленники представляются сотрудниками банков, микрофинансовых или других организаций, при этом они ловко подделывают номера, с которых звонят. К примеру, это может быть короткий номер кол-центра казахстанской кредитной организации - современные технологии позволяют это сделать без особых усилий. При этом сами аферисты могут находиться в другом городе или даже другой стране. Данный вид мошенничества называется, как многие знают, вишингом и является одним из распространенных способов кражи средств посредством телефонного обзвона граждан. Финансовые мошенники идут на всевозможные ухищрения с одной целью - выманить персональные данные потенциальной жертвы. Это индивидуальный идентификационный номер, данные платежной карты или счета, CVV/CVC-код, четырехзначный код из SMS-сообщения. И тогда злоумышленники могут обналичить все средства на карте или счете. Одной из популярных схем сегодня являются случаи с правдоподобными документами сотрудников финорганизаций. Мошенники, представляясь работниками департамента безопасности или кол-центра различных банков, звонят потенциальным жертвам, что якобы на их имя оформлен мошеннический кредит. Посредством мессенджера мошенники отправляют свои рабочие документы, бланки с поддельными печатью и подписями для повышения доверия граждан. Например, в Сети распространяется рабочее удостоверение старшего специалиста службы безопасности Национального банка РК, что, конечно же, является фальшивкой. Помните, что Нацбанк Казахстана не обслуживает физических лиц и не проводит денежные расчеты с населением, в том числе не привлекает граждан для проведения «специальных операций по поимке мошенников». Специалисты просят граждан не устанавливать сомнительные мобильные приложения, не раскрывать свои персональные данные, не предоставлять удаленный доступ к мобильному телефону и не переводить денежные средства на счета третьих лиц по указаниям, полученным в ходе телефонного разговора. Вторая рабочая схема - это случай с услугами от телекоммуникационных компаний. Мошенники звонят гражданам, которые ранее устанавливали домашний Интернет, и сообщают, что необходимо аннулировать якобы не отключенную услугу. Представляются они сотрудниками телекомкомпаний, сотового оператора. Аферисты предлагают удаленно отключить услугу путем отправки SMS-сообщения и выполнения определенных инструкций для получения доступа к персональным данным. Также мошенники звонят потенциальным жертвам, утверждая, что на их телефонный номер была оформлена заявка на смену оператора. Когда человек отвечает, что не оставлял таких заявок, аферисты предлагают для обеспечения «безопасности» номера сменить пароль в личном кабинете. После этого жертве приходит SMS-сообщение с кодом сброса пароля с официального номера оператора, который очень нужен мошенникам. Если человек сделает это, злоумышленники получат доступ к его номеру и онлайн-банкингу. При поступлении телефонных звонков от подставных «работников финансовых институтов», «телеком-операторов» необходимо прервать разговор и самостоятельно перепроверить всю информацию, позвонив в эту организацию. Звонить нужно по номерам, указанным на официальном интернет-ресурсе или в официальном аккаунте данной организации в соцсетях. Если ваши конфиденциальные данные уже разглашены, необходимо заблокировать ваши счета, сменить пароли в финансовых мобильных приложениях и обратиться правоохранительные органы. Вот еще несколько полезных советов, чтобы не стать жертвой вишинг-мошенников. Лучше сразу прервать разговор. Сотрудник банка никогда не позвонит первым, чтобы запросить персональные данные, в том числе полный номер карточки, срок ее действия, CVC/CVV, логин и пароль к интернет-банкингу, кодовое слово, код из SMS-сообщения или PUSH-уведомления. Эти данные банк может запросить только в том случае, если вы сами позвонили туда, чтобы решить какой-то вопрос. Например, разблокировать карту при поездке за рубеж, уточнить, где можно забрать перевыпущенную карту и тому подобное. Если же вам звонят и, представляясь сотрудником банка, запрашивают такую информацию, даже если ее необходимо продиктовать автоответчику, то можно не сомневаться - это мошенники. Представители телекомкомпаний не звонят с обычных номеров и никогда не просят диктовать SMS-коды или реквизиты карточки. Все важные вопросы решаются обычно в отделениях. Не поддавайтесь панике, если вас попытаются напугать телефонные мошенники. На угрожающее заявление о том, что с вашей картой серьезная проб­лема, лучший ответ: «Сейчас позвоню или схожу в банк, чтобы проверить это лично!» Это очень распространенная уловка - напугать владельца карточки. Если с вашей картой действительно какие-то проб­лемы, то банк может сам ее заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговоренному в договоре каналу. Чтобы сохранить свои средства и не попасться на удочку мошенников, всегда будьте бдительны и повышайте свою финансовую грамотность.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ